ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Позитивная динамика в ШОС: совместные меры безопасности и транснациональные полицейские операции
Позитивная динамика в ШОС: совместные меры безопасности и транснациональные полицейские операции6-05-2016, 10:47. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||
Позитивная динамика в ШОС: совместные меры безопасности и транснациональные полицейские операцииВ Шанхайской организации сотрудничества наблюдается положительная динамика в сфере борьбы с терроризмом и сепаратизмом. Россия и Китай возглавляют процесс координации усилий в Центральной Азии, призванных не допустить создания в регионе зон, подконтрольных террористам и экстремистам.
Китай и Россия пришли к консенсусу и договорились о мерах противодействия распространению наркотиков, финансированию и онлайн-вербовке боевиков. Активизация борьбы против терроризма и экстремизма – важный шаг в направлении сдерживания этих проблем в регионе. Кроме того, более динамичное сотрудничество ШОС с Афганистаном, Монголией, Ираном, Индией, Беларусью, Шри Ланка и Турцией, способствует созданию мощной региональной платформы борьбы с терроризмом и экстремизмом. Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в рамках ШОС работает с перечисленными выше странами в области обучения военных и сотрудников разведслужб методам мониторинга терроризма. Это будет способствовать формированию общего подхода к предотвращению транснационального финансирования и вербовки. Для стран-членов ШОС он основывается на «политической ответственности России и Китая за международную борьбу с терроризмом в условиях, когда Запад полностью отказался от выполнения этой задачи». Это включает и войну в Сирии и Ираке, где целью РАТС является остановить экспансию ДАИШ. Помимо Афганистана и экспансии ДАИШ, Китай обеспокоен проблемой инфильтрации иностранных террористов, экстремистских и сепаратистских группировок в Синьцзян-Уйгурский автономный округ на северо-западе страны. В этом регионе в течение долгого времени действуют собственные сепаратистские силы, ставящие под угрозу, по словам правящего режима, безопасность китайского государства. Синьцзян, впервые вошедший в состав Китая в 1949 году, граничит с другими странами ШОС: Кыргызстаном, Казахстаном и Таджикистаном. Население Синьцзяна преимущественно состоит из тюркоязычных мусульман уйгуров, сохраняющих сильные исторические, культурные, лингвистические и религиозные связи с уйгурами, проживающими в этих центрально-азиатских странах. Сепаратисты-боевики, такие как «Исламское движение восточного Туркестана» и «Исламская партия Туркестана», как известно, действуют опираясь на свои базы в соседних странах и совершают террористические акты, добиваясь тем самым создания независимого государства или как минимум автономной территории. Их террористическая деятельность достигла пика в конце 2990-х и начале 2000-х годов с ростом влияния Аль-Каеды в Афганистане. Таким образом, для Китая безопасность этого региона имеет особое значение, и партнерство с центрально-азиатскими странами в рамках ШОС позволяет осуществлять инициативы в сфере безопасности в целях борьбы против экстремизма и терроризма, непосредственно угрожающего национальным интересам Китая и его планам, не подвергаясь жесткой критике со стороны международного сообщества в связи с односторонними действиями. Для России участие в ШОС также связано, главным образом, с интересами национальной безопасности. Любое обострение обстановки в Центральной Азии непосредственно угрожает безопасности России, поскольку в этом регионе проживают около 5 миллионов этнических русских. Русский по-прежнему является языком межнационального общения среди большинства населения Центральной Азии, и страны региона, входящие в ШОС, придерживаются дружелюбных позиций в отношении России, стремясь избегать любых провокаций. Наиболее ярко это проявляется в том, что все они в случае необходимости предоставляют России право использования военных объектов и войск на своей территории. Центральная Азия является также одним из немногих регионов, где России не приходится противостоять так называемой «инфильтрации» со стороны Европейского союза и НАТО. Итак, для России ШОС играет