Главный редактор vc.ru напоминает читателям, что бизнес — не всегда
инновации. Поэтому стоит прекратить осуждать предпринимателей за
копирование чужих идей (по крайней мере, на этом сайте), потому что их
реализация часто бывает важнее самой задумки.
Маски были в Looksery и Snapchat. С нейросетями люди работают годами.
Форматы видеоблогов, набирающие популярность в России, в США уже давно
устарели.
Павел Дуров украл
идеи своих главных творений у создателей Facebook и Whatsapp, создатели
Ozon скопировали Amazon, франшиза «Додо пицца» ничем не лучше «Домино».
Вместо того, чтобы заниматься инновациями, «Ростех» заимствовал у AirCharge мысль о создании беспроводной зарядки для телефонов.
Xiaomi проигрывает,
потому что напрямую скопировала всё у Apple. Carprice и другие проекты,
которые ассоциируются с Оскаром Хартманном — конвейер клонов. Как и
идеи братьев Самверов,
основателей Rocket Internet, обладающих сверхъестественным талантом
раскручивать и удачно продавать копии таких недосягаемых компаний, как
eBay, Groupon и Amazon.
Сериалы в России всегда снимают по
лицензии или просто копируют с западных успешных проектов. Массовое
отечественное автомобилестроение сдвинулось с мёртвой точки только
благодаря технологиям, принадлежащим итальянской компании Fiat. Наши
СМИ, в конце концов, всегда вторят моделям развития западных.
Двигатель
внутреннего сгорания имеет право продавать только его изобретатель —
десятки инженеров, предложивших доработки, позволяющие повысить
эффективность, никакой славы не заслуживают. Смартфоны никто кроме Nokia
производить тоже не может. Если «Истории» уже есть у Snapchat, то не
нужно интегрировать их в свои сервисы — добра это не принесёт.
Человек, который
первым придумал печатать новости в интернете, давно должен был
озолотиться, но ему помешали конкуренты, которые мигом стали
использовать его идею и расплодили десятки тысяч онлайн-СМИ.
Перечисленные
жизненные и утрированные примеры лежат на поверхности, но и менее
известные герои наших публикаций часто оказываются под давлением — их
продукт легко могут обвинить в отсутствии инноваций, или хуже того —
сказать прямо в лицо, что они вообще всё украли у конкурентов.
Подметив факт
копирования — пусть даже неполного — легче всего сразу предсказать
продукту печальную участь. Со стороны кажется, что невозможно сделать
успешный проект, основанный на чужих идеях. Мнимая проблема копирования,
конечно, затрагивает не только Россию — Apple и Samsung, к примеру, до
сих пор не разобрались, кто у кого украл патенты.
Согласно популярной байке,
одна китайская компания, которая помогала производить комплектующие для
компьютеров Dell, сперва научилась делать классную компьютерную технику
по лекалам американцев, потом сама ознакомилась с устройством цепочки
продаж, а затем решила, что заказчик уже и вовсе не нужен — и стала
делать и продавать компьютеры самостоятельно. Якобы именно так компания
ASUS сумела построить собственный сильный бренд, основываясь на чужом
опыте.
Instagram (да и
все остальные продукты Facebook) уже скопировал «Истории» из Snapchat —
конечно, в этом можно углядеть намёк на хладнокровную месть (Шпигель
как-то отказался продавать компанию Цукербергу) или даже стремление
сбить ценность основного продукта конкурирующей компании перед IPO.
Но
нельзя отрицать состоятельность продуктовой стратегии, которая
заключается в том, чтобы сочетать оригинальные идеи и находки
конкурентов. Кому от этого хуже? Вероятно, конкурентам. Кому лучше? Всем
остальным, и пользователям в первую очередь. Так что странно слышать от
них же обвинения в плагиате.
В июне прошлого года рекордсменом краудфандинговой платформы «Бумстартер» стал проект надувной мебели «Биван», собравший в общей сложности 3,8 млн
рублей. Несмотря на такой успех, создателей продукта — основателя
магазина Madrobots Николай Белоусова и его партнёров — почти сразу
начали обвинять в копировании голландского проекта Lamzac.
Когда я спросил
Белоусова о том, что он думает о таких обвинениях, он ответил, что у
команды не было цели создавать идентичный продукт — они хотели создать
продукт с определёнными характеристиками.
Омский
изобретатель Евгений Нестеркин, выступивший главным разработчиком
«биванов», имел под рукой только изображения иностранной надувной
мебели, и ему самостоятельно пришлось сочинять конструкцию и подбирать
материалы — ткань, плёнку, фурнитуру, — тестировать десятки образцов.
