Новый сезон круизной и паромной навигации
обещает стать рекордным для Санкт-Петербурга. Спрос уверенно растет как
среди российских, так и среди зарубежных туристов. Факторы, его
подкрепляющие, различны, но в целом понятны. А кто из операторов
наиболее качественно ответит на запросы туристов, нарастив свое
присутствие на рынке, – вопрос пока открытый
Новый сезон круизной и паромной навигации обещает стать рекордным
для Санкт-Петербурга. Спрос уверенно растет как среди российских, так и
среди зарубежных туристов. Факторы, его подкрепляющие, различны, но в
целом понятны. А кто из операторов наиболее качественно ответит на
запросы туристов, нарастив свое присутствие на рынке, – вопрос пока
открытый
Первый паром сезона 2017 года из Санкт-Петербурга уже отправился 2
апреля, а первый круизный лайнер ожидают в гости уже 2 мая. В
Санкт-Петербурге морские круизные суда и паромы швартуются на трех
объектах: в пассажирском порту Санкт-Петербург «Морской фасад», на
который приходится основная доля морского пассажиропотока, на причалах
Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта, а также на Морском
вокзале. Летняя навигация обещает стать рекордной за всю историю
«Морского фасада» – более 240 судозаходов круизных судов и более 540 000
туристов. Порт заключил порядка 120 соглашений с туроператорами, среди
которых десять – с новыми компаниями.
«Санкт-Петербург, наверное, единственный город в России, который так
активно развивает круизный туризм. Такие города-порты, как Калининград,
Владивосток, Сочи, не делают и 10% от того количества судозаходов,
которые реализуются в Санкт-Петербурге, – уверен председатель Комитета
по развитию туризма Санкт-Петербурга Андрей Мушкарев. – Можно с
уверенностью сказать, что город является морской круизной столицей
России. Мы и впредь будем продолжать развивать паромное и круизное
судоходство, будем двигаться вперед и надеяться, что морское судоходство
станет одним из драйверов туристического роста города».
Море зовет
Согласно утвержденному расписанию, в 2017 году в порт «Морской фасад»
зайдут девять новых судов. Основная доля туристического потока порта
приходится на признанных лидеров круизной индустрии. Это Carnival
Corporation & plc – крупнейшая в мире мультинациональная круизная
компания с флотом более чем в 100 круизных судов, предоставляющая услуги
на маршрутах в Северной Америке, Европе, Австралии и Азии. А также
Royal Caribbean International and Celebrity Cruises (RCL Cruises Ltd) –
второй по величине в мире круизный холдинг, число пассажиров судов
которого достигает 5 млн в год. В компаниях отмечают, что
Санкт-Петербург как круизная туристская дестинация является важной
точкой маршрутов. Город уже стал одной из круизных столиц Европы, и
интерес к нему только возрастает.
По словам генерального менеджера международного департамента RCL
Cruises Ltd Джанни Ротондо, в 2017 году в Санкт-Петербург направится
шесть судов с остановками на одну- две ночи, что позволит гостям города
провести здесь два-три дня. «Санкт-Петербург и балтийские города –
популярный выбор для наших гостей, предпочитающих
культурно-познавательный отдых. Потому что за одну поездку они получают
возможность увидеть сразу так много, – говорит Джанни Ротондо. – При
этом решение о краткосрочном безвизовом въезде на 72 часа – огромный
плюс и для пассажиров, и для компании. Поскольку Россия была закрыта для
туризма на столь долгое время, она до сих пор воспринимается как
экзотическая страна. Царская и революционная история Санкт-Петербурга
делает его захватывающим местом для гостей круизов. Дестинацией,
предлагающей исторические и культурные достопримечательности мирового
уровня, такие как Эрмитаж, Мариинский театр и дворцовые ансамбли».