вспомогательную и консолидирующую роль в регионе, где ее интересы национальной безопасности в целом не подвергаются серьезным угрозам. Партнерство с Китаем также снижает вероятность возникновения любой потенциально негативной динамики, поскольку Китай стремится стимулировать свой экономический рост за счет расширения доступа к гигантским энергетическим ресурсам Центральной Азии. Как отмечают многие эксперты, РАТС ШОС также позволяет России противостоять влиянию США и НАТО в регионе, не прибегая к чрезмерно активным действиям. В 2005 году ШОС удалось коллективно оказать давление на западные державы, с тем чтобы они установили точные сроки окончания использования военных баз в Центральной Азии в качестве стартовой площадки для операций в Афганистане. Их также призвали вывести свои войска с территории стран-членов ШОС. В конечном итоге Узбекистан аннулировал права вооруженных сил США на своей территории, а Кыргызстан позволил американским военным остаться лишь после кардинального пересмотра условий аренды их военной базы. Для других стран осуществляемая ШОС политика анти-радикализма обеспечивает дополнительную поддержку их собственных мер безопасности, поскольку окончательная демаркация их границ с Китаем и Россией ослабляет внутренние разногласия. Страны Центральной Азии всегда осознавали свое нестабильное положение между двумя великими державами, в особенности на фоне постоянных попыток еще одной, пусть и удаленной, мировой державы, Америки, вовлекать их в свои планы в области безопасности на территории региона. Таким образом, ШОС дает Казахстану, Кыргызстану, Узбекистану и Таджикистану определенную возможность уравновешивать взаимное влияние России и Китая, одновременно оставляя некоторую возможность для маневра Соединенным Штатам. На первый взгляд, обучение и проведение контрразведывательных операций против терроризма, местных повстанческих группировок и наркотрафика помогает предотвращать обострение внутренней нестабильности. Многие страны-члены организации испытывают постоянную тревогу в связи с тем, что беспорядки в Афганистане могут распространиться на их территорию, особенно в таких местах как Ферганская долина. В этих зонах нередко активизируются экстремистские исламистские движения, такие как «Хизб ут-Тахрир» Ферганская долина искусственно разделена между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, а центрально-азиатские военные и спецслужбы постоянно демонстрируют низкую эффективности мер противодействия таким движениям, представляя отдельные страны. РАТС обеспечивает лучшие каналы коммуникаций и более эффективную стратегическую координацию борьбы против группировок, подобных «Хизб ут-Тахрир», а также остро необходимое обучение сотрудников спецслужб, которое было просто невозможно до их вступления в ШОС. Ряд стран-наблюдателей ШОС также сталкиваются на своей территории с подобными проблемами, связанными с наркотрафиком, террористами, сепаратистами и экстремистами, и хотели бы добиться более официального статуса в ШОС, чтобы получить преимущества за счет совместных маневров, программ обучения и транснациональных полицейских операций. В Индии, Иране, Монголии и Пакистане также происходят вооруженные столкновения, как внутри этих стран, так и на общих границах между ними. Все они заинтересованы в тех преимуществах в области экономики и безопасности, которые дает членство в ШОС. Иран мог бы расширить остро необходимое для него экономическое и военное сотрудничество, которое в течение долгого времени было блокировано западными санкциями. Индия и Пакистан имеют хорошие связи с Западом, однако хотели бы улучшить отношения с центрально-азиатскими странами. Они нуждаются в помощи в борьбе с нарушениями границы, терроризмом и мятежами, чтобы обеспечить региональную стабильность. Итак, анализ событий последнего десятилетия позволяет заключить, что ШОС, международная организация, которую часто критикуют как недостаточно серьезную и лишенную политического влияния, медленно но уверенно эволюционирует, благодаря ряду мер и развитию многоплановых совместных инициатив, в респектабельный субъект международной политики, с которым следует считаться. Источник перевод для MixedNews — Игорь АбрамовВернуться назад |