Основатель рекламной платформы Clickky и организатор Mobile Beach Conference Вадим Роговский о том, как похоронить свою идею.
Я развиваю
свои стартапы с 2010 года, инвестирую на ранней стадии с 2012 года. Это
даёт мне возможность смотреть на процесс привлечения инвестиций с
позиции предпринимателя и инвестора. Вещи, о которых я расскажу ниже,
были актуальны как 5 лет назад, так и сегодня.
Я перечислю те
ошибки, часто совершаемые новичками, которые сведут шансы привлечь
инвестиции к нулю. Следуйте этим вредным советам, и ваша идея для
стартапа будет похоронена вместе с миллионами других, не успев появиться
на свет.
1. Бойтесь рассказать о своей идее
В этом мире все хотят у вас что-то украсть. Будьте осторожны.
Желательно, чтобы никто никогда не узнал о ваше идее, пока,
конечно, о вас не напишет TechCrunch. Увы, обычно в
таких ситуациях есть большой шанс увидеть статью про другую
команду, успешно реализовавшую вашу идею. Я неоднократно
был свидетелем таких ситуаций, и даже один раз сам побывал в
этой роли.
Резюме: не
делясь своими идеями с другими, вы никогда не поймёте актуальность
проблемы, которую собираетесь решить, и никогда не узнаете всех
конкурентов, особенно косвенных.
2. Обязательно берите в партнёры друзей или родственников
Запуск
стартапа — сложное и рискованное занятие, поэтому в кофаундеры нужно
брать не тех, кто поможет закрыть недостающие компетенции, но выбирать
исключительно по степени близости к вам, чтобы было комфортно работать
вместе. Вы давно знакомы и понимаете друг друга с полуслова, заканчивали
один и тот же вуз по одинаковой специальности, с кем же ещё запускать
новый проект?
Резюме: к сожалению, это самый неэффективный тип команд.
Во-первых, вам все равно придется закрывать области, где у вас
не хватает знаний и экспертизы, во-вторых, возникнут трудности
с распределением обязанностей на старте, в третьих, у первого
же инвестора возникнет вопрос, зачем ему платить
зарплату двум основателям с дублирующими навыками.
3. Предлагайте глобальные решения
Мыслите масштабно, ведь именно этого ждут инвесторы. Ваш
проект должен решать несколько проблем и быть настолько
универсальным, что его будет невозможно внятно описать в одном предложении.
Лаконично назовите ваш проект как «платформа для всего» или
«сервис для всего». К примеру, мессенджер, который будет
одновременно интернет-магазином и соцсетью с элементами сайта для знакомств.
Резюме: при
привлечении инвестиций фокус как никогда важен. Например, если ваша
компания планирует использовать несколько бизнес-моделей (например, b2b и
b2c) — сфокусируйтесь только на одной и привлекайте инвестиции
конкретно под нее. Так вы сможете четко объяснить суть проекта и быстрее
получите обратную связь от потенциальных инвесторов.
4. Будьте дальновидным
Пропишите с точностью до доллара в executive summary подробный финансовый план на следующие пять лет с растущим по
экспоненте денежным оборотом и увеличивающейся маржей. Инвесторы оценят
вашу дальновидность.
Резюме:
детальный прогноз на длительный срок лишь даст понять потенциальному
инвестору, что вы теоретик, не готовый к изменениям и реакции рынка на
ваш продукт, и не понимаете, что через пару лет ваш план с стопроцентной
вероятностью кардинально поменяется. Оптимальное решение для ранних
стадий проекта (pre-seed, seed) — прописать план тестирования ваших
гипотез с плановыми KPI (для pre-seed) или маркетинговую стратегию на
год (для seed).
5. Будьте навязчивыми
Не стесняйтесь
через день напоминать о себе и писать каждому потенциальному инвестору
из вашего списка. У них же столько проектов, без настойчивости здесь
никуда. Если игнорируют на Linkedin — найдите их аккаунт в Skype или
личный электронный адрес и продолжайте, пока не будет результата.
