Сергей Никитин: соединить немецкое ноу-хау с российскими ресурсами и талантами

О  российско-германских взаимоотношениях, о путях развития дальнейшего сотрудничества между странами, а также о мерах поддержки бизнеса в интервью пресс-секретарю Центра международной торговли Москвы Юлии Ивановой рассказал руководитель представительства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в Федеративной Республике Германия Сергей Никитин.

— Сергей Михайлович, как Вы оцениваете взаимодействие зарубежных представительств с ТПП РФ и региональными российскими палатами?

У совместных проектов, как правило, много родителей. Помню большой скоросшиватель эксперта конфетной фирмы Storck, изучавшего возможность создания производства в России. Под закладкой «ТПП» были протоколы наших с ним бесед, материалы ЦМТ, Экспоцентра, Союзпатента, Союзэкспертизы, справки наших территориальных палат и т. д. Но были и другие закладки — немецкие организации, финансовые институты, консалтинговые структуры. Думаю, что Storck тогда не пошел в Россию не  из-за нас. А приход, например, фирмы OBI, глава которой начал знакомство с Россией по приглашению ТПП РФ, не является только нашей заслугой. Речь здесь идет об эффектах совместной работы. В 2007 году вместе с ТПП Краснодарского края мы организовали презентацию Кубани в Мюнхене, где, в частности, с главой компании CLAAS Катриной Клаас-Мюльхойзер обсуждалась идея завода по производству сельхозтехники в России, а сегодня группу CLAAS по праву называют эталонным якорным инвестором.

Или другой пример. На сочинские инвестиционные форумы мы организовывали чартерные рейсы для немецких предпринимателей и вместе с нашими палатами заботились о проведении семинаров и встреч. В итоге 70 немецких предприятий начали работу в России.

— А как сейчас обстоят дела с поддержкой российских компаний в Германии?

 — При всей санкционной риторике рамочные условия Германии позволяют российским предприятиям достаточно беспрепятственно выходить на европейский рынок. В последний год мы поддерживали несколько российских IT компаний, работали с химиками, электронщиками, содействовали другим предприятиям сферы высоких технологий. Например, российскому лидеру по производству специального лабораторного оборудования компании «Ламинарные системы» мы помогли построить отношения с немецкими структурами делового и отраслевого содействия, разобраться в субсидиях и расставить имиджевые и коммуникационные акценты. Сейчас компания получает новые заказы не только из Германии, но и из Австрии, Греции.

Мы стремимся вникать в заботы российских фирм и влиять на условия их продвижения. В рамках рабочей группы Германо-российского форума проводили опросы, выпустили «дорожную карту» для российских фирм, выходящих на немецкий рынок, обсуждали проблемы наших предпринимателей с депутатами Бундестага. По-моему, сейчас очень важно донести потребности наших малых и средних фирм до немецких общественных и экспертных СМИ, релевантных инстанций и ведомств. Это пиар и лоббизм, необходимые для улучшения имиджа российского предпринимательства, повышения степени взаимного доверия и продвижения марки Made in Russia.

— Какой характер обращений из российских регионов превалирует? Например, найти торговых партнеров, инвесторов, поддержку для вхождения в немецкий бизнес или информационную поддержку, юридическое сопровождение и продвижение компаний на рынке Германии?

 Предприятия обращаются обычно за информацией о потенциальных партнерах и рамочных условиях предпринимательства, за организационной помощью и в конфликтных ситуациях, когда нужны медиация и правовая помощь. В последнее время растет число запросов, касающихся ноу-хау технического и управленческого характера, оценки шансов на успех отдельных проектов, продуктов и услуг. Многих волнуют вопросы о том, как наша марка будет восприниматься за рубежом, что может стать нашим преимуществом на немецком рынке, как выстраивать коммуникацию с немецкими партнерами. 

В целом запросы свидетельствуют о росте компетентности и финансовой состоятельности российских предприятий, их интеграции в европейское экономическое пространство. Мы стараемся быть, что называется, на уровне: даем рекомендации в опоре на сетевые и другие связи, порой привлекаем внешних экспертов. Это традиционно непростой участок работы, требующей большой языковой, коммуникационной и маркетинговой компетенции.

— Бытует мнение, что стиль жизни в Восточной Германии несколько отличается от ФРГ, несмотря на значительный срок, прошедший с момента воссоединения Германии. Отличается ли реакция Восточной и Западной Германии на влияние санкций во взаимоотношениях с Россией?

Объективных данных у меня нет. Крупные мероприятия с участием большого числа российских и немецких предпринимателей проходили в последние два года в основном в восточных землях. Например, Дни России в земле Мекленбург Передняя Померания, на которых были достойно представлены также наши палаты. Но интерес к развитию сотрудничества и осуждение санкций демонстрировали и другие земли. Премьер-министр Баварии Хорст Зехофер одним из первых посетил Москву с целью подтвердить курс на развитие экономических связей. Субъективно чувствуется, что в восточных землях еще живы старые связи, не утрачено знание языка, есть какое-то душевное расположение. Недавно вновь убедились в этом при организации встреч представителей «Нижнекамскнефтехима» и «Сибура» со специалистами ведущего в Германии химического предприятия недалеко от Галле.

– Что потеряла Германия в результате санкций как финансовый центр? Каким образом происходит трансфер инвестиций, показывающих рост?

От санкций страдают российские и немецкие компании, но статистика позволяет обобщать данные об общем состоянии дел в миноре и мажоре. Крупнейшая в мире консалтинговая компания EY сообщила, что ФРГ стала в 2015 году лидером по инвестициям в Россию: количество германских проектов в стране, несмотря на санкции, увеличилось более чем в 3 раза. По данным российского Центробанка, прямые инвестиции из Германии в Россию увеличились в 4 раза — с 350 млн долларов в 2014 году до 1,42 млрд — в  2015-м. Конечно, эти данные отражают также подготовленное в прошлом развитие, но важно видеть главное: немецкие фирмы не уходят из России, представители мительштанда следят за экономическими процессами у нас в стране и подают сигналы готовности развивать долгосрочное сотрудничество.

