О
— Сергей Михайлович, как Вы оцениваете взаимодействие зарубежных представительств с ТПП РФ и региональными российскими палатами?
– У совместных проектов, как правило, много родителей. Помню
большой скоросшиватель эксперта конфетной фирмы Storck, изучавшего
возможность создания производства в России. Под закладкой «ТПП» были
протоколы наших с ним бесед, материалы ЦМТ, Экспоцентра, Союзпатента,
Союзэкспертизы, справки наших территориальных палат
Или другой пример. На сочинские инвестиционные форумы мы организовывали чартерные рейсы для немецких предпринимателей и вместе с нашими палатами заботились о проведении семинаров и встреч. В итоге 70 немецких предприятий начали работу в России.
— А как сейчас обстоят дела с поддержкой российских компаний в Германии?
— При всей санкционной риторике рамочные условия Германии позволяют российским предприятиям достаточно беспрепятственно выходить на европейский рынок. В последний год мы поддерживали несколько российских IT компаний, работали с химиками, электронщиками, содействовали другим предприятиям сферы высоких технологий. Например, российскому лидеру по производству специального лабораторного оборудования компании «Ламинарные системы» мы помогли построить отношения с немецкими структурами делового и отраслевого содействия, разобраться в субсидиях и расставить имиджевые и коммуникационные акценты. Сейчас компания получает новые заказы не только из Германии, но и из Австрии, Греции.
Мы стремимся вникать в заботы российских фирм и влиять на условия их продвижения. В рамках рабочей группы
— Какой характер обращений из российских регионов превалирует? Например, найти торговых партнеров, инвесторов, поддержку для вхождения в немецкий бизнес или информационную поддержку, юридическое сопровождение и продвижение компаний на рынке Германии?
– Предприятия обращаются обычно за информацией о потенциальных
партнерах и рамочных условиях предпринимательства, за организационной
помощью и в конфликтных ситуациях, когда нужны медиация и правовая
помощь. В последнее время растет число запросов, касающихся
В целом запросы свидетельствуют о росте компетентности и финансовой состоятельности российских предприятий, их интеграции в европейское экономическое пространство. Мы стараемся быть, что называется, на уровне: даем рекомендации в опоре на сетевые и другие связи, порой привлекаем внешних экспертов. Это традиционно непростой участок работы, требующей большой языковой, коммуникационной и маркетинговой компетенции.
— Бытует мнение, что стиль жизни в Восточной Германии несколько отличается от ФРГ, несмотря на значительный срок, прошедший с момента воссоединения Германии. Отличается ли реакция Восточной и Западной Германии на влияние санкций во взаимоотношениях с Россией?
– Объективных данных у меня нет. Крупные мероприятия с участием
большого числа российских и немецких предпринимателей проходили
в последние два года в основном в восточных землях. Например, Дни России
в земле Мекленбург Передняя Померания, на которых были достойно
представлены также наши палаты. Но интерес к развитию сотрудничества
и осуждение санкций демонстрировали и другие земли.
– Что потеряла Германия в результате санкций как финансовый центр? Каким образом происходит трансфер инвестиций, показывающих рост?
– От санкций страдают российские и немецкие компании,
но статистика позволяет обобщать данные об общем состоянии дел в миноре
и мажоре. Крупнейшая в мире консалтинговая компания EY сообщила, что ФРГ
стала в 2015 году лидером по инвестициям в Россию: количество
германских проектов в стране, несмотря на санкции, увеличилось более чем
в 3 раза. По данным российского Центробанка, прямые инвестиции
из Германии в Россию увеличились в 4 раза — с 350 млн долларов в 2014
году до 1,42 млрд — в
— Какие компании проявляют наиболее активный интерес к российскому рынку? Какие секторы экономики интересны немецкому бизнесу?
