Позитивная динамика в ШОС: совместные меры безопасности и транснациональные полицейские операции
В Шанхайской организации сотрудничества
наблюдается положительная динамика в сфере борьбы с терроризмом и
сепаратизмом. Россия и Китай возглавляют процесс координации усилий в
Центральной Азии, призванных не допустить создания в регионе зон,
подконтрольных террористам и экстремистам.
Китай и Россия пришли к консенсусу и договорились о мерах
противодействия распространению наркотиков, финансированию и
онлайн-вербовке боевиков. Активизация борьбы против терроризма и
экстремизма – важный шаг в направлении сдерживания этих проблем в
регионе.
Кроме того, более динамичное сотрудничество ШОС с Афганистаном,
Монголией, Ираном, Индией, Беларусью, Шри Ланка и Турцией, способствует
созданию мощной региональной платформы борьбы с терроризмом и
экстремизмом. Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в
рамках ШОС работает с перечисленными выше странами в области обучения
военных и сотрудников разведслужб методам мониторинга терроризма.
Это будет способствовать формированию общего подхода к предотвращению
транснационального финансирования и вербовки. Для стран-членов ШОС он
основывается на «политической ответственности России и Китая за
международную борьбу с терроризмом в условиях, когда Запад полностью
отказался от выполнения этой задачи». Это включает и войну в Сирии и
Ираке, где целью РАТС является остановить экспансию ДАИШ.
Помимо Афганистана и экспансии ДАИШ, Китай обеспокоен проблемой
инфильтрации иностранных террористов, экстремистских и сепаратистских
группировок в Синьцзян-Уйгурский автономный округ на северо-западе
страны. В этом регионе в течение долгого времени действуют собственные
сепаратистские силы, ставящие под угрозу, по словам правящего режима,
безопасность китайского государства. Синьцзян, впервые вошедший в состав
Китая в 1949 году, граничит с другими странами ШОС: Кыргызстаном,
Казахстаном и Таджикистаном. Население Синьцзяна преимущественно состоит
из тюркоязычных мусульман уйгуров, сохраняющих сильные исторические,
культурные, лингвистические и религиозные связи с уйгурами, проживающими
в этих центрально-азиатских странах.
Сепаратисты-боевики, такие как «Исламское движение восточного
Туркестана» и «Исламская партия Туркестана», как известно, действуют
опираясь на свои базы в соседних странах и совершают террористические
акты, добиваясь тем самым создания независимого государства или как
минимум автономной территории. Их террористическая деятельность достигла
пика в конце 2990-х и начале 2000-х годов с ростом влияния Аль-Каеды в
Афганистане.
Таким образом, для Китая безопасность этого региона имеет особое
значение, и партнерство с центрально-азиатскими странами в рамках ШОС
позволяет осуществлять инициативы в сфере безопасности в целях борьбы
против экстремизма и терроризма, непосредственно угрожающего
национальным интересам Китая и его планам, не подвергаясь жесткой
критике со стороны международного сообщества в связи с односторонними
действиями.
Для России участие в ШОС также связано, главным образом, с интересами
национальной безопасности. Любое обострение обстановки в Центральной
Азии непосредственно угрожает безопасности России, поскольку в этом
регионе проживают около 5 миллионов этнических русских. Русский
по-прежнему является языком межнационального общения среди большинства
населения Центральной Азии, и страны региона, входящие в ШОС,
придерживаются дружелюбных позиций в отношении России, стремясь избегать
любых провокаций. Наиболее ярко это проявляется в том, что все они в
случае необходимости предоставляют России право использования военных
объектов и войск на своей территории. Центральная Азия является также
одним из немногих регионов, где России не приходится противостоять так
называемой «инфильтрации» со стороны Европейского союза и НАТО.
