«Мегафон» собрался приобрести контроль над Mail.Ru Group: мнения российских инвесторов
23 декабря совет директоров компании «Мегафон» решил провести собрание акционеров для одобрения покупки у структур Алишера
Усманова около 15,2% акций всего холдинга Mail.Ru Group за $740
миллионов. Редакция vc.ru попросила российских инвесторов
прокомментировать сделку.
Герман Каплунсооснователь венчурного фонда TMT Investments
Понятно, что «Мегафон» — это компания, которая гораздо больше. По
данным 2015 года она в 8,5 раз больше по выручке и в 11 раз больше по
прибыли, чем Mail.Ru Group. Это естественно, что более крупная компания
покупает более мелкую — тут вопросов никаких не может быть.
Но по темпам роста «Мегафон» в этом году стоит практически на нуле, а
Mail.Ru Group по итогам последнего квартала выросла на 5%. И при хорошем
рынке компания может еще вырасти в разы. Поэтому с точки зрения
«Мегафона», покупка компании, которая имеет больший потенциал роста,
очень выгодная. С этой точки зрения все хорошо.
Но меня смущает то, что большими структурами сложно
управлять. И если в телекоммуникационном сегменте рынка «Мегафон»
считается инновационной компанией, то в сравнении с Mail.Ru Group он —
абсолютно не инновационная компания, а консервативная.
Поэтому если во главе [Mail.Ru Group] встанет менеджер «Мегафона», то
ему будет тяжело решаться на какие-то более инновационные вещи, которые
Mail.Ru Group периодически делает. Это, конечно, тоже уже не стартап, а
зрелая компания, но тем не менее, Mail.Ru Group пытается агрессивно
достаточно расти, у него огромнейшая аудитория и гигантские возможности.
И что меня смущает в этой сделке: не станет ли Mail.Ru Group
значительно менее эффективной и не ограничится ли ее потенциальный рост
из-за управления более консервативной структурой?
Пока совершенно не понятно, как будет строится управление активами
Mail.Ru Group. Пока заявлено, что компании будут функционировать
самостоятельно, но как это будет в реальности — никто не знает. Именно
это и вызывает у меня опасение. Понятно, что собственник по сути не
меняется, и глобально вряд ли что-то изменится, по крайней мере в
начале. Но в перспективе все может быть. Все-таки пока не понятно, как
будут приниматься решения и как будет выстраиваться бизнес-структура.
Евгений Борисовпартнер инвестиционной компании KamaFlow
Выгоды сделки в плоскости технологического сотрудничества сторон
неочевидны: они могли быть достигнуты и без нее. Но в целом, при покупке
интернет-лидера больше выгод может получить оператор, возвращая себе
уходящую в онлайн аудиторию.
Слухи о сделке появились еще осенью, и на тот момент заявление звучало
довольно неожиданно. С учетом заявления, что после сделки компании
продолжат работать независимо, главные цели сделки, скорее связаны с
переструктурированием портфеля активов USM и оптимизации финансовых
результатов для акционера.
При выборе грамотной стратегии объединения компаний, Mail.Ru Group,
как лидер рунета, безусловно, способен помочь Мегафону укрепить позиции
среди операторов и поднять ARPU. В среднесрочной перспективе сделка
может подогреть интерес к акциям и переломить последний флэт-нисходящий
тренд.
Скорее всего, другие крупные операторы начнут пристальнее смотреть на
интернет-компании с целью сотрудничества или поглощения, и в целом может
возобновиться интерес телеком-гигантов к инвестированию в интернет, в
частности, в социальные и медийные (контентные) проекты.
Евгений Гордеевуправляющий партнер фонда Russian Ventures
Это ожидаемая сделка — операторы перестают быть только проводниками
трафика, а должны для конкуренции давать дополнительные сервисы
абонентам. И наоборот: сервисы должны предоставить безлимитный доступ к
своему контенту, что мы видим на примере VK Mobile.
Игорь Рябенькийуправляющий партнер фонда AltaIR Capital Management
Я думаю, что продажа — это логичное решение для Алишера Усманова, а
покупка — логичное решение для «Мегафона». Для Усманова это, как я
понимаю — реконсолидация активов, а для «Мегафона» — следование тренду.
Очень многие операторы понимают, что прямое движение, когда было больше
клиентов и больше услуг для клиентов, уже не обеспечивает необходимого
роста, и нужно уходить в сферу массовых интернет-услуг. Там они смогут
сгенерировать больше прибавочной стоимости.
Эта тенденция появилась не в России, она уже существует в мире, когда
операторы начинают заниматься «около-сервисами». И, таким образом,
приобретение одного из ведущих российских игроков с обширной аудиторией —
это логичная задача, как для диверсификации генерируемой выручки, так и
для удержания и наращивания собственной клиентской базы: «Мегафон»
получит новых пользователей.
Это хорошая консолидационная сделка. Я думаю, что они
сейчас берут 15% акций — это уже дает им решающий голос, и если у них
все пойдет, то я думаю, что они в дальнейшем будут просто наращивать
пакет.
В масштабах рынка я считаю, что это только первая сделка, и мы увидим
еще похожие сделки и у других операторов в этом направлении. Но я не
думаю, что это как-то повлияет на изменение стратегической ситуации на
рынке.
Дмитрий Фоминведущий аналитик инвестиционного сервиса Conomy
В долгосрочной перспективе «Мегафону» эта сделка может принести
положительный результат, поскольку набирающий обороты тренд заключается в
падении спроса на услуги голосовой связи с ростом объемов трафика
мобильной передачи данных, следовательно, самыми важными контрагентами
для операторов связи становятся компании, генерирующие контент.
В условиях все усиливающейся конкуренции на телекоммуникационном
рынке ценность Mail.Ru Group, являющейся лидером по объему аудитории в
российском сегменте интернета, сложно переоценить — и совет директоров
«Мегафона» рассчитывает на двусторонний синергетический эффект от этой
сделки, в частности, за счет расширения спектра цифровых услуг
мобильного оператора и их продвижения в сети с целью сокращения оттока
абонентов, заявленного руководством Мегафона в числе наиболее
приоритетных задач.
Анатолий Сморгонскийбывший генеральный директор Yota
С точки зрения стратегии развития «Мегафона» — это правильный шаг.
Далее будет важно, как «Мегафон» сможет реализовать преимущество от
владения Mail.Ru Group. С точки зрения тактики, «Мегафон» будет
консолидировать выручку Mail.Ru Group.
Думаю, есть небольшой риск,
что другие телекоммуникационные компании могут перенаправить рекламные
бюджеты с площадок Mail.Ru Group на конкурирующие площадки, чтоб не
помогать своему прямому конкуренту.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+