Трансиранский канал — стратегический проект России и Ирана
В феврале — марте 2016 года в интернет-пространстве,
причём на совершенно разноплановых ресурсах: от всероссийской
еженедельной газеты «Военно-промышленный курьер» до
информационно-аналитического федерального портала «Ислам Сегодня»,
значительную популярность приобрела тема строительства судоходного
канала Каспий — Персидский залив. Принимая во внимание стратегическое
значение проекта для нашей страны и Ирана, его поистине геополитическую
важность, которую без сомнений можно обоснованно сравнить с вводом в
строй Суэцкого канала, чисто экономический эффект использования
возможности выхода из арктических морей и региона Балтики по
воднотранспортной системе России в Персидский залив и Индийский океан,
его актуальность в современных условиях, в свою очередь считаем
целесообразным привлечь внимание и наших читателей к этой теме.
ИДЕЯ СТРОИТЕЛЬСТВА КАНАЛА КАСПИЙ-ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ
Небезынтересна
даже история возникновения замысла этого строительства и конкретных
мер, принимаемых для его воплощения в жизнь, причём, как говорится,
«руку к этому приложили» такие исторические личности, как Пётр I,
Александр III, И.В. Сталин, Шахиншах Мохаммед Реза-Пехлеви и Л.И.
Брежнев.
Так, ещё первый российский император Пётр
Великий, мысливший категориями стратегическими, сформулировал замысел
судоходного пути из Каспийского моря в Индийский океан, но в то время,
само собой разумеется, ни о каком практическом его воплощении речь не
шла. Зато в конце XIX века созданная совместная российско-иранская
комиссия приступила к проектированию канала, и к 1908 году эта работа, в
общем и целом, была закончена, но стороны не смогли договориться о
статусе проекта и самой артерии, в связи с чем практическое его
осуществление было отложено.
Затем Первая мировая война,
геополитические изменения, Вторая мировая… Однако сама идея не была
забыта. К возможности строительства канала теперь уже СССР и Иран
возвращаются в ноябре 1943 года на переговорах И.В. Сталина с М.Р.
Пехлеви, в ходе которых проект в очередной раз был охарактеризован как
обоюдовыгодный и перспективный.
И вновь пауза, вызванная неоднозначным
состоянием советско-иранских отношений в пятидесятые годы прошедшего
столетия, да и противодействием США, прямо заявивших о несоответствии
проекта долгосрочным интересам Соединенных Штатов и их союзников по
НАТО. (Кстати, эта позиция американцев остаётся и сегодня неименной,
недаром запрет на строительство канала был включён в антииранские
санкции). Но заложенная в нём идея настолько привлекательна, что к ней,
причём по инициативе иранской стороны, вновь возвращаются в
восьмидесятые годы, а в девяностые, несмотря на распад Советского Союза,
Иран, с одобрения России, приступает к конкретным шагам по подготовке
строительства, направляя в нашу страну делегации, которые изучают наш
опыт в области гидростроения, в том числе и в ходе регулярных посещений
Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского, Волго-Донского каналов, ведёт
предварительные переговоры о привлечении инвестиции и технологий к
сооружению трансиранского водного пути. В 1998-м создаётся совместная
российско-иранская экспертная группа по изучению водного проекта, итогом
которого может стать трансиранский канал, а в следующем году
правительство Исламской Республики официально одобряет выработанное ею
технико-экономическое обоснование.
А ЧТО СЕГОДНЯ?
В целом,
история этого пока несостоявшегося канала свидетельствует о том, что
его сооружению препятствовали главным образом изменения политической
обстановки, большинство которых создавались преднамеренно противниками
России и Ирана, а также экономические причины и сама масштабность
предстоящего строительства, предусматривающего создание сотен километров
водного пути со многими шлюзами в — мягко говоря — непростых
рельефно-геодезических условиях. Однако эффект от прогнозируемого
результата настолько привлекателен, что к возможности его осуществления
возвращаются вновь и вновь, поэтапно создавая правовые, экономические и
технологические обоснования.