– Наш рынок, расширенный Евразийским пространством,
привлекателен для всех, но с падением стоимости рубля и проседанием
потребительского спроса изменились ожидания. Теперь в более выгодном
положении тот, кто имеет виды на стратегическое партнерство, локализацию
производств в России. В свое время правильно поставленная задача
партнерства в деле модернизации промышленности нашей страны не была
решена, как мне представляется, отчасти
Немецкий химический концерн «Хенкель» решился построить в Перми свой
крупнейший завод моющих средств не в последнюю очередь потому, что видел
пути решения этой проблемы. В этой связи замечу, что опыт совместной
работы с Пермской ТПП в координируемом АСИ проекте переноса дуальной
(на производстве и в аудитории) системы профобразования немецких
— Германия — один из лидеров в технологическом секторе, Россия располагает уникальными технологическими разработками. Какие компании хотят сотрудничать в области совместных высокотехнологичных разработок?
— Потенциально все, кто сможет увидеть пользу сотрудничества.
Даже предприятия, связанные с оборонкой (меня приглашали выступить
на годичном собрании
Товар нужно уметь подать. Это хорошо сделала, например, российская компания
— Какие сегодня, на Ваш взгляд, существуют ниши в экономике Германии, которые в перспективе мог бы занять российский бизнес?
– Российские фирмы уже неплохо представлены в сфере IT. ABBYY — мировой лидер в области интеллектуальной обработки информации и лингвистики, на слуху «Лаборатория Касперского», IBS Group и ряд других. Многие идут в кильватере крупных совместных проектов в сфере фундаментальных исследований, авиации и космоса, природопользования и др. Но, думаю, впереди более емкий процесс интернационализации сразу по нескольким линиям. Наши фирмы (порой в конкуренции с китайскими) приходят в традиционные отрасли экономики ФРГ, где идет смена поколений и приоритетов, включаются в мировое инновационное развитие, в индустрию 4.0 и все успешнее предлагают совместные решения третьим странам.
В 2008 году российский предприниматель приобрел предбанкротную немецкую фирму WKB Systems, которая благодаря сотрудничеству с Россией стала лидером в производстве высокотехнологичного оборудования для индустрии стройматериалов, кузнечной промышленности и недорогой роботизированной автоматизации и поставляет оборудование, в частности, в Латинскую Америку и Индию. Уверен, что число совместных проектов можно умножить, наладив информационный обмен без мусора непродуманных предложений.
— Сергей Михайлович, Вы являетесь одним из самых опытных сотрудников системы представительств ТПП РФ, существующих долгие годы. В чем заключается секрет Вашего успеха? Какие задачи Вы ставите себе в работе на ближайшую перспективу?
– Об успехах судить не мне, а правило жизни очень простое: нужно увлечь себя делом и стараться понять других. Особенно когда речь идет о понимании культурных различий. Как известно, проекты начинают пробуксовывать именно потому, что участники не только в прямом, но и в переносном смысле говорят на разных языках, не могут понять мотивацию и алгоритмы другой стороны. Одну из своих основных рабочих задач я вижу именно в преодолении данных трудностей, в налаживании бесперебойной коммуникации между уже работающими и новыми партнерами совместных проектов.
— Какой Вы видите роль Центра международной торговли в содействии развитию
– Появление у нас в стране слоя менеджеров с необходимыми для интернационализации бизнеса знаниями и опытом и возрастающая роль ТПП России в экономической жизни нашей страны обязывают к переосмыслению инструментов содействия международному сотрудничеству. Это тем более важно, что произошло техническое перевооружение предприятий системы ТПП РФ и представительств Палаты современными средствами обработки и передачи информации, накоплен определенный опыт сетевых взаимодействий. Думаю, что ЦМТ может стать катализатором международных деловых коммуникаций. Тем более что наметилось сетевое развитие, включился в работу ЦМТ в Южном федеральном округе, также демонстрирующий готовность вместе с территориальными палатами активно содействовать включению наших предприятий в международные цепочки прибавления стоимости.