В 2017-2018 финансовых годах реальный рост ВВП Индии составит
6,75%-7,5%, «но даже в рамках этого прогноза, Индия останется самой
быстрорастущей крупной экономикой в мире», отмечается в обзоре. Хотя,
ранее в этом месяце МВФ заявлял, что рост Китая опережает рост Индии.
В текущем финансовом году рост ВВП составит 7%, что значительно
ниже, роста экономики в 7,6% в 2015-2016 гг. Ожидается, что грядущий
финансовый год окажется непростым. Экономика будет страдать от
последствий демонетизации, роста цен на нефть и напряженного положения в
торговле.
В исследовании поясняется, что запрет Моди на использование денежных
купюр высокого номинала еще окажет влияние на экономику.
Среди положительных эффектов демонетизации исследователи отмечают
снижение неучтенных доходов, возможность экономического роста в
долгосрочной перспективе, если удастся снизить коррупцию, рост
благосостояния правительства, в долгосрочной перспективе демонетизация
может привести к росту налоговых поступлений.
Однако, отрицательные стороны этого процесса – большая потеря
рабочих мест, более низкие доходы компаний, всевозможные социальные
потрясения, особенно в денежных ресурсоемких отраслях.
Рост ВВП снизился в основном из-за того, что денежный кризис привел к
резкому падению спроса. Цепочки поставок оказались нарушены из-за
отсутствия достаточного объема оборотного капитала.
Компании и домохозяйства страдают от неопределенности, не имея
возможности инвестировать и принимать решения о покупке тех или иных
товаров. Из-за отсутствия купюр высокого номинала на себя приняли
основной удар цены на недвижимость.
Впервые в экономическом обзоре была затронута идея универсального
базового дохода: безусловных денежных переводов бедным. Это может стать
альтернативой сотням программ соцобеспечения в Индии, которые в основном
оказывались неэффективными в вопросах снижения уровня бедности,
особенно в регионах, страдающих от плохого управления.
При грамотной реализации программы снижение уровня бедности до 0,5%,
стоимость программы может составить 4-5% от ВВП, по сравнению с
нынешними субсидиями, которые учитывают около 3%.
В экономическом обзоре этот налог описывается как «смелый
эксперимент в кооперативном секторе Индии», который может стимулировать
рост ВВП Индии до 8% — 10%.
В августе прошлого года индийский парламент рассмотрел 122-ю
поправку к Конституции, 2014 год, позволяющей реализацию этого
законопроекта. Впервые обсуждение закона прошло в 2000 году, ожидается,
что сейчас он позволит заменить по меньшей мере 17 государственных и
федеральных налогов и объединить их в общую налоговую структуру.
Существующая налоговая система Индии состоит из прямых налогов —
налог на прибыль, например, и косвенных налогов – налог на добавленную
стоимость, налог с продаж, налог на предметы роскоши.
Сейчас же предлагается четырехуровневая налоговая структура, в
рамках которой будут проводиться выплаты в размере 5%, 12%, 18% и 28% —
более низкие ставки за предметы первой необходимости и самые высокие
ставки для предметов роскоши.
Тем не менее, остаются опасения относительно техники реализации этой
системы и того, сколько времени займет этот процесс, так как процесс
перехода к новой системе сложен с административной и технологической
точки зрения.
Управление будет призвано «брать на себя ответственность в наиболее
сложных случаях и принимать политически трудные решения», чтобы снизить
количество неработающих активов в индийских банках.
Неработающие активы – это активы, не приносящие доход банкам в течение более 90 дней.
«По состоянию на конец сентября 2016 года неработающие активы
составляли почти 12% от общей суммы активов банков государственного
сектора. Это намного выше, чем у любого другого развивающегося рынка, не
считая Россию», — отмечается в исследовании.
В отчете также отмечается, что такая ситуация привела к замедлению
темпов роста кредитования, что ударило по малым и средним предприятиям.