— Какие компании проявляют наиболее активный интерес к российскому рынку? Какие секторы экономики интересны немецкому бизнесу?

Наш рынок, расширенный Евразийским пространством, привлекателен для всех, но с падением стоимости рубля и проседанием потребительского спроса изменились ожидания. Теперь в более выгодном положении тот, кто имеет виды на стратегическое партнерство, локализацию производств в России. В свое время правильно поставленная задача партнерства в деле модернизации промышленности нашей страны не была решена, как мне представляется, отчасти из-за нашей развращенности сырьевыми деньгами, отчасти из-за навязанной старыми советологами дискуссии о связи экономического прогресса с демократией. Сегодня мы вновь стоим пред этой простой и одновременно сложной задачей соединения немецкого технологического и управленческого ноу-хау с российскими ресурсными возможностями и талантами наших людей. В деловом сообществе Германии сегодня нет единодушия, но перспективность сотрудничества понимают многие. Дело за политической волей и созданием предпосылок такого сотрудничества, например, системы подготовки рабочих кадров высокой квалификации. 

Немецкий химический концерн «Хенкель» решился построить в Перми свой крупнейший завод моющих средств не в последнюю очередь потому, что видел пути решения этой проблемы. В этой связи замечу, что опыт совместной работы с Пермской ТПП в координируемом АСИ проекте переноса дуальной (на производстве и в аудитории) системы профобразования немецких торгово-промышленных палат на российскую почву убеждает в способности наших палат играть ключевую роль в этом деле у нас в стране.

— Германия — один из лидеров в технологическом секторе, Россия располагает уникальными технологическими разработками. Какие компании хотят сотрудничать в области совместных высокотехнологичных разработок?

—  Потенциально все, кто сможет увидеть пользу сотрудничества. Даже предприятия, связанные с оборонкой (меня приглашали выступить на годичном собрании топ-менеджеров одной из таких компаний с сообщением о возможностях сотрудничества в сфере авионики). Проблема в том, что увидеть эту пользу можно, только профессионально проработав проект. А это время и деньги, не говоря о пороге ментальных барьеров. Думаю, наши предприятия должны делать шаги навстречу, предлагая вниманию потенциальных партнеров проекты с уже подготовленным полуфабрикатом Due Diligence.

Товар нужно уметь подать. Это хорошо сделала, например, российская компания «Т-Платформы», установившая в 2015 году в крупном немецком исследовательском центре в Юлихе (FZJ) новый суперкомпьютерный комплекс JURECA.

— Какие сегодня, на Ваш взгляд, существуют ниши в экономике Германии, которые в перспективе мог бы занять российский бизнес?

Российские фирмы уже неплохо представлены в сфере IT. ABBYY — мировой лидер в области интеллектуальной обработки информации и лингвистики, на слуху «Лаборатория Касперского», IBS Group и ряд других. Многие идут в кильватере крупных совместных проектов в сфере фундаментальных исследований, авиации и космоса, природопользования и др. Но, думаю, впереди более емкий процесс интернационализации сразу по нескольким линиям. Наши фирмы (порой в конкуренции с китайскими) приходят в традиционные отрасли экономики ФРГ, где идет смена поколений и приоритетов, включаются в мировое инновационное развитие, в индустрию 4.0 и все успешнее предлагают совместные решения третьим странам.

В 2008 году российский предприниматель приобрел предбанкротную немецкую фирму WKB Systems, которая благодаря сотрудничеству с Россией стала лидером в производстве высокотехнологичного оборудования для индустрии стройматериалов, кузнечной промышленности и недорогой роботизированной автоматизации и поставляет оборудование, в частности, в Латинскую Америку и Индию. Уверен, что число совместных проектов можно умножить, наладив информационный обмен без мусора непродуманных предложений.

— Сергей Михайлович, Вы являетесь одним из самых опытных сотрудников системы представительств ТПП РФ, существующих долгие годы. В чем заключается секрет Вашего успеха? Какие задачи Вы ставите себе в работе на ближайшую перспективу?

Об успехах судить не мне, а правило жизни очень простое: нужно увлечь себя делом и стараться понять других. Особенно когда речь идет о понимании культурных различий. Как известно, проекты начинают пробуксовывать именно потому, что участники не только в прямом, но и в переносном смысле говорят на разных языках, не могут понять мотивацию и алгоритмы другой стороны. Одну из своих основных рабочих задач я вижу именно в преодолении данных трудностей, в налаживании бесперебойной коммуникации между уже работающими и новыми партнерами совместных проектов.

— Какой Вы видите роль Центра международной торговли в содействии развитию торгово-экономического сотрудничества России и Германии?

Появление у нас в стране слоя менеджеров с необходимыми для интернационализации бизнеса знаниями и опытом и возрастающая роль ТПП России в экономической жизни нашей страны обязывают к переосмыслению инструментов содействия международному сотрудничеству. Это тем более важно, что произошло техническое перевооружение предприятий системы ТПП РФ и представительств Палаты современными средствами обработки и передачи информации, накоплен определенный опыт сетевых взаимодействий. Думаю, что ЦМТ может стать катализатором международных деловых коммуникаций. Тем более что наметилось сетевое развитие, включился в работу ЦМТ в Южном федеральном округе, также демонстрирующий готовность вместе с территориальными палатами активно содействовать включению наших предприятий в международные цепочки прибавления стоимости.

ТПП-Информ