Вопреки распространенному мнению, что
почти все ведущие экономики мира включились в борьбу за различные
сегменты освободившегося от санкций иранского рынка, многие страны пока
не спешат восстанавливать свою торговлю с Ираном. Причин много. Есть, к
примеру, технические трудности возобновления отмененных и невыполненных
контрактов, мешает низкая платежеспособность иранской стороны в условиях
падения цен на нефть и т.д. Однако препятствием может служить и
независимый внешнеполитический курс Исламской Республики Иран.
По сути, ядерной сделки у США с Ираном не
получилось, Тегеран не стал разменивать свою независимость на снятие
санкций. Соглашение по ядерной программе дало иранцам отмену санкций,
чего они и добивались, но идти дальше этого в отношениях с Америкой
религиозное руководство ИРИ не намерено. Иран по-прежнему остается в
ряду основных противников США. Вашингтон отвечает тем же: даёт добро на
отмену «ядерных» санкций и сразу же принимает «ракетные» санкции против
Тегерана. Сохраняет Белый дом и свои обвинения в адрес Тегерана по
поводу «поддержки терроризма» и несоблюдения в стране прав человека.
Вероятность возобновления полномасштабной санкционной войны США против
ИРИ остается высокой, а союзники американцев в Европе продолжают
относиться с опаской к возобновлению долгосрочного экономического
сотрудничества с Тегераном. Об этом говорят, в частности, итоги визита
президента Ирана Роухани в Италию и Францию.
Данная тема стала основной в повестке заседания иранского правительства 1 февраля. В тональности
выступления президента Роухани не было и намека на ту эйфорию, которая
звучала накануне его визита в Европу. Тогда эта поездка представлялась
как высадка крупного иранского делового десанта, в составе
сопровождающей президента делегации было 120 человек, в том числе члены
правительства и крупные бизнесмены. Подводя итоги своей поездки, Роухани
отметил восстановление уважительного отношения к иранской стороне,
важность консультаций, связанных с урегулированием банковских и
страховых проблем, с передачей Ирану технологий, с развития совместных
производств, но дискриминационные ограничения для Тегерана во всех этих
вопросах Европа сохраняет.
Напомним, что уже после отмены
антииранских санкций Министерство финансов США издало директиву,
запрещающую гражданам США, а также американским компаниям заключать
соглашения или осуществлять транзакции с Ираном. Для европейских
компаний это означает, что при торговле с иранскими партнёрами в
большинстве случаев нельзя будет пользоваться услугами американских
платежных сервисов, включая кредитные карты и онлайн-сервисы. Поэтому
прорыва в экономическом сотрудничестве ИРИ со странами ЕС в ближайшее
время не будет.
С Италией речь сегодня идет о
восстановлении товарооборота, зафиксированного до введения санкций (7,2
млрд. евро в 2011 г.). К 2014 году объём ирано-итальянской торговли
снизился из-за санкций в четыре с лишним раза, упав до уровня 1,6 млрд.
евро. В общей сложности за четыре года санкций ирано-итальянский
товарооборот потерял более 20 млрд. долларов. В этот раз вроде бы было
подписано семь официальных и десять коммерческих соглашений на сумму
свыше 17 млрд. евро, но это с учётом меморандумов о намерениях, не
предполагающих конкретные договорные обязательства. К примеру,
строительство нефтепровода протяженностью 2000 км и общей стоимостью 4-5
млрд. долларов.
Пока же правительство Италии открывает
кредитную линию для своих деловых кругов, имеющих инвестиционные проекты
в Иране, на 7 млрд. долларов. Напомним, что правительство России
предоставило Тегерану экспортный кредит на 5 млрд. долларов для
финансирования в Иране проектов российских компаний. Открытие российской
кредитной линии намечено на начало 2016 года. Заместитель министра
финансов Сергей Сторчак заявил, что Россия прекращает выдавать займы
другим странам, за исключением Ирана. В 2015 году Россия предоставила
займы 10 странам, в том числе членам Евразийского экономического союза
(Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизстан), а в 2016 году единственной
такой страной останется Иран. Иранская сторона выразила глубокую
признательность по этому поводу.
Визит президента Роухани во Францию
завершился подписанием ряда сделок, общая сумма которых оценивается в 15
миллиардов евро. Автомобильный концерн PSA Peugeot Citroën инвестирует
400 млн. евро в создание совместного предприятия с иранским
автопроизводителем Khodro. Проект не новый, он был принят еще до
введения санкций, но в 2012 году сотрудничество с французским концерном
прекратилось.
Давно были известны и планы Ирана по
обновлению своего парка гражданской авиации. Санкции запрещали поставки
иранским авиаперевозчикам даже бывших в употреблении самолетов, что
привело к катастрофическому положению в стране с воздушным транспортом.
Авиационный парк Ирана укомплектован лишь на 50% от того количества
самолетов, которое необходимо для удовлетворения потребностей в
воздушных перевозках в полном объеме. На данный момент Ирану срочно
требуется около 300 самолетов для удовлетворения имеющего спроса на
рынке воздушных перевозок. Во Франции иранцы договорились о приобретении
118 пассажирских самолетов Airbus. Первый контракт подписан 1 февраля в
Тегеране иранским национальным авиаперевозчиком Iran Air и
франко-итальянской компанией ATR, соглашение предусматривает поставки в Иран 20 самолетов ATR 72-600s (с опционом еще на 20
самолетов) за 1 млрд. евро. Других контрактов пока нет. Как и с Италией,
есть только намерения. К примеру, о закупках Total иранской сырой нефти
в объеме 150-200 тысяч баррелей в день. При нынешних ценах на нефть
Иран сможет получить от продажи примерно 1,5 млрд. долларов. Таким
образом, из объявленных 15 млрд. евро в ближайшие годы товарооборот с
Францией вряд ли превысит 3 млрд. евро в год.
На таком фоне более выигрышно выглядят на
иранском рынке позиции России. За последний год Москве и Тегерану
удалось согласовать перечень проектов на сумму примерно 40 млрд.
долларов. Строительство второй очереди атомной станции «Бушер» - это
почти 11 млрд. долларов. Компания «Зарубежнефть» рассматривает несколько
проектов общей стоимостью примерно 6 млрд. долларов. Достаточно глубоко
проработаны проекты, касающиеся модернизации и строительства
теплоэлектростанций с участием «Технопромэкспорта». Стоимость этого
проекта оценивается в 5 млрд. долларов. Принимаются меры для увеличения
импорта из Ирана. Появились перспективы появления на российском рынке
иранских продуктов питания. Россельхознадзор включил в реестр
поставщиков 25 иранских предприятий: 19 - рыбной продукции, 4 - молочной
и два - мяса птицы.
Важно и то, что Россия и Иран ищут пути
устранения препятствий во взаиморасчетах и страховом деле. Наконец,
работает на пользу расширения торгово-экономического сотрудничества
между Москвой и Тегераном и их политическая близость в вопросах
региональной и международной безопасности. В этом отношении конкурентов в
отношениях с Ираном у России сегодня нет.