Нефтегазовые малыши

19—21 апреля в Москве проходит III Национальный нефтегазовый форум, включающий в себя и проведение крупнейшей отраслевой выставки «Нефтегаз-2016». В организации и работе форума принимают активное участие и эксперты Торгово-промышленной палаты РФ во главе с президентом Сергеем Катыриным.
Вопросы импортозамещения, механизмы изъятия природной ренты, обеспечение конкурентоспособности на международной арене — эти и другие темы находятся в центре внимания участников крупнейшего отраслевого мероприятия.
Сегодня малые и средние нефтегазовые компании в России почти не играют никакой роли. Нужно ли исправлять ситуацию? Есть несколько мнений по поводу реформирования российского нефтегазового сектора.

В настоящее время вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) играют ведущую роль в российском нефтегазовом секторе. Другие организационно-правовые формы компаний не оказывают большого влияния на положение дел.

По поводу целесообразности ориентации на ВИНК в нефтегазовом секторе единого мнения нет. Из истории известны примеры существования сверхкрупных нефтегазовых монополий — Standard Oil Company and Trust, образованная в 1870 году, контролировала практически всю добычу, переработку, сбыт и транспортировку нефти в США. На базе различных ее филиалов возникли Mobil (1966), Exxon (1972), Chevron (1984), Amoco (1985) и другие современные компании.

В последние годы произошло слияние нескольких крупнейших нефтегазовых компаний, возникли новые альянсы (BP Amoco, Exxon — Mobil). Поводами к слияниям послужили разнообразные факторы, один из главных — аккумулирование ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов.

Сегодня есть несколько мнений по поводу реформирования российского нефтегазового сектора.

С одной стороны, государству предлагается стимулировать процессы слияния компаний. Интегрироваться необходимо, чтобы снизить издержки по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов. Такова тенденция мировой нефтяной индустрии. С 1992 по 1996 год перечень крупнейших нефтегазовых компаний США, по данным американского журнала Oil & Gas, сократился в два раза. Утверждение о снижении издержек при слиянии компаний базируется на предположении о действии эффекта масштаба. Еще один эффект от слияния компаний состоит в том, что возникшему альянсу будет проще осуществлять крупномасштабные проекты.

С другой стороны, предлагается развивать малый и средний бизнес в нефтегазовой отрасли. Ориентация только на ВИНК не соответствует изменяющейся сырьевой базе.

Недооценка роли малых нефтедобывающих компаний может привести к тому, что через некоторое время в России будут иметься достаточно большие запасы нефти и газа, которые не станут разрабатываться. ВИНК не смогут этого делать в силу своей специфики, а малые независимые компании не будут играть значительной роли.

Необходимо создать условия, способствующие развитию малых и средних нефтегазовых компаний. Это касается не только налогообложения, но и законодательной и правовой базы, лицензионной политики. Особое внимание нужно уделить недискриминационному доступу к недропользованию, а также проблемам, связанным с вопросами совместной эксплуатации недр.

Практика промышленно развитых стран показывает, что малый и средний бизнес в нефтедобыче — это, с одной стороны, фактор, противодействующий чрезмерной монополизации отрасли, что очень актуально для России. С другой стороны, малые и средние предприятия способствуют разработке небольших, вводу в действие простаивающих скважин и, как результат, — увеличению добычи нефти. Следствием недальновидной политики государства является то, что в настоящее время разрабатываются только лучшие участки, занятые крупными компаниями, а худшие забрасываются. Резко возросло число убыточных предприятий, которые эксплуатируют месторождения, находящиеся в режиме падающей добычи, увеличилось число остановленных высокообводненных скважин.

Остаточные запасы подготовленных к освоению и разрабатываемых месторождений, мелкие месторождения, комплексное освоение конденсатосодержащих месторождений, ресурсы нераспределенного фонда — словом, те объекты, которые остаются вне круга интересов ВИНК, являются резервом ускоренного развития нефтегазового комплекса на предприятиях малого и среднего предпринимательства.

