Вопросы импортозамещения, механизмы изъятия природной ренты,
обеспечение конкурентоспособности на международной арене — эти и другие
темы находятся в центре внимания участников крупнейшего отраслевого
мероприятия.
Сегодня малые и средние нефтегазовые компании в России почти не играют
никакой роли. Нужно ли исправлять ситуацию? Есть несколько мнений
по поводу реформирования российского нефтегазового сектора.
В настоящее время вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК)
играют ведущую роль в российском нефтегазовом секторе. Другие
По поводу целесообразности ориентации на ВИНК в нефтегазовом секторе единого мнения нет. Из истории известны примеры существования сверхкрупных нефтегазовых монополий — Standard Oil Company and Trust, образованная в 1870 году, контролировала практически всю добычу, переработку, сбыт и транспортировку нефти в США. На базе различных ее филиалов возникли Mobil (1966), Exxon (1972), Chevron (1984), Amoco (1985) и другие современные компании.
В последние годы произошло слияние нескольких крупнейших нефтегазовых компаний, возникли новые альянсы (BP Amoco, Exxon — Mobil). Поводами к слияниям послужили разнообразные факторы, один из главных — аккумулирование ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов.
Сегодня есть несколько мнений по поводу реформирования российского нефтегазового сектора.
С одной стороны, государству предлагается стимулировать процессы слияния компаний. Интегрироваться необходимо, чтобы снизить издержки по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов. Такова тенденция мировой нефтяной индустрии. С 1992 по 1996 год перечень крупнейших нефтегазовых компаний США, по данным американского журнала Oil & Gas, сократился в два раза. Утверждение о снижении издержек при слиянии компаний базируется на предположении о действии эффекта масштаба. Еще один эффект от слияния компаний состоит в том, что возникшему альянсу будет проще осуществлять крупномасштабные проекты.
С другой стороны, предлагается развивать малый и средний бизнес в нефтегазовой отрасли. Ориентация только на ВИНК не соответствует изменяющейся сырьевой базе.
Необходимо создать условия, способствующие развитию малых и средних нефтегазовых компаний. Это касается не только налогообложения, но и законодательной и правовой базы, лицензионной политики. Особое внимание нужно уделить недискриминационному доступу к недропользованию, а также проблемам, связанным с вопросами совместной эксплуатации недр.Недооценка роли малых нефтедобывающих компаний может привести к тому, что через некоторое время в России будут иметься достаточно большие запасы нефти и газа, которые не станут разрабатываться. ВИНК не смогут этого делать в силу своей специфики, а малые независимые компании не будут играть значительной роли.
Практика промышленно развитых стран показывает, что малый и средний бизнес в нефтедобыче — это, с одной стороны, фактор, противодействующий чрезмерной монополизации отрасли, что очень актуально для России. С другой стороны, малые и средние предприятия способствуют разработке небольших, вводу в действие простаивающих скважин и, как результат, — увеличению добычи нефти. Следствием недальновидной политики государства является то, что в настоящее время разрабатываются только лучшие участки, занятые крупными компаниями, а худшие забрасываются. Резко возросло число убыточных предприятий, которые эксплуатируют месторождения, находящиеся в режиме падающей добычи, увеличилось число остановленных высокообводненных скважин.
Остаточные запасы подготовленных к освоению и разрабатываемых месторождений, мелкие месторождения, комплексное освоение конденсатосодержащих месторождений, ресурсы нераспределенного фонда — словом, те объекты, которые остаются вне круга интересов ВИНК, являются резервом ускоренного развития нефтегазового комплекса на предприятиях малого и среднего предпринимательства.
«Добирая» нефть из истощенных месторождений и малорентабельных скважин, разрабатывая маргинальные месторождения и низкопродуктивные участки, которые не интересны крупным компаниям, малые и средние предприятия способствуют более рациональному использованию природных богатств нашей страны. Говорят об этом давно и на разных уровнях, но практических действий не ощущается.
Нефтяные компании ставят перед собой различные цели в зависимости от масштаба, конкурентных преимуществ, корпоративной культуры, прогнозов экономической и энергетической конъюнктуры
Динамика развития любой нефтегазовой провинции выглядит следующим образом. Сначала открываются крупные и крупнейшие месторождения углеводородов, которые входят в сферу интересов вертикально интегрированных компаний, так как позволяют реализовать им одно из главных своих преимуществ — эффект от масштаба. По мере развития нефтегазовой провинции открываются все более мелкие месторождения, начинают падать дебиты добычи на уже разрабатываемых. ВИНК постепенно теряют интерес к данному региону, и начинают переносить свою деятельность в другие районы. На сцену выходят более мелкие операторы, которые готовы разрабатывать небольшие по запасам месторождения, используя свои преимущества (имеется в виду эффект от специализации). Экономически целесообразно, если ВИНК передаст право на разработку месторождения неинтегрированной малой компании, когда начнет уступать ей в эффективности. Конечно, в момент передачи объект остается еще экономически привлекательным и для ВИНК. Но в рамках крупной компании могут существовать другие альтернативы использования средств и ресурсов. Причины, по которым разработка месторождений в России еще не осуществляется по рассмотренной выше схеме, состоят в следующем.Крупные транснациональные нефтяные корпорации преследуют цели диверсификации источников нефти (или доступа к нефти). Они, скорее, стремятся к высокой приведенной стоимости (крупные проекты), чем к высокой норме прибыли. В сферу их интересов попадают крупные месторождения, требующие значительных вложений, но и обладающие значительными запасами углеводородов.
Независимые компании ориентированы в первую очередь на норму прибыли. Их интересует любые проекты, в том числе незначительные, если они могут обеспечить достаточно высокую доходность.
Можно сделать следующие выводы.
Государство имеет различные рычаги для эффективного регулирования деятельности нефтегазового комплекса. Важно учитывать, на какой стадии разработки находится нефтегазовая провинция. В зависимости от этого нужно делать упор на различные аспекты деятельности компаний.
Сейчас основная проблема связана не с общим уровнем налогов — высокий уровень налогов существует и в других странах.
Гибкое регулирование и эффективная система налогообложения в нефтегазовом секторе должны основываться в первую очередь на прозрачной системе учета доходов и расходов по отдельным месторождениям и даже по отдельным участкам в рамках этих месторождений. Поэтому необходимо внедрение системы управленческого учета, которая способствовала бы эффективному использованию активов в нефтегазовом секторе. Чем точнее будут определяться издержки, тем более эффективным будет управление имеющимися активами, и тогда нефтегазовые компании различного типа смогут наладить взаимовыгодное сотрудничество.В России крайне неэффективна структура налогообложения нефтегазового сектора. Платежи должны дифференцироваться в зависимости от экономической ценности запасов углеводородов. Значительную часть отчислений и налогов нефтяным компаниям приходится платить ещё до того, как они получат прибыль, соизмерят свои затраты со своими доходами.
Департамент по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