Кратко о самом проекте.
Предусматривается, что общая протяженность судоходного пути составит
около 700 километров, в том числе по фарватерам рек порядка 450
километров. Требуемые инвестиции для сооружения артерии оцениваются
минимум в 10 миллиардов. Полная окупаемость проекта наступит, по
предварительным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй, после
чего ежегодно Россия и Иран будут получать прибыль за счёт транзитных
доходов в сумме 1,2—1,4 и 1,4—1,7 миллиарда долларов соответственно.
Сегодня
проект находится в перечне приоритетных для Тегерана, при этом иранские
власти не скрывают ни параметров канала, ни основных экономических
величин, подтверждающих целесообразность и рентабельность его
строительства. Положительные оценки высказываются и большинством
представителей российского экспертного сообщества. Прежде всего,
подчёркивается, что этот проект позволяет свести к минимуму нашу
зависимость от Турции, контролирующей проливы Босфор и Дарданеллы,
окажет положительное влияние на усиление роли России в мире, принесёт
экономические дивиденды, повысит уровень оборонной составляющей.
К тому же строительство канала даст
толчок к развитию и отдельных регионов РФ, в частности — Республике
Дагестан. Вот конкретный пример. Ещё в начале 2000-х представители
Тегерана в российско-иранской комиссии по торговле и научно-техническому
сотрудничеству предложили нашей стране организовать строительство
грузовых («река-море») и вспомогательных судов. В связи с этим
примечательна статья в «Дагестанской правде» от 26 января 2011 года
«Новый шёлковый путь. Но по воде», в которой говорится, что наличие в
Дагестане заводов, специализированных на судостроении, является веским
аргументом в пользу создания в республике крупного промышленного
кластера по производству судов, в том числе и для обеспечения
трансиранского маршрута. Более того, именно в Дагестане можно создать
условия для использования разработок известного российского конструктора
Гамида Халидова по созданию кораблей смешанного плавания нового
поколения — «тримаранов», отвечающих требованиям и условиям транзитных
грузоперевозок по такому каналу, как Каспий — Персидский залив. А
географическое расположение республики и её транспортные возможности,
при условии их модернизации, делают Дагестан одной из основных точек
пересечения нового пути транспортировки грузов из Азии, Индии, стран
Ближнего Востока в европейскую часть страны и далее в Европу и обратно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трансиранский
канал, как проект действительно сложен и имеет очень много различных
параметров, а потому имеют место и альтернативные заявления экспертов,
которые в основном сводятся к возможности серьёзных экологических
нарушений, в результате создания канала в сейсмически опасной зоне и
использования огромного количества воды, как минимум — по заявлению
руководителя научно-исследовательского и информационного центра
«Каспий», доктора географических наук Чингиза Исмайлова — 10 процентов
воды реки Волга, что невозможно осуществить без согласования со всеми
прикаспийскими государствами, техническими и технологическим трудностям
при его строительстве, необходимости многомиллиардных (в долларовом
эквиваленте) вложений, что весьма проблематично для российской экономики
в условиях кризиса.
Притом не вызывает никаких сомнений, что
Россия и Иран по-прежнему будут сталкиваться с попытками противодействия
строительству со стороны Запада, а в особенности США, считающих всю
планету зоной своих жизненно-важных интересов, и решительно
противодействующих любому усилению влияния нашей страны в мире.
Тем
более важно принятие взвешенного, но радикального решения об
осуществлении на практике этого амбициозного и крайне привлекательного
проекта, да и не только его, а также и планов по строительству
трансиранской железной дороги и транзитного газопровода Иран — Россия.
Всё это является ещё одним зримым доказательством деятельности нашей
страны в русле создания нового типа международных отношений в духе
сотрудничества и взаимной выгоды, формирования полицентричного мира,
отвечающего чаяниям абсолютного большинства населения Земли.
Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+