Итак, для России ШОС играет вспомогательную и консолидирующую роль в
регионе, где ее интересы национальной безопасности в целом не
подвергаются серьезным угрозам. Партнерство с Китаем также снижает
вероятность возникновения любой потенциально негативной динамики,
поскольку Китай стремится стимулировать свой экономический рост за счет
расширения доступа к гигантским энергетическим ресурсам Центральной
Азии. Как отмечают многие эксперты, РАТС ШОС также позволяет России
противостоять влиянию США и НАТО в регионе, не прибегая к чрезмерно
активным действиям. В 2005 году ШОС удалось коллективно оказать давление
на западные державы, с тем чтобы они установили точные сроки окончания
использования военных баз в Центральной Азии в качестве стартовой
площадки для операций в Афганистане. Их также призвали вывести свои
войска с территории стран-членов ШОС. В конечном итоге Узбекистан
аннулировал права вооруженных сил США на своей территории, а Кыргызстан
позволил американским военным остаться лишь после кардинального
пересмотра условий аренды их военной базы.
Для других стран осуществляемая ШОС политика анти-радикализма
обеспечивает дополнительную поддержку их собственных мер безопасности,
поскольку окончательная демаркация их границ с Китаем и Россией
ослабляет внутренние разногласия. Страны Центральной Азии всегда
осознавали свое нестабильное положение между двумя великими державами, в
особенности на фоне постоянных попыток еще одной, пусть и удаленной,
мировой державы, Америки, вовлекать их в свои планы в области
безопасности на территории региона.
Таким образом, ШОС дает Казахстану, Кыргызстану, Узбекистану и
Таджикистану определенную возможность уравновешивать взаимное влияние
России и Китая, одновременно оставляя некоторую возможность для маневра
Соединенным Штатам. На первый взгляд, обучение и проведение
контрразведывательных операций против терроризма, местных повстанческих
группировок и наркотрафика помогает предотвращать обострение внутренней
нестабильности.
Многие страны-члены организации испытывают постоянную тревогу в связи
с тем, что беспорядки в Афганистане могут распространиться на их
территорию, особенно в таких местах как Ферганская долина. В этих зонах
нередко активизируются экстремистские исламистские движения, такие как
«Хизб ут-Тахрир» Ферганская долина искусственно разделена между
Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, а центрально-азиатские
военные и спецслужбы постоянно демонстрируют низкую эффективности мер
противодействия таким движениям, представляя отдельные страны. РАТС
обеспечивает лучшие каналы коммуникаций и более эффективную
стратегическую координацию борьбы против группировок, подобных «Хизб
ут-Тахрир», а также остро необходимое обучение сотрудников спецслужб,
которое было просто невозможно до их вступления в ШОС.
Ряд стран-наблюдателей ШОС также сталкиваются на своей территории с
подобными проблемами, связанными с наркотрафиком, террористами,
сепаратистами и экстремистами, и хотели бы добиться более официального
статуса в ШОС, чтобы получить преимущества за счет совместных маневров,
программ обучения и транснациональных полицейских операций.
В Индии, Иране, Монголии и Пакистане также происходят вооруженные
столкновения, как внутри этих стран, так и на общих границах между ними.
Все они заинтересованы в тех преимуществах в области экономики и
безопасности, которые дает членство в ШОС. Иран мог бы расширить остро
необходимое для него экономическое и военное сотрудничество, которое в
течение долгого времени было блокировано западными санкциями. Индия и
Пакистан имеют хорошие связи с Западом, однако хотели бы улучшить
отношения с центрально-азиатскими странами. Они нуждаются в помощи в
борьбе с нарушениями границы, терроризмом и мятежами, чтобы обеспечить
региональную стабильность.
Итак, анализ событий последнего десятилетия позволяет заключить, что
ШОС, международная организация, которую часто критикуют как недостаточно
серьезную и лишенную политического влияния, медленно но уверенно
эволюционирует, благодаря ряду мер и развитию многоплановых совместных
инициатив, в респектабельный субъект международной политики, с которым
следует считаться.
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|