Основатель сервиса «Финолог» Михаил Смолянов изучил свежий отчёт CB Insights, посвящённый 108 самым дорогим провалам стартапов, и опубликовал в своём Telegram-канале несколько наиболее показательных примеров из исследования.
В обзоре CB Insights есть неверные данные про объем инвестиций по
многим компаниям, надо перепроверять, и в нем очень мало информации,
пришлось добавлять из «Википедии», Forbes, Venturebeat и так далее.
Quirky, $185 млн инвестиций, провалилась в 2015 году
На сайте пользователи
могли голосовать за понравившиеся им идеи продуктов, а команда проекта
претворяла эти идеи в реальность. Концепции будущих продуктов также
предлагали сами пользователи. У них были и хорошие продукты, и
совершенно провальные — как Bluetooth-спикер, который купили 28 человек.
Погнавшись за количеством в ущерб качеству и проработке каждого продукта, они не смогли построить маржинальный бизнес.
Solyndra, $1,22 млрд, 2011 год
Solyndra была создана в 2005 году американским изобретателем Крисом Гронетом,
который незадолго до этого запатентовал принципиально новые солнечные
батареи, составленные из множества цилиндров (особенность батарей,
обыгранная в названии компании).
В 2009 году оборот достиг $100 млн. Звездные инвесторы,
правительственные гарантии по кредиту на $535 млн — казалось, дела идут
великолепно (кстати, это напоминает сегодняшних героев энергетики и
электромобилей).
По факту оказалось, что они продавали «доллар за 90 центов»: высокая
себестоимость продукции, плюс падение цен на кремний, снизившее
себестоимость продукции их конкурентов, добили их в 2011 году.
CueCat, $185 млн, 2001 год
На фото их смешное устройство. Это сканер штрих-кодов для быстрого доступа к сайтам компаний, публиковавших рекламу в
журналах. Да, они придумали, а инвесторы поверили, что есть такая
проблема — ввести сложный URL.
Это была история очень быстрого взлета и падения, со скандалами после
взлома проприетарного шифрования и утечки базы пользователей. При
регистрации они просили указать email, индекс и пол, так как хотели
использовать данные для таргетированной рекламы.
Webvan, $400 млн, 2001 год
Старая история,
описанная в многих книгах. $400 млн от фондов плюс $375 на IPO в 1999
году, оценка $4,8 миллиарда. Попытка изменить рынок торговли продуктами
питания и перенести его в интернет. Банкротство через два года после
IPO.
Как ни странно, до сих пор никто не смог это сделать в глобальном масштабе. Может, вы сможете?
Better Place, $850 млн, 2013 год
Красивая идея — строить станции замены батарей в электрокарах. Начали с небольшого Израиля, но
не смогли подтвердить модель при масштабировании. В планах было бурное
развитие в Австралии, Нидерландах, Китае и США.
Договорились о партнерстве с Renault. Партнерство подразумевало
разработку службы QuickDrop для быстрой смены батарей для владельцев
Fluence, которые могли в течение пяти минут получить полностью
заряженный аккумулятор в сети зарядных станций.
Renault планировали продать 100 тысяч электромобилей Fluence ZE в
Израиле и Дании к 2016 году. К моменту банкротства Better Place было
продано всего 1400 таких машин. Да, строить бизнес на красивых обещаниях
партнеров очень рискованно.
Pay By Touch, $340 млн, 2008 год
С 2003 года разрабатывали технологию совершения платежей при помощи отпечатков пальцев.
Терминалы Pay By Touch были установлены в 3000 магазинах по всем Соединенным Штатам.
Основные средства компания тратила на покупку конкурентов, которые
пытались создать аналогичный продукт. Компания перестала работать в 2008
году — неожиданно, не предупреждая пользователей.
Kozmo, $256 млн, 2001 год
Интернет-магазин Kozmo.com был основан в 1997 году. У него было пять основных товарных групп —
игры и развлечения (видеоигры можно было взять напрокат), пищевые
продукты, бакалейные, аптечные и сувенирные товары. Кроме того, магазин
продавал табачные изделия и алкоголь, что в то время интернет-магазинами
почти не практиковалось.
Они сделала ставку на скорость доставки. В течение часа жителям Нью-Йорка доставлялся любой выбранный ими товар.
Но небольшой средний чек и большие расходы на масштабирование убили
компанию, несмотря на то, что ее основатели успешно привлекали деньги
инвесторов. Источник: vc.ru.
Рейтинг публикации:
|