ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > По морям, по волнам
По морям, по волнам29-04-2017, 08:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
По морям, по волнам
Марина Скляренко
2017
Новый сезон круизной и паромной навигации обещает стать рекордным для Санкт-Петербурга. Спрос уверенно растет как среди российских, так и среди зарубежных туристов. Факторы, его подкрепляющие, различны, но в целом понятны. А кто из операторов наиболее качественно ответит на запросы туристов, нарастив свое присутствие на рынке, – вопрос пока открытый Новый сезон круизной и паромной навигации обещает стать рекордным для Санкт-Петербурга. Спрос уверенно растет как среди российских, так и среди зарубежных туристов. Факторы, его подкрепляющие, различны, но в целом понятны. А кто из операторов наиболее качественно ответит на запросы туристов, нарастив свое присутствие на рынке, – вопрос пока открытый Первый паром сезона 2017 года из Санкт-Петербурга уже отправился 2 апреля, а первый круизный лайнер ожидают в гости уже 2 мая. В Санкт-Петербурге морские круизные суда и паромы швартуются на трех объектах: в пассажирском порту Санкт-Петербург «Морской фасад», на который приходится основная доля морского пассажиропотока, на причалах Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта, а также на Морском вокзале. Летняя навигация обещает стать рекордной за всю историю «Морского фасада» – более 240 судозаходов круизных судов и более 540 000 туристов. Порт заключил порядка 120 соглашений с туроператорами, среди которых десять – с новыми компаниями. «Санкт-Петербург, наверное, единственный город в России, который так активно развивает круизный туризм. Такие города-порты, как Калининград, Владивосток, Сочи, не делают и 10% от того количества судозаходов, которые реализуются в Санкт-Петербурге, – уверен председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Андрей Мушкарев. – Можно с уверенностью сказать, что город является морской круизной столицей России. Мы и впредь будем продолжать развивать паромное и круизное судоходство, будем двигаться вперед и надеяться, что морское судоходство станет одним из драйверов туристического роста города». Море зоветСогласно утвержденному расписанию, в 2017 году в порт «Морской фасад» зайдут девять новых судов. Основная доля туристического потока порта приходится на признанных лидеров круизной индустрии. Это Carnival Corporation & plc – крупнейшая в мире мультинациональная круизная компания с флотом более чем в 100 круизных судов, предоставляющая услуги на маршрутах в Северной Америке, Европе, Австралии и Азии. А также Royal Caribbean International and Celebrity Cruises (RCL Cruises Ltd) – второй по величине в мире круизный холдинг, число пассажиров судов которого достигает 5 млн в год. В компаниях отмечают, что Санкт-Петербург как круизная туристская дестинация является важной точкой маршрутов. Город уже стал одной из круизных столиц Европы, и интерес к нему только возрастает. По словам генерального менеджера международного департамента RCL Cruises Ltd Джанни Ротондо, в 2017 году в Санкт-Петербург направится шесть судов с остановками на одну- две ночи, что позволит гостям города провести здесь два-три дня. «Санкт-Петербург и балтийские города – популярный выбор для наших гостей, предпочитающих культурно-познавательный отдых. Потому что за одну поездку они получают возможность увидеть сразу так много, – говорит Джанни Ротондо. – При этом решение о краткосрочном безвизовом въезде на 72 часа – огромный плюс и для пассажиров, и для компании. Поскольку Россия была закрыта для туризма на столь долгое время, она до сих пор воспринимается как экзотическая страна. Царская и революционная история Санкт-Петербурга делает его захватывающим местом для гостей круизов. Дестинацией, предлагающей исторические и культурные достопримечательности мирового уровня, такие как Эрмитаж, Мариинский театр и дворцовые ансамбли». Санкт-Петербург как туристическое направление высоко ценится среди иностранцев, особенно тех, кто отправляется в Балтийские круизы, подтверждает директор по продажам и маркетингу в Северной Европе круизной компании Costa Crociere S.p.A (входит в Carnival Corporation & plc) Андреа Тавелла. В 2017 году петербургский порт посетят два лайнера компании, всего они совершат 17 рейсов. Компания вышла на петербургский и российский круизный рынок еще в 2003 году, за прошедшее время здесь отмечают серьезный рост спроса со стороны иностранцев и россиян, особенно в последние годы. Зарубежным клиентам предлагают широкий выбор экскурсий, вплоть до посещения Москвы, что стало возможным благодаря скоростному железнодорожному сообщению. «Год за годом мы видим рост запросов и интереса к Санкт-Петербургу со стороны клиентов, – говорит Андреа Тавелла. – Санкт-Петербург – очень важный порт в Балтийском регионе, он является настоящими круизными воротами в Россию. Наша компания поняла это давно: именно наш лайнер Costa Mediterranea в 2008 году был первым судном, которое принял порт «Морской фасад». И мы развиваем это важное направление. Санкт-Петербург подтверждает статус перспективной быстроразвивающейся круизной столицы Европы благодаря очарованию его исторического и культурного наследия». С 2007 года компания запустила специальное предложение для российских туристов – семи- и