Резюме: не
стоит путать настойчивость с навязчивостью. Если вы не получили ответ
после двух писем, скорее всего ваш проект не вызвал интереса у
инвестора, но в будущем он, возможно, к нему вернётся. Это обычная
практика, и надо понимать, что из ста холодных писем инвесторам, с вами
не знакомых, получить хотя бы два ответа — уже большая удача.
6. Не анализируйте потенциального инвестора
Зачем тратить
время на изучение сферы интересов инвестора и его профессиональной
деятельности? Предпочтительное географическое расположение
проинвестированных стартапов, стадия проекта? Он же инвестор, у него
много денег, и какая разница, куда он вкладывал раньше. У вас настолько
невероятная идея, что он точно не останется равнодушным. А если вам
повезло и он все-таки ответил, возьмите инициативу на себя и
поинтересуйтесь: «А в какие проекты вы инвестируете? Какой ваш средний
чек?»
Резюме:
очевидно, что ваша конверсия в положительные ответы от потенциальных
инвесторов на ваши письма многократно увеличится, если вы предварительно
подготовитесь (Crunchbase и Angelist в помощь) и отберете тех инвесторов, которые уже вкладывали в похожие проекты на аналогичной стадии из вашей страны.
7. Отправляйте шаблонное письмо всем инвесторам
Подготовьте
один шаблон и разошлите 100 идентичных писем всем потенциальным
инвесторам из вашего списка, меняя только имя получателя. Если инвестор
будет медлить с ответом, у него из-под носа уведут уникальный
стартап-единорог.
Резюме: вы
выделитесь из толпы других стартаперв, если в письме будете ссылаться на
уже профинансированные проекты, демонстрируя, что изучили деятельность
инвестора. Например, стоит написать: «Вы вложили в проект А, он мне
нравится…, но мой проект лучше в этом и в этом, поэтому прошу вас его
рассмотреть».
8. Просите зарплату выше среднерыночной
Высокая
заработная плата должна быть у всех основателей без исключения. При этом
неважно, насколько активно каждый из них участвует в проекте. Не стоит
стесняться, вы — автор идеи и без труда сможете найти того, кто оценит
вас по достоинству.
Резюме: в
мировой практике инвестирования есть мнение, что оптимальная зарплата
для основателей — 50% от рыночной, если бы они пошли работать по найму в
другую компанию. И это справедливо, так как основатели уже имеют долю в
компании. Закладывая в бюджет высокую зарплату основателям, вы рискуете
оттолкнуть потенциального инвестора.
9. Сразу летите привлекать инвестиции в Кремниевую Долину
Как только
запустили прототип и добились первой сотни установок мобильного
приложения — не теряйте время и берите билет в Долину, где крутятся
миллиарды долларов. Конечно же, калифорнийские инвесторы не будут
задавать столько вопросов как в России, в Долине ждут визионеров и
стратегов, там оценят ваши красивые презентации.
Резюме:
представьте, что к вам приехал человек из Юго-Восточной Азии и на
ломаном русском предлагает вложить деньги в свой проект. Что вы ему
ответите? Вот так же в Долине реагируют на стартаперов из СНГ,
прилетающих туда на неделю поднять деньги. На стадиях pre-seed и seed
рекомендую привлекать инвестиции в СНГ, так как здесь инвестору будет
легче проверить информацию о ваших успехах и вам будет легче «продать»
себя. А в Долине стоит поднимать раунд A и последующие.
10. Достаточно уровня английского «yesлибы»
Не нужно
совершенствовать свое знание английского языка. У вас настолько
потрясающий проект, что будет достаточно взять в команду маркетолога,
который подготовит презентацию на английском.
Резюме: даже
если вы поднимаете деньги в СНГ, незнание английского — это знак
инвестору, что вам не хватило силы воли встать с дивана и выучить язык,
не говоря уже о том, что вам не удастся продвинуть проект на
международном рынке.
Если вы не
хотите следовать плохим советам, стоит научиться правильно
взаимодействовать с инвесторами и соотвественно представлять свой проект
— в этом вам помогут бизнес-инкубаторы, акселераторы и другие
мероприятия для стартаперов. Посещайте их, чтобы получить советы и
обратную связь от более опытных предпринимателей и инвесторов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+