Команда также трудилась над упаковкой (например, оказалось, что дешевле
оставить в коробке отверстие, сквозь которую видно ткань, чем отдельно
рисовать на ней, какого цвета «биван» внутри).
Белоусов считает,
что концепция «увидеть и создать полную копию» почти никогда не работает
— конечно, если это не майки с логотипом Adidas. Но если на рынке уже
есть компания, которая потратила несколько лет на то, чтобы прийти к
некоему форм-фактору, почему бы не сделать что-то своё, опираясь на её
находки (и исправив ошибки).
Предприниматель в
беседе со мной вспомнил рассказ владельца «Глории Джинс», который со
всего мира собирает современные тренды в модной одежде, чтобы затем
воплотить их в своей продукции. Белоусов упомянул, что собирается
запустить производство комбинезонов — и для этого его команда точно так
же скупила множество вариантов такой одежды, чтобы изучить достоинства и
недостатки и прийти к чему-то своему.
Даже нас
невнимательный читатель мог бы обвинить в том, что мы, к примеру,
переводим тексты с Techcrunch и Medium, а своего ничего не придумали. В
том же обвиняли прежнюю «Ленту.ру» и даже нынешнюю «Медузу» — эти
издания сделали себе имя на объяснении добытых кем-то новостей понятным
языком.
Самый титулованный
ИТ-продукт из России в прошлом году — Prisma — постоянно обвиняют в
том, что разработчики всего лишь взяли готовый алгоритм, упаковали его в
простую форму и придумали вирусную механику. Но я всегда держу в уме,
что они всего лишь привлекли десятки миллионов пользователей (включая
Дмитрия Медведева), попали на страницы ведущих мировых изданий, стали
лучшим приложением года по версии Apple и Google одновременно.
Это следствие.
Внешние проявления успеха. Самое важное — они показали всем, что сложные
для понимания нейросети могут делать в повседневной жизни, на
устройстве, которое сейчас есть у каждого.
И Prisma неизбежно
сравнивают с MSQRD — продуктом, который всего лишь за полгода успел
завоевать весь мир и озолотить своих создателей. И который точно так же,
по мнению экспертов из интернета, не принёс ничего нового и ценного.
Но благодаря MSQRD
также изменилась действительность — теперь каждый школьник из
Белоруссии знает, что упорный труд и чёткое видение могут привести его
на вершину мира — по крайней мере, в ИТ-сфере.
Кажется, глупо
клеймить продукт только за то, что он использует чьи-то практики.
Заимствование позволяет модернизировать существующие механизмы, а
успешный продукт часто строится не только на голой идее, но и на том,
как его смогли упаковать, вывести на рынок, масштабировать.
Разве это
нерациональная стратегия — использовать свой опыт и знания, чтобы
переосмыслить существующие достижения? Кто-то годами трудится и в конце
концов изобретает нечто новое, а кто-то использует плоды этого труда,
чтобы покорить мир и сделать его лучше. Это неотъемлемая часть
прогресса, его суть.
Ценность продукта
заключается не обязательно в том, что он первый в своём роде. А, скорее,
в его качестве, востребованности, отчасти в маркетинге — людям приятно
использовать вещь, которую им умело преподнесли. Обидно, когда продукт
оценивают по оригинальности идеи, а не по тому, пользуются им или нет,
приносит ли он выручку, есть ли у него настоящие перспективы на своем
рынке.
Когда мы
рассказываем о каком-то свежем российском продукте, первое, что слышим
от читателей — где здесь инновация?
Почему-то кажется, что именно это необходимо для прогресса. Но для
перехода на следующий уровень нужно, чтобы было от чего оттолкнуться.
Крепкий фундамент из освоенных идей и принципов.
Конечно, нам не
стоит оправдывать плагиаторов и воров. Нужно уметь отличать тех, кто
целиком и полностью копирует чужое с целью быстрой наживы, от тех, кто
умело адаптирует хорошие идеи и выдаёт собственный полезный продукт. Тем
более, что у хороших людей совпадают мысли, и мнимое копирование
достойной идеи может быть неким возмущением ноосферы — озарением,
которое давно хотело прорваться в наш мир.
Внедрение
инноваций только лишь ради инноваций может привести к катастрофе — к
примеру, прорывной продукт печально известного стартапа Theranos
оказался фикцией, созданной лишь для того, чтобы очаровать инвесторов
революционной идеей.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+