Согласно исследованию Global Entrepreneurship Monitor (GEM)
в России в 2016 году количество людей, вовлеченных в создание и
управление новыми компаниями, выросло по сравнению с 2014 годом на 35%.
По информации "Высшей школы менеджмента" Санкт-Петербургского
государственного университета (реализует проект мониторинга в России),
передает «Интерфакс», показатель стал рекордным за весь период
проведения исследования в РФ (с 2006 года).
Также за два года в России выросло и число людей, чей бизнес
существует на рынке более 3,5 лет - их количество составило 5,3%
взрослого трудоспособного населения, это также самое высокое значение
данного показателя с 2006 года. Большинство россиян, как и в предыдущие
годы, не планируют открывать собственное дело в ближайшие три года.
Однако по сравнению с 2014 годом показатель тех, кто планирует открыть
свой бизнес, вырос и составил 5,2% (против 2,6%). При этом для 34%
российских предпринимателей создание бизнеса являлось вынужденным шагом –
у них не существовало других возможностей получения дохода.
В 2016 году количество создаваемых бизнесов превысило количество
закрытых на 60%. Это позволяет говорить о расширении
предпринимательского сектора. Закрытие бизнеса происходило в основном по
финансовым причинам. Около 33% респондентов констатировали, что
вынуждены были закрыть бизнес из-за того, что он не был прибыльным. 15%
указали, что причина, побудившая их закрыть бизнес, связана с высокими
налогами и бюрократией, подчеркнули в "Высшей школе менеджмента".
Большинство россиян начинает заниматься бизнесом либо от
безысходности, так как потеряли основной заработок, либо с прицелом на
будущее, видя плохое финансовой состояние компаний, в которых они
работают по трудовому договору, говорит директор Центра экономических
исследований Университета «Синергия» Андрей Коптелов. Рост безработицы в
2016 году был отмечен в 82 регионах России, сейчас 4,1 млн человек уже
можно классифицировались как безработных с применением критериев
Международной организации труда. Существуют примеры, когда крупная или
средняя компания сокращает подразделения из-за убытков, при этом, бывшие
сотрудники создают небольшие компании, продолжающие работать в
освободившейся рыночной нише, но уже с меньшими затратами.
Помимо этого, продолжает эксперт, в настоящее время наблюдается
дробление бизнеса, вызванное недостаточной эффективностью крупных и
средних компаний. Их сотрудники, не видя возможностей карьерного роста и
увеличения доходов, начинают свой микробизнес, подчас составляя
успешную конкуренцию бывшему работодателю. По статистике, общее
количество предприятий в России, включая юридически лица и
индивидуальных предпринимателей, на 10.09.2016 составляет 5,7 млн, при
этом из них 95% это микропредприятия с численностью меньше 15 человек и
доходом менее 120 млн руб.
Одним из факторов, подталкивающих россиян к созданию собственного
бизнеса, является также появившаяся в последние годы возможность
замещения импортных товаров российским производством, что привело к
увеличению количества небольших компаний с области сельского хозяйства, а
также производства товаров народного потребления. Несколько «разгоняет»
динамику предпринимательства в России и молодое поколение, которое,
видя множество успешных зарубежных примеров создания инновационных
компаний, изначально не желает работать наемными служащими, и настроено
на создание своего бизнеса «с нуля».
Некоторые бизнесы, открытые без предварительных расчетов и
необходимого опыта, только усугубляют финансовое состояние своих
владельцев, так как не выходят на прибыль в течении длительного времени.
В тоже время бывшие наемные сотрудники с необходимым опытом и
склонностью к предпринимательству, достаточно часто создают небольшие и
достаточно усешные редрияти. Андрей Коптелов отмечает, что показатель
роста числа предпринимателей не позволяет уверенно говорить о начале
экономического роста, а лишь свидетельствует о происходящих в экономике
структурных изменениях.
Вырос индекс предпринимательской уверенности, а не бизнес,
высказывает свое мнение по поводу исследования и начальник управления
операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий
Ващенко. ВВП же, отмечает эксперт, пока не выбрался из минуса с 215
года. Уверенность предпринимателей растет на фоне роста цен на ресурсы,
почти весь позитив сконцентрирован в добывающих отраслях. В то же время,
в традиционно антикризисном сегменте - розничных продаж пока
продолжается замедление. Необходимое условие для роста потребительского
сектора - рост реальных доходов населения. Он не произойдет до тех пор,
пока прибыль предприятий не начнет расти. «Полагаю, что улучшение может
наступить во втором квартале», – говорит Ващенко.