«Добирая» нефть из истощенных месторождений и малорентабельных скважин, разрабатывая маргинальные месторождения и низкопродуктивные участки, которые не интересны крупным компаниям, малые и средние предприятия способствуют более рациональному использованию природных богатств нашей страны. Говорят об этом давно и на разных уровнях, но практических действий не ощущается.

Нефтяные компании ставят перед собой различные цели в зависимости от масштаба, конкурентных преимуществ, корпоративной культуры, прогнозов экономической и энергетической конъюнктуры

Крупные транснациональные нефтяные корпорации преследуют цели диверсификации источников нефти (или доступа к нефти). Они, скорее, стремятся к высокой приведенной стоимости (крупные проекты), чем к высокой норме прибыли. В сферу их интересов попадают крупные месторождения, требующие значительных вложений, но и обладающие значительными запасами углеводородов.
Независимые компании ориентированы в первую очередь на норму прибыли. Их интересует любые проекты, в том числе незначительные, если они могут обеспечить достаточно высокую доходность.

Динамика развития любой нефтегазовой провинции выглядит следующим образом. Сначала открываются крупные и крупнейшие месторождения углеводородов, которые входят в сферу интересов вертикально интегрированных компаний, так как позволяют реализовать им одно из главных своих преимуществ — эффект от масштаба. По мере развития нефтегазовой провинции открываются все более мелкие месторождения, начинают падать дебиты добычи на уже разрабатываемых. ВИНК постепенно теряют интерес к данному региону, и начинают переносить свою деятельность в другие районы. На сцену выходят более мелкие операторы, которые готовы разрабатывать небольшие по запасам месторождения, используя свои преимущества (имеется в виду эффект от специализации). Экономически целесообразно, если ВИНК передаст право на разработку месторождения неинтегрированной малой компании, когда начнет уступать ей в эффективности. Конечно, в момент передачи объект остается еще экономически привлекательным и для ВИНК. Но в рамках крупной компании могут существовать другие альтернативы использования средств и ресурсов. Причины, по которым разработка месторождений в России еще не осуществляется по рассмотренной выше схеме, состоят в следующем.

Во-первых, из-за отсутствия целенаправленной государственной поддержки малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли этот сегмент нефтегазового комплекса еще очень неразвит.

Во-вторых, по-прежнему нет правового пространства для нормального взаимодействия ВИНК и малых нефтедобывающих компаний при передаче прав на разработку месторождения или при совместном доступе к разработке.

В-третьих, дифференцированное налогообложение нефтегазовых компаний — в зависимости от выработанности месторождения, обводненности добываемой нефти и т. д. —  по-прежнему неэффективно.

В-четвертых, ВИНК предпочитают поглощать эффективные малые компании, чем сотрудничать с ними. При этом они не учитывают, что после поглощения малые компании потеряют свои преимущества в разработке малых месторождений и остаточных запасов углеводородов.

Можно сделать следующие выводы.

Государство имеет различные рычаги для эффективного регулирования деятельности нефтегазового комплекса. Важно учитывать, на какой стадии разработки находится нефтегазовая провинция. В зависимости от этого нужно делать упор на различные аспекты деятельности компаний.

Сейчас основная проблема связана не с общим уровнем налогов — высокий уровень налогов существует и в других странах.

В России крайне неэффективна структура налогообложения нефтегазового сектора. Платежи должны дифференцироваться в зависимости от экономической ценности запасов углеводородов. Значительную часть отчислений и налогов нефтяным компаниям приходится платить ещё до того, как они получат прибыль, соизмерят свои затраты со своими доходами.

Гибкое регулирование и эффективная система налогообложения в нефтегазовом секторе должны основываться в первую очередь на прозрачной системе учета доходов и расходов по отдельным месторождениям и даже по отдельным участкам в рамках этих месторождений. Поэтому необходимо внедрение системы управленческого учета, которая способствовала бы эффективному использованию активов в нефтегазовом секторе. Чем точнее будут определяться издержки, тем более эффективным будет управление имеющимися активами, и тогда нефтегазовые компании различного типа смогут наладить взаимовыгодное сотрудничество.

Департамент по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