Санкт-Петербург как туристическое направление высоко ценится среди
иностранцев, особенно тех, кто отправляется в Балтийские круизы,
подтверждает директор по продажам и маркетингу в Северной Европе
круизной компании Costa Crociere S.p.A (входит в Carnival Corporation
& plc) Андреа Тавелла. В 2017 году петербургский порт посетят два
лайнера компании, всего они совершат 17 рейсов. Компания вышла на
петербургский и российский круизный рынок еще в 2003 году, за прошедшее
время здесь отмечают серьезный рост спроса со стороны иностранцев и
россиян, особенно в последние годы. Зарубежным клиентам предлагают
широкий выбор экскурсий, вплоть до посещения Москвы, что стало возможным
благодаря скоростному железнодорожному сообщению. «Год за годом мы
видим рост запросов и интереса к Санкт-Петербургу со стороны клиентов, –
говорит Андреа Тавелла. – Санкт-Петербург – очень важный порт в
Балтийском регионе, он является настоящими круизными воротами в Россию.
Наша компания поняла это давно: именно наш лайнер Costa Mediterranea в
2008 году был первым судном, которое принял порт «Морской фасад». И мы
развиваем это важное направление. Санкт-Петербург подтверждает статус
перспективной быстроразвивающейся круизной столицы Европы благодаря
очарованию его исторического и культурного наследия». С 2007 года
компания запустила специальное предложение для российских туристов –
семи- и одиннадцатидневные круизы по Балтийскому морю с отправлением из
Санкт-Петербурга. Они также пользуются все большим спросом, отмечают в
Carnival Corporation & plc.
Санкт-Петербург является перспективным для международных компаний, и
его потенциал далеко не исчерпан. В 2016 году мировые эксперты
неоднократно признавали город лучшим туристическим и культурным
направлением мира. В соответствии с растущим спросом, международные
операторы готовы наращивать свое присутствие в Санкт-Петербурге.
Сейчас, согласно статистике порта, среди прибывающих иностранцев 31% –
граждане Германии, 19% – из США, 13% – британские подданные, еще 7 и 5%
турпотока приходится на граждан Испании и Италии. В целом доля туристов
из этих стран в городе традиционно высока. Но для города, как
туристической столицы, важно, что международные круизные компании
способствуют продвижению Санкт-Петербурга на международной арене и среди
граждан государств, пока редко посещающих Россию.
«Круизы по Балтийскому морю традиционно являются очень популярными,
потому что это наиболее доступный и безопасный вид отдыха. Туристам не
нужно бронировать краткосрочный отдых заранее, – рассказывает директор
MOBY SPL Сергей Котенев. – С точки зрения планирования после слияния и
синергии компании St. Peter Line с итальянским паромным оператором Moby
S.p.A. мы можем сказать, что спрос постоянно растет, навигация 2017 года
уже практически исполнена. Мы перестроили систему продажи туров и
круизов, оптимизировали маршруты судна и представили абсолютно новый
продукт. Теперь у нас паром осуществляет стоянку в порту в течение суток
– у гостей появилась возможность проводить ночь на пароме по аналогии с
круизным судном. В связи с этим мы видим достаточно большой спрос на
круизы». Сейчас флот компании сократился до одного судна, но компания
планирует приобретение нового. «Регион Балтийского моря и
Санкт-Петербурга очень специфический, суда должны быть усиленного
ледового арктического класса. Подобных судов в мире не очень много – это
единственный регион в мире, где такие круизные суда используются. Таких
судов на продажу практически нет, и, возможно, мы будем не покупать, но
строить новое судно – эти планы мы вынашиваем с 2012 года. Но
строительство судна – непростой процесс, с момента согласования проекта
до спуска на воду на практике может пройти не менее двух лет», – говорит
Сергей Котенев.
