Представляя собой огромный потенциальный рынок для
автопроизводителей, Африка становится привлекательной площадкой для
размещения производства на фоне общемировой нестабильности на рынках
потребления.
Одним из первых в Южную Африку пришел автоконцерн Volkswagen, который
с участием президента Кении Ухуру Кениаты уже подписал в сентябре 2016
года соглашение с кенийским правительством об импорте с конца текущего
года основных запчастей для производства в стране модели Polo, мощностью
около 5 тыс автомобилей ежегодно.
VW выделяет около $315 млн на расширение своего производства в Южной
Африке. К 2017 году немецкий концерн рассчитывает производить около 160
тыс автомобилей ежегодно, увеличив производство на 30% относительно 2015
года.
Южноафриканский автомобильный рынок самый большой в регионе. Помимо
VW свой интерес к нему также обозначила Toyota Motor, выделившая около
$427 млн на возобновление производства на базе своей платформы
«Инновационное международное многоцелевое автотранспортное средство»
(IMV) впервые за 11 лет. IMV применяется при производстве внедорожников,
пикапов, легких грузовиков и седанов марки Toyota и является ключевой
платформой для развивающихся рынков.
Представители BMW также озвучили свои планы по расширению площади
своего сборочного завода в Кении на 50% в 2017 году, рассчитывая сделать
его одним из основных своих экспортных узлов.
По данным международной организации автомобильной промышленности
(OICA) за последнее десятилетие объем африканского автомобильного рынка
увеличился на 40% до проданных по итогам 2015 года 1,55 млн автомобилей
несмотря на текущее падение цен на энергоресурсы.
Однако совокупный объем рынка 54 африканских стран по-прежнему составляет не более 2% от мировых продаж.
C учетом роста населения, а следовательно и количества представителей
среднего класса, по оценкам OICA, потенциальная емкость африканского
рынка достигает 3 млн автомобилей.
Осложняют развитие местных производств отсутсвие благоприятной бизнес
среды и «цепные забастовки», которые так распространены в регионе. Так в
2013 году после серии забастовок потребовалось около семи недель на
урегулирование спора и возобновление производства, отмечает японское
деловое издание Nikkei.
Однако по словам представителей регионального подразделения оптового
дестрибьютора Toyota Tsusho на фоне слабеющей национальной валюты
производители стремятся закупать необходимые комплектующие внутри
региона и отказаться от импортных поставок, в результате чего отсутвие
производства необходимых комплектующих в стране становится проблемой.
Как правило крупные автоконцерны рассмативают вопрос локализации
производства в случае если могут рассчитывать на объем производства не
ниже 200 тысяч автомобилей в год, обечпеченный стабильным спросом.
Представители дестрибьютора Toyota в разговоре с Nikkei пояснили, что
проблему размеров производства удается решить объединяя линии по
производству комплектующих нескольких марок на одном заводе, однако
транспортные издержки остаются препятствием.
Негативно сказывается на настроениях инвесторов и протекционисткие
меры в Южной Африке. В рамках Политики экономической поддержки
чернокожего и цветного населения (BEE) власти региона обязали зарубежные
компании при локализации производства выкупать в том же сегменте
определенную долю тех местных компаний, большинство акционеров которых
являются чернокожими. В результате чего зарубежные производители
выбирают субподрядчика основываясь не на его конкурентных преимуществах,
а руководствуясь требованиями правительства.
Дополнительно осложняет локализацию производства в регионе и то, что
потребители предпочитают подержанные автомобили новым. Так в Кении около
85% приобретаемых автомобилей уже были в употреблении.
Однако более неожиданная проблема возникла с приходом Uber в столицу
Кении Найроби в 2015 году. На данный момент перевозчик уже
зарегистрировал около 4 тыс водителей. О своих планах по выходу на
местный рынок также объявил Lyft. Таким образом Африка вполне может
перешагнуть через этап роста автомобильного рынка и прийти к
развивающемуся во всеми мире направлению совместного использования
автотранспорта.