одиннадцатидневные круизы по Балтийскому морю с отправлением из Санкт-Петербурга. Они также пользуются все большим спросом, отмечают в Carnival Corporation & plc. Санкт-Петербург является перспективным для международных компаний, и его потенциал далеко не исчерпан. В 2016 году мировые эксперты неоднократно признавали город лучшим туристическим и культурным направлением мира. В соответствии с растущим спросом, международные операторы готовы наращивать свое присутствие в Санкт-Петербурге. Сейчас, согласно статистике порта, среди прибывающих иностранцев 31% – граждане Германии, 19% – из США, 13% – британские подданные, еще 7 и 5% турпотока приходится на граждан Испании и Италии. В целом доля туристов из этих стран в городе традиционно высока. Но для города, как туристической столицы, важно, что международные круизные компании способствуют продвижению Санкт-Петербурга на международной арене и среди граждан государств, пока редко посещающих Россию. «Круизы по Балтийскому морю традиционно являются очень популярными, потому что это наиболее доступный и безопасный вид отдыха. Туристам не нужно бронировать краткосрочный отдых заранее, – рассказывает директор MOBY SPL Сергей Котенев. – С точки зрения планирования после слияния и синергии компании St. Peter Line с итальянским паромным оператором Moby S.p.A. мы можем сказать, что спрос постоянно растет, навигация 2017 года уже практически исполнена. Мы перестроили систему продажи туров и круизов, оптимизировали маршруты судна и представили абсолютно новый продукт. Теперь у нас паром осуществляет стоянку в порту в течение суток – у гостей появилась возможность проводить ночь на пароме по аналогии с круизным судном. В связи с этим мы видим достаточно большой спрос на круизы». Сейчас флот компании сократился до одного судна, но компания планирует приобретение нового. «Регион Балтийского моря и Санкт-Петербурга очень специфический, суда должны быть усиленного ледового арктического класса. Подобных судов в мире не очень много – это единственный регион в мире, где такие круизные суда используются. Таких судов на продажу практически нет, и, возможно, мы будем не покупать, но строить новое судно – эти планы мы вынашиваем с 2012 года. Но строительство судна – непростой процесс, с момента согласования проекта до спуска на воду на практике может пройти не менее двух лет», – говорит Сергей Котенев. На перекладныхСреди россиян круизы по Балтике всегда были стабильно популярны. В кризисные 2014-2015 годы спрос, конечно, снизился. Но эта тенденция отмечалась в российском туризме в целом, как в сфере, не относящейся к «продуктам первой не необходимости». Но туры все равно продавались как с отправлением из Санкт-Петербурга, так и на автобусно-паромные маршруты через Финляндию. «Сигналы о том, что спрос возобновляется, мы отмечали еще прошлым летом – уже наблюдался небольшой подъем. Сейчас по предварительным запросам, ранним продажам на летние программы и в целом по числу звонков можно судить о том, что востребованность путевок в разы выше, чем год или два назад. И в высоком сезоне 2017 года мы ожидаем дальнейшего подъема интереса», – говорит руководитель отдела туров по Скандинавии и Прибалтике туроператора «Вест Тревел» Любовь Шмелева. Самым популярным зарубежным оператором по Балтике среди россиян является Tallink Silja Line (AS Tallink Grupp) – крупнейшее предприятие по перевозке пассажиров на Балтийском море, обслуживающее в год более 9 млн человек. Продукт компании включает не только туристические круизы на лайнерах, но и пассажирские перевозки, а также доставку грузов и дополнен сетью гостиниц. В лидерах также финский судоходный концерн Viking Line, оперирующий флотом из восьми круизных паромов, курсирующих по пяти маршрутам. В 2016 году компания перевезла 6,5 млн пассажиров, 682 тыс. автомобилей и 132 тыс. единиц груза, заработав 516,9 млн евро и заняв паромных перевозок по Северной Балтике с долей в 33,5%. В Viking Line отмечают, что российский туристический рынок в 2016 году начал стабилизироваться. Ожидается, что при сохранении текущих трендов поток российских туристов полностью восстановится. «Мы ждем рост пассажиропотока из России, хотя тренды и статистика границ бывают противоречивыми, – рассказывает директор по продажам в России и странах СНГ Viking Line Елена Коверо. – Однако прошедшие новогодние каникулы и внимание российских туристов к скандинавскому направлению еще раз подтвердили, что потенциал есть. Поэтому мы настроены оптимистично». При этом международный рынок (туристы из Китая, других стран ЕС и США) продолжает показывать положительную динамику, и в долгосрочной перспективе концерном прогнозируется существенный рост этого сегмента. Конкуренция на круизно-паромном рынке Балтийского моря сейчас оценивается как высокая, однако на волне роста интереса к Санкт-Петербургу и России, а также восстановлению покупательской способности россиян именно у петербургских компаний есть место для роста. И опыт конкурентов наглядно показывает возможный масштаб этого развития. Новым судам быть!