На перекладных
Среди россиян круизы по Балтике всегда были стабильно популярны. В
кризисные 2014-2015 годы спрос, конечно, снизился. Но эта тенденция
отмечалась в российском туризме в целом, как в сфере, не относящейся к
«продуктам первой не необходимости». Но туры все равно продавались как с
отправлением из Санкт-Петербурга, так и на автобусно-паромные маршруты
через Финляндию. «Сигналы о том, что спрос возобновляется, мы отмечали
еще прошлым летом – уже наблюдался небольшой подъем. Сейчас по
предварительным запросам, ранним продажам на летние программы и в целом
по числу звонков можно судить о том, что востребованность путевок в разы
выше, чем год или два назад. И в высоком сезоне 2017 года мы ожидаем
дальнейшего подъема интереса», – говорит руководитель отдела туров по
Скандинавии и Прибалтике туроператора «Вест Тревел» Любовь Шмелева.
Самым популярным зарубежным оператором по Балтике среди россиян
является Tallink Silja Line (AS Tallink Grupp) – крупнейшее предприятие
по перевозке пассажиров на Балтийском море, обслуживающее в год более 9
млн человек. Продукт компании включает не только туристические круизы на
лайнерах, но и пассажирские перевозки, а также доставку грузов и
дополнен сетью гостиниц. В лидерах также финский судоходный концерн
Viking Line, оперирующий флотом из восьми круизных паромов, курсирующих
по пяти маршрутам. В 2016 году компания перевезла 6,5 млн пассажиров,
682 тыс. автомобилей и 132 тыс. единиц груза, заработав 516,9 млн евро и
заняв паромных перевозок по Северной Балтике с долей в 33,5%. В Viking
Line отмечают, что российский туристический рынок в 2016 году начал
стабилизироваться. Ожидается, что при сохранении текущих трендов поток
российских туристов полностью восстановится. «Мы ждем рост
пассажиропотока из России, хотя тренды и статистика границ бывают
противоречивыми, – рассказывает директор по продажам в России и странах
СНГ Viking Line Елена Коверо. – Однако прошедшие новогодние каникулы и
внимание российских туристов к скандинавскому направлению еще раз
подтвердили, что потенциал есть. Поэтому мы настроены оптимистично». При
этом международный рынок (туристы из Китая, других стран ЕС и США)
продолжает показывать положительную динамику, и в долгосрочной
перспективе концерном прогнозируется существенный рост этого сегмента.
Конкуренция на круизно-паромном рынке Балтийского моря сейчас
оценивается как высокая, однако на волне роста интереса к
Санкт-Петербургу и России, а также восстановлению покупательской
способности россиян именно у петербургских компаний есть место для
роста. И опыт конкурентов наглядно показывает возможный масштаб этого
развития.
Новым судам быть!
Туризм становится одной из стратегических отраслей экономики
Санкт-Петербурга, и при должной активности бизнеса и администрации
зарабатывать на морских круизах и пассажирских перевозках можно все
больше и больше. Так, «Морской фасад» уже является крупным
налогоплательщиком города, только в период с 2011-го по 2016 год
предприятием было направлено в бюджет разных уровней более чем на 1,5
млрд рублей, в том числе 1 млрд в бюджет города и еще порядка 900 млн –
на социально-экономические цели.
«Основные финансовые показатели предприятия за прошлый год превысили
показатели 2015 года, а также параметры утвержденного бюджета, – говорит
генеральный директор АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской
фасад» Вадим Каширин. – Сейчас спрос на круизы в Балтийском регионе с
заходом в Санкт-Петербург снова набирает обороты. В этом году ожидается
существенный рост общего количества судозаходов и 19%-й рост
пассажиропотока». АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад»
является единственным оператором пассажирского порта Санкт-Петербург,
100% акций которого принадлежит городу.
