«Мегафон» собрался приобрести контроль над Mail.Ru Group: мнения российских инвесторов
23 декабря совет директоров компании «Мегафон» решил провести собрание акционеров для одобрения покупки у структур Алишера
Усманова около 15,2% акций всего холдинга Mail.Ru Group за $740
миллионов. Редакция vc.ru попросила российских инвесторов
прокомментировать сделку.
Герман Каплунсооснователь венчурного фонда TMT Investments
-
Понятно, что «Мегафон» — это компания, которая гораздо больше. По
данным 2015 года она в 8,5 раз больше по выручке и в 11 раз больше по
прибыли, чем Mail.Ru Group. Это естественно, что более крупная компания
покупает более мелкую — тут вопросов никаких не может быть.
Но по темпам роста «Мегафон» в этом году стоит практически на нуле, а
Mail.Ru Group по итогам последнего квартала выросла на 5%. И при хорошем
рынке компания может еще вырасти в разы. Поэтому с точки зрения
«Мегафона», покупка компании, которая имеет больший потенциал роста,
очень выгодная. С этой точки зрения все хорошо.
-
Но меня смущает то, что большими структурами сложно
управлять. И если в телекоммуникационном сегменте рынка «Мегафон»
считается инновационной компанией, то в сравнении с Mail.Ru Group он —
абсолютно не инновационная компания, а консервативная.
-
Поэтому если во главе [Mail.Ru Group] встанет менеджер «Мегафона», то
ему будет тяжело решаться на какие-то более инновационные вещи, которые
Mail.Ru Group периодически делает. Это, конечно, тоже уже не стартап, а
зрелая компания, но тем не менее, Mail.Ru Group пытается агрессивно
достаточно расти, у него огромнейшая аудитория и гигантские возможности.
И что меня смущает в этой сделке: не станет ли Mail.Ru Group
значительно менее эффективной и не ограничится ли ее потенциальный рост
из-за управления более консервативной структурой?
-
Пока совершенно не понятно, как будет строится управление активами
Mail.Ru Group. Пока заявлено, что компании будут функционировать
самостоятельно, но как это будет в реальности — никто не знает. Именно
это и вызывает у меня опасение. Понятно, что собственник по сути не
меняется, и глобально вряд ли что-то изменится, по крайней мере в
начале. Но в перспективе все может быть. Все-таки пока не понятно, как
будут приниматься решения и как будет выстраиваться бизнес-структура.
- Евгений Борисовпартнер инвестиционной компании KamaFlow
-
Выгоды сделки в плоскости технологического сотрудничества сторон
неочевидны: они могли быть достигнуты и без нее. Но в целом, при покупке
интернет-лидера больше выгод может получить оператор, возвращая себе
уходящую в онлайн аудиторию.
Слухи о сделке появились еще осенью, и на тот момент заявление звучало
довольно неожиданно. С учетом заявления, что после сделки компании
продолжат работать независимо, главные цели сделки, скорее связаны с
переструктурированием портфеля активов USM и оптимизации финансовых
результатов для акционера.
-
При выборе грамотной стратегии объединения компаний, Mail.Ru Group,
как лидер рунета, безусловно, способен помочь Мегафону укрепить позиции
среди операторов и поднять ARPU. В среднесрочной перспективе сделка
может подогреть интерес к акциям и переломить последний флэт-нисходящий
тренд.
-
Скорее всего, другие крупные операторы начнут пристальнее смотреть на
интернет-компании с целью сотрудничества или поглощения, и в целом может
возобновиться интерес телеком-гигантов к инвестированию в интернет, в
частности, в социальные и медийные (контентные) проекты.
- Евгений Гордеевуправляющий партнер фонда Russian Ventures
-
Это ожидаемая сделка — операторы перестают быть только проводниками
трафика, а должны для конкуренции давать дополнительные сервисы
абонентам. И наоборот: сервисы должны предоставить безлимитный доступ к
своему контенту, что мы видим на примере VK Mobile.
- Игорь Рябенькийуправляющий партнер фонда AltaIR Capital Management
-
Я думаю, что продажа — это логичное решение для Алишера Усманова, а
покупка — логичное решение для «Мегафона». Для Усманова это, как я
понимаю — реконсолидация активов, а для «Мегафона» — следование тренду.
Очень многие операторы понимают, что прямое движение, когда было больше
клиентов и больше услуг для клиентов, уже не обеспечивает необходимого
роста, и нужно уходить в сферу массовых интернет-услуг. Там они смогут
сгенерировать больше прибавочной стоимости.
-
Эта тенденция появилась не в России, она уже существует в мире, когда
операторы начинают заниматься «около-сервисами». И, таким образом,
приобретение одного из ведущих российских игроков с обширной аудиторией —
это логичная задача, как для диверсификации генерируемой выручки, так и
для удержания и наращивания собственной клиентской базы: «Мегафон»
получит новых пользователей.
-
Это хорошая консолидационная сделка. Я думаю, что они
сейчас берут 15% акций — это уже дает им решающий голос, и если у них
все пойдет, то я думаю, что они в дальнейшем будут просто наращивать
пакет.
-
В масштабах рынка я считаю, что это только первая сделка, и мы увидим
еще похожие сделки и у других операторов в этом направлении. Но я не
думаю, что это как-то повлияет на изменение стратегической ситуации на
рынке.
- Дмитрий Фоминведущий аналитик инвестиционного сервиса Conomy
-
В долгосрочной перспективе «Мегафону» эта сделка может принести
положительный результат, поскольку набирающий обороты тренд заключается в
падении спроса на услуги голосовой связи с ростом объемов трафика
мобильной передачи данных, следовательно, самыми важными контрагентами
для операторов связи становятся компании, генерирующие контент.
В условиях все усиливающейся конкуренции на телекоммуникационном
рынке ценность Mail.Ru Group, являющейся лидером по объему аудитории в
российском сегменте интернета, сложно переоценить — и совет директоров
«Мегафона» рассчитывает на двусторонний синергетический эффект от этой
сделки, в частности, за счет расширения спектра цифровых услуг
мобильного оператора и их продвижения в сети с целью сокращения оттока
абонентов, заявленного руководством Мегафона в числе наиболее
приоритетных задач.
- Анатолий Сморгонскийбывший генеральный директор Yota
-
С точки зрения стратегии развития «Мегафона» — это правильный шаг.
Далее будет важно, как «Мегафон» сможет реализовать преимущество от
владения Mail.Ru Group. С точки зрения тактики, «Мегафон» будет
консолидировать выручку Mail.Ru Group.
Думаю, есть небольшой риск,
что другие телекоммуникационные компании могут перенаправить рекламные
бюджеты с площадок Mail.Ru Group на конкурирующие площадки, чтоб не
помогать своему прямому конкуренту.
Вернуться назад
|