ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Крылатые мечты «Ростеха»

Крылатые мечты «Ростеха»


14-02-2017, 09:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Крылатые мечты «Ростеха»

ТАСС

Госкорпорация «Ростех» утвердила стратегию развития своего авиационного кластера до 2025 года. Согласно этому документу, выручка авиационных предприятий холдинга ежегодно должна увеличиваться примерно на 12% и в итоге превысить 1,5 трлн рублей. Это почти в два с половиной раза больше, чем они зарабатывают сейчас. Как заявил директор кластера Анатолий Сердюков, рост будет достигнут за счет существенного увеличения доли выпуска гражданской продукции (с 10 до 30–40%), наращивания экспорта (в полтора раза) и повышения операционной эффективности: загрузка мощностей должна вырасти с 55 до 80%. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, авиастроительные предприятия «Ростеха» готовят к выходу новые продукты, которые позволят увеличить долю отечественных компонентов в наших гражданских самолетах, прежде всего в новом российском среднемагистральном самолете МС-21. Если в SSJ 100 импортные комплектующие составляли порядка 70%, то в МС-21 их будет меньше половины. Правда, какие именно комплектующие предстоит заместить, министр не уточнил. Но в итоге предприятия кластера должны увеличить до 75% долю рынка в отечественном авиастроении и до 5% — в мировом.

Сегодня авиакластер «Ростеха» объединяет «Вертолеты России», Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), «Радиоэлектронные технологии» и «Технодинамику». Их общая выручка по итогам прошлого года составила около 600 млрд рублей. При этом ее львиную долю обеспечивают «Вертолеты России» и ОДК. Но и эти компании феноменальных успехов в последнее время не демонстрируют. Да и поставленные перед ними задачи трудно назвать амбициозными. Так, «Вертолеты России» должны как минимум удержать, а по возможности и нарастить присутствие в мировом вертолетостроении за счет вывода на международный рынок вертолетов «Ансат», Ка-226Т, Ка-62, Ми-38, а также в результате создания новых моделей и модификаций вертолетов и модернизации имеющихся. В «Ростехе» также надеются увеличить экспорт за счет выхода на перспективные рынки, в частности Китай и Индию, и интеграции в международные проекты в авиации на уровне поставщиков комплектующих.

В общем, планов у «Ростеха» как всегда громадье. Но в целом выглядят они не очень-то реалистично. Новых прорывных продуктов у «Вертолетов России» практически нет. При этом мировой рынок уже несколько лет находится в стагнации. Кроме того, ожидается снижение гособоронзаказа. Но даже без него заказы «Вертолетов России» в последние годы падают. Например, в 2015 году было поставлено 212 вертолетов, что на 59 меньше, чем в 2014-м. Сокращается и портфель твердых заказов: на конец 2015 года он составил 494 вертолета, тогда как на конец 2013-го — 808. Правда, в денежном выражении разница значительно меньше (если в 2013 году стоимость портфеля заказов оценивалась в 401 млрд рублей, то в 2015-м — в 396 млрд). Однако это произошло за счет увеличения стоимости вертолетов в иностранной валюте и в результате девальвации рубля, что сыграло на руку отечественным производителям, поскольку две трети продукции шло на экспорт. И это обстоятельство позволило «Вертолетам России» в 2015 году увеличить консолидированную выручку на 30%. Однако нынешняя конъюнктура рынка таких подарков не обещает. Кстати, факт снижения поставок признает и гендиректор «Вертолетов России» Александр Михеев. Он, в частности, отмечал, что снижение спроса связано с общемировой тенденцией перенасыщения мирового рынка и с сокращением военных бюджетов стран — потенциальных заказчиков продукции холдинга. По словам Михеева, продажи будут падать и в долгосрочной перспективе. В такой ситуации остается надеяться только на продажи машин гражданского назначения и на послепродажное обслуживание вертолетной техники.

Весьма неоднозначно выглядят и перспективы ОДК. Производство морских газотурбинных установок (раньше наша страна их закупала на Украине) эта компания до сих пор так и не освоила. Силовая установка второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50, которая должна обеспечить самолету сверхзвуковой крейсерский режим полета, тоже не создана. Правда, есть определенный прогресс в создании двигателя ПД-14 для МС-21. Однако практически на всех этих самолетах будут установлены силовые агрегаты Pratt & Whitney. Так что за счет чего ОДК сможет резко нарастить свою выручку, непонятно.


Вернуться назад