Вслед за ростом спроса возможно появление новых петербургских
паромных и круизных операторов. «Без сомнения, Санкт-Петербург является
одним из самых интересных для паромных операторов направлением. Здесь
уже сформировался довольно устойчивый пассажиропоток. Притом что в
европейской части России проживают 65 млн человек – это больше, чем во
всех скандинавских странах, вместе взятых. У нас огромный рынок,
огромный потенциал и есть морская история – в Советском Союзе было
порядка 60 круизных судов под отечественным флагом – традиции
путешествий морем в стране существуют, – рассуждает Андрей Мушкарев. – И
в рамках сложившейся ситуации возможно и появление новых российских
круизных и паромных компаний с портом приписки в Санкт-Петербурге,
почему нет?»
Как в случае с любым коммерческим продуктом, морскому круизному рынку
Санкт-Петербурга не помешала бы здоровая конкуренция со стороны новой
российской компании. «Когда есть только один поставщик услуг, то он
диктует соотношение цены и качества услуг, что не очень полезно для
рынка, – считает Любовь Шмелева. – Так, к нам часто обращаются
российские клиенты с запросами, есть ли из Санкт-Петербурга как
портового города регулярные маршруты до Таллина, Риги, а также до Польши
или Германии. Поэтому расширение маршрутного предложения компаний из
Санкт-Петербурга было бы интересным рынку, спрос им обеспечен». Сейчас
через Санкт-Петербург на автобусно-паромных турах путешествуют жители
очень многих регионов России. «Конечно, присутствие иностранных компаний
имеет ряд плюсов и способствует притоку иностранных инвестиций в
экономику города. Однако уже неоднократно поднимался вопрос о том, что
городу нужен свой собственный паромный оператор, что позволило бы
оперативно решать возникающие задачи, обеспечило определенную
независимость и дало возможность самостоятельно поддерживать устойчивую
паромную связь с Европой», – уверен председатель совета
Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, депутат Госдумы РФ
Владимир Катенев.
Администрация города уверена, что инфраструктура порта не только
справится с ростом пассажиропотока, но и готова к его кратному
увеличению. В соответствии с проектом, расчетная пропускная способность
порта составляет более 2 млн пассажиров в год. В настоящее время этот
потенциал использован лишь на четверть. «Городская инфраструктура имеет
большой потенциал: в прошлом году у «Морского фасада» было три дня с
полной загрузкой, в этом году их будет семь. С учетом навигации со 2 мая
по 17 октября эти цифры наглядно демонстрируют резервы мощностей, –
говорит директор Санкт-Петербургского казенного учреждения «Агентство
внешнего транспорта» Александра Бахмутская. – При постоянной
модернизации появятся и дополнительные резервы. Так, у города есть планы
по реконструкции Морского вокзала, терминалы на городских набережных
также предусмотрены оператором «Росморпортом» под реконструкцию, но и
сейчас у них есть резерв пропускной способности». Особенности навигации
таковы, что «Морской фасад» фактически пустует в период с ноября по май и
город уже начал активно задействовать эту инфраструктуру, в том числе
под мероприятия сферы событийного туризма.
Порт «Морской фасад» уже рассматривает возможность реализации проекта
по созданию собственной судоходной компании. «Этот проект является
одной из важнейших задач правительства города и нашей компании, которая
направлена на развитие туристского потенциала Санкт-Петербурга и страны в
целом. Мы рассчитываем, что большое количество как россиян, так и
иностранных граждан будут пользоваться услугами вновь образованной
круизной линии», – говорит Вадим Каширин. Предполагается, что суда при
этом будут осуществлять рейсы как по маршруту между балтийскими
столицами, так и маршруту с заходами в Северное море в порты Норвегии,
что также позволит привлечь дополнительных потребителей на разных этапах
круиза. Плюсы от реализации такого проекта очевидны. Создание
судоходной компании повысит узнаваемость России за рубежом и увеличит
популярность Санкт- Петербурга как мировой туристской дестинации, а
также обеспечит полную круглогодичную загрузку инфраструктуры порта,
рассуждает Вадим Каширин. В соответствии с планом «Морского фасада», в
2018 году также ожидается ощутимый рост по отношению к навигации
текущего года – минимум на 10%.
Санкт-Петербург