Госкорпорация «Ростех» утвердила стратегию развития своего
авиационного кластера до 2025 года. Согласно этому документу, выручка
авиационных предприятий холдинга ежегодно должна увеличиваться примерно
на 12% и в итоге превысить 1,5 трлн рублей. Это почти в два с половиной
раза больше, чем они зарабатывают сейчас. Как заявил директор кластера Анатолий Сердюков,
рост будет достигнут за счет существенного увеличения доли выпуска
гражданской продукции (с 10 до 30–40%), наращивания экспорта (в полтора
раза) и повышения операционной эффективности: загрузка мощностей должна
вырасти с 55 до 80%. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова,
авиастроительные предприятия «Ростеха» готовят к выходу новые продукты,
которые позволят увеличить долю отечественных компонентов в наших
гражданских самолетах, прежде всего в новом российском
среднемагистральном самолете МС-21. Если в SSJ 100 импортные
комплектующие составляли порядка 70%, то в МС-21 их будет меньше
половины. Правда, какие именно комплектующие предстоит заместить,
министр не уточнил. Но в итоге предприятия кластера должны увеличить до
75% долю рынка в отечественном авиастроении и до 5% — в мировом.
Сегодня авиакластер «Ростеха» объединяет «Вертолеты России»,
Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), «Радиоэлектронные
технологии» и «Технодинамику». Их общая выручка по итогам прошлого года
составила около 600 млрд рублей. При этом ее львиную долю обеспечивают
«Вертолеты России» и ОДК. Но и эти компании феноменальных успехов в
последнее время не демонстрируют. Да и поставленные перед ними задачи
трудно назвать амбициозными. Так, «Вертолеты России» должны как минимум
удержать, а по возможности и нарастить присутствие в мировом
вертолетостроении за счет вывода на международный рынок вертолетов
«Ансат», Ка-226Т, Ка-62, Ми-38, а также в результате создания новых
моделей и модификаций вертолетов и модернизации имеющихся. В «Ростехе»
также надеются увеличить экспорт за счет выхода на перспективные рынки, в
частности Китай и Индию, и интеграции в международные проекты в авиации
на уровне поставщиков комплектующих.
В общем, планов у «Ростеха» как всегда громадье. Но в целом выглядят
они не очень-то реалистично. Новых прорывных продуктов у «Вертолетов
России» практически нет. При этом мировой рынок уже несколько лет
находится в стагнации. Кроме того, ожидается снижение гособоронзаказа.
Но даже без него заказы «Вертолетов России» в последние годы падают.
Например, в 2015 году было поставлено 212 вертолетов, что на 59 меньше,
чем в 2014-м. Сокращается и портфель твердых заказов: на конец 2015 года
он составил 494 вертолета, тогда как на конец 2013-го — 808. Правда, в
денежном выражении разница значительно меньше (если в 2013 году
стоимость портфеля заказов оценивалась в 401 млрд рублей, то в 2015-м — в
396 млрд). Однако это произошло за счет увеличения стоимости вертолетов
в иностранной валюте и в результате девальвации рубля, что сыграло на
руку отечественным производителям, поскольку две трети продукции шло на
экспорт. И это обстоятельство позволило «Вертолетам России» в 2015 году
увеличить консолидированную выручку на 30%. Однако нынешняя конъюнктура
рынка таких подарков не обещает. Кстати, факт снижения поставок признает
и гендиректор «Вертолетов России» Александр Михеев.
Он, в частности, отмечал, что снижение спроса связано с общемировой
тенденцией перенасыщения мирового рынка и с сокращением военных бюджетов
стран — потенциальных заказчиков продукции холдинга. По словам Михеева,
продажи будут падать и в долгосрочной перспективе. В такой ситуации
остается надеяться только на продажи машин гражданского назначения и на
послепродажное обслуживание вертолетной техники.
Весьма неоднозначно выглядят и перспективы ОДК. Производство морских
газотурбинных установок (раньше наша страна их закупала на Украине) эта
компания до сих пор так и не освоила. Силовая установка второго этапа
для истребителя пятого поколения Т-50, которая должна обеспечить
самолету сверхзвуковой крейсерский режим полета, тоже не создана.
Правда, есть определенный прогресс в создании двигателя ПД-14 для МС-21.
Однако практически на всех этих самолетах будут установлены силовые
агрегаты Pratt & Whitney. Так что за счет чего ОДК сможет резко
нарастить свою выручку, непонятно.