Туризм становится одной из стратегических отраслей экономики Санкт-Петербурга, и при должной активности бизнеса и администрации зарабатывать на морских круизах и пассажирских перевозках можно все больше и больше. Так, «Морской фасад» уже является крупным налогоплательщиком города, только в период с 2011-го по 2016 год предприятием было направлено в бюджет разных уровней более чем на 1,5 млрд рублей, в том числе 1 млрд в бюджет города и еще порядка 900 млн – на социально-экономические цели. «Основные финансовые показатели предприятия за прошлый год превысили показатели 2015 года, а также параметры утвержденного бюджета, – говорит генеральный директор АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Вадим Каширин. – Сейчас спрос на круизы в Балтийском регионе с заходом в Санкт-Петербург снова набирает обороты. В этом году ожидается существенный рост общего количества судозаходов и 19%-й рост пассажиропотока». АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» является единственным оператором пассажирского порта Санкт-Петербург, 100% акций которого принадлежит городу. Вслед за ростом спроса возможно появление новых петербургских паромных и круизных операторов. «Без сомнения, Санкт-Петербург является одним из самых интересных для паромных операторов направлением. Здесь уже сформировался довольно устойчивый пассажиропоток. Притом что в европейской части России проживают 65 млн человек – это больше, чем во всех скандинавских странах, вместе взятых. У нас огромный рынок, огромный потенциал и есть морская история – в Советском Союзе было порядка 60 круизных судов под отечественным флагом – традиции путешествий морем в стране существуют, – рассуждает Андрей Мушкарев. – И в рамках сложившейся ситуации возможно и появление новых российских круизных и паромных компаний с портом приписки в Санкт-Петербурге, почему нет?» На фоне растущего спроса в пассажирском порту «Морской фасад» задумались о создании собственной судоходной компании
ФОТО: архив «эксперт с-з» Как в случае с любым коммерческим продуктом, морскому круизному рынку Санкт-Петербурга не помешала бы здоровая конкуренция со стороны новой российской компании. «Когда есть только один поставщик услуг, то он диктует соотношение цены и качества услуг, что не очень полезно для рынка, – считает Любовь Шмелева. – Так, к нам часто обращаются российские клиенты с запросами, есть ли из Санкт-Петербурга как портового города регулярные маршруты до Таллина, Риги, а также до Польши или Германии. Поэтому расширение маршрутного предложения компаний из Санкт-Петербурга было бы интересным рынку, спрос им обеспечен». Сейчас через Санкт-Петербург на автобусно-паромных турах путешествуют жители очень многих регионов России. «Конечно, присутствие иностранных компаний имеет ряд плюсов и способствует притоку иностранных инвестиций в экономику города. Однако уже неоднократно поднимался вопрос о том, что городу нужен свой собственный паромный оператор, что позволило бы оперативно решать возникающие задачи, обеспечило определенную независимость и дало возможность самостоятельно поддерживать устойчивую паромную связь с Европой», – уверен председатель совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, депутат Госдумы РФ Владимир Катенев. Администрация города уверена, что инфраструктура порта не только справится с ростом пассажиропотока, но и готова к его кратному увеличению. В соответствии с проектом, расчетная пропускная способность порта составляет более 2 млн пассажиров в год. В настоящее время этот потенциал использован лишь на четверть. «Городская инфраструктура имеет большой потенциал: в прошлом году у «Морского фасада» было три дня с полной загрузкой, в этом году их будет семь. С учетом навигации со 2 мая по 17 октября эти цифры наглядно демонстрируют резервы мощностей, – говорит директор Санкт-Петербургского казенного учреждения «Агентство внешнего транспорта» Александра Бахмутская. – При постоянной модернизации появятся и дополнительные резервы. Так, у города есть планы по реконструкции Морского вокзала, терминалы на городских набережных также предусмотрены оператором «Росморпортом» под реконструкцию, но и сейчас у них есть резерв пропускной способности». Особенности навигации таковы, что «Морской фасад» фактически пустует в период с ноября по май и город уже начал активно задействовать эту инфраструктуру, в том числе под мероприятия сферы событийного туризма. Порт «Морской фасад» уже рассматривает возможность реализации проекта по созданию собственной судоходной компании. «Этот проект является одной из важнейших задач правительства города и нашей компании, которая направлена на развитие туристского потенциала Санкт-Петербурга и страны в целом. Мы рассчитываем, что большое количество как россиян, так и иностранных граждан будут пользоваться услугами вновь образованной круизной линии», – говорит Вадим Каширин. Предполагается, что суда при этом будут осуществлять рейсы как по маршруту между балтийскими столицами, так и маршруту с заходами в Северное море в порты Норвегии, что также позволит привлечь дополнительных потребителей на разных этапах круиза. Плюсы от реализации такого проекта очевидны. Создание судоходной компании повысит узнаваемость России за рубежом и увеличит популярность Санкт- Петербурга как мировой туристской дестинации, а также обеспечит полную круглогодичную загрузку инфраструктуры порта, рассуждает Вадим Каширин. В соответствии с планом «Морского фасада», в 2018 году также ожидается ощутимый рост по отношению к навигации текущего года – минимум на 10%. Санкт-Петербург Вернуться назад |