Советский Союз, от памяти о котором сейчас так мечтает избавиться
Украина, дал стране очень много разнообразных производств. Речь идёт не
только о тяжёлом машиностроении и металлургии на юго-востоке Украины.
СССР развивало мощности и на западе страны. Доказательством этому служит
ЛАЗ (Львовский автозавод), давший жизнь одному из самых массовых пригородных автобусов времён СССР – ЛАЗ-695.
Сам завод был основан сразу после Великой Отечественной войны, в
1945 году. Уже в 1948-м из его ворот выехали первые автокраны, в 1951-м –
первые автомобили. А в 1955 году дошло дело и до выпуска общественного
транспорта. Проведя неудачный эксперимент по копированию продукции
московского завода имени Лихачёва, автобуса ЗиС-155, во Львове наконец
сделали собственное-ноу-хау.
Модель получилась настолько удачной, что ЛАЗ-695 в различных
модификациях бороздил дороги СССР, затем России и стран СНГ до середины
90-х годов. Всего было выпущено более 250 тысяч автобусов данной
модели. На Украине, где не хватает денег на своевременное обновление
парка общественного транспорта, в глубинке можно увидеть эти автобусы,
работающие с пассажирами до сих пор.
У этого автобуса есть ряд конструкционных недостатков. Прежде всего –
это теснота салона (сидячие места преобладают над стоячими, поэтому он и
считался пригородным), нехватка дверей (всего две и довольно узкие) и
перегрев двигателя в жаркое время года.
Однако достоинств у ЛАЗ-695 было несравнимо больше. Прежде всего,
простота в управлении и обслуживании. Кроме того, долговечность и
износостойкость, что и позволяет им до сих пор кататься по поселковым
дорогам Украины.
Интересно, что модификация ЛАЗов предполагала обязательное наличие
широкого люка в передней части кузова. Это позволяло превращать автобус в
санитарный, так как носилки с ранеными не проходили через узкие двери,
людей в такой ситуации можно было поднимать и спускать только сверху.
Ещё одной запоминающейся особенностью модели стал кран управления дверьми, который вёл из кабины водителя и напоминал поручень.
Ещё одной приметой, по которой пассажирам всей страны запомнились эти
машины, стала температура в салоне. Данные автобусы, в отличие от
Икарусов, были очень жаркими, и не боялись сибирских холодов.
Возникновение самостийной Украины стало гибелью и для этих автобусов,
и для всего Львовского автозавода. Власти Украины попробовали проводить
эксперимент и разрабатывать на мощностях ЛАЗ новые автобусы и даже
троллейбусы. Но безуспешно, не было прежних объёмов, да и качество
продукции оставляло желать лучшего. В итоге оставшееся имущество завода в
2015 году было выставлено на торги. А за последние два года с конвейера
ЛАЗа не сошло ни одного экземпляра автомобильной техники.