17 декабря, 15:00
Плавучие электростанции: цивилизация за полярным кругом
Фото: Politrussa.com
Стоимость любой вещи очень сильно зависит от ее доступности и
незаменимости. Банан или яблоко на плантации или в саду - одно, а за полярным
кругом - совсем иное. Вообще для жителей крайнего севера любая услуга и любой
товар имею свою высокую, непонятную для жителя цивилизованной Европы цену.
Что уж тут говорить о тех благах цивилизации, без которых просто нельзя
жить или работать. К таким благам относится и электроэнергия, тепло, вода. Всем
еще памятна эпопея энергоблокады Крыма со стороны материковой Украины. Тогда крымчане
согласны были платить за свет в доме любые деньги. И это при том, что в Крыму в
это время года зима не похожа даже на московскую.
В первые дни блокады днем в Симферополе было +21 градус.
А если бы в это время на улице был 0 градусов, то блокада могла
превратиться в настоящую трагедию для населения.
Немного истории
В середине 1960-х с целью увеличения пропускной способности Панамского
канала на борту американского транспортного судна «Sturgis» (тип «Liberty») был
установлен легководный реактор МН-1А мощностью 10 МВт. Эта мобильная АЭС
эксплуатировалась в зоне Панамского канала с 1968 по 1975 год.
В США идея не получила дальнейшего развития. Был проект постройки более чем
10 станций подобного типа общей мощностью 1180 МВт в 1980-х, но протесты
общественности поставили на нем крест.
А в это время в России контекст изначально был иной. Еще в начале 1990-х
была поставлена задача найти оптимальный вариант обеспечения электроэнергией и
теплом удаленных объектов Сибири и Дальнего Востока. Доставлять туда топливо
«северным завозом» дорого. Строить станции - тоже. Именно тогда впервые и
вспомнили об американском опыте …
Сначала, когда в стране наступила разруха и свободных денег не было,
рассматривались более дешевые проекты: приспособить к решению задач
энергообеспечения выводимые из строя суда атомного флота. Были разработаны
проекты для использования в качестве электростанций ПЛА и большого атомного
разведывательного корабля «Урал» проекта 1941.
Очень перспективной казалась идея использования в качестве источника электроэнергии
атомного ледокола. Советский союз оставил России в наследство свой атомный
ледокольный флот, который был ей частично не нужен. В 2002 году даже проводился
эксперимент с атомным ледоколом «Советский Союз», который был подключен к
электросети в порту Мурманска. Ледокол выдавал в сеть мощность 50 МВт.
Эксперимент прошел удачно, но стало понятно, что атомный ледокол для этого
- слишком дорогое удовольствие, надо строить суда в разы дешевле, тем более,
что двигатель такому судну по сути и не нужен. Его предназначение годами стоять
у причала и давать на сушу «блага цивилизации».
ПАТЭС (Плавучая атомная теплоэлектростанция)
Постепенно подходили к проекту несамоходной платформы, на которую просто
надо было смонтировать ядерный реактор. Так родился проект 20870 «Академик
Ломоносов».
Корабль был заложен в 2007 году в Северодвинске на предприятии «Севмаш».
Затем, когда стапеля завода понадобились для постройки новых подводных атомных
лодок, судно перезаложили на «Балтийском заводе» в 2009 году.
Вопреки обстоятельствам
Корабль преследовали неудачи. В 2010 году корабль спустили на воду, но
затем начались проблемы у основного акционера Балтийского завода –
Международного промышленного банка, в котором «зависли» средства «Росэнергоатома»
(из них два миллиарда рублей просто «исчезли»). Тогда строительство замерло
практически на полтора года. Только в конце 2011 года завод вновь вернулся в
ведение государства. Уже в середине 2012-го готовность корабля оценивалась
всего в 35 процентов.
Следующим сроком ввода в строй ПАТЭС «Академик Ломоносов» стал 2016 год. А
на днях ввод его в строй перенесли на конец 2017 года.
В проект будут внесены некоторые изменения.
Между тем в 2016 году начнутся работы по возведению береговой части
комплекса в районе морского порта Певек на Чукотке.
Предполагается, что
полностью комплекс войдет в строй до 2019 года, когда он должен будет заменять
выбывающие мощности Билибинской АЭС (48 МВт) и Чаунской ТЭЦ (30 МВт).
Согласно плану руководства «Росатома» к 2029 году в г. Певек будет развернута и
вторая ПАТЭС, которая окончательно заменит береговые энергетические объекты и
увеличит возможности генерации в регионе почти вдвое.
Конструкция
Конструкция ПАТЭС предполагает, что, кроме обеспечения электроэнергией (два
генератора по 35 МВт каждый), судно сможет осуществлять обогрев города
населением до 200 тысяч человек, а также при необходимости стать поставщиком
в него пресной воды, опресняя морскую.
На судне два генератора, чтобы можно было поочередно проводить текущие
ремонты без остановки энергоснабжения региона.
Стоимость корабля составляет в ценах 2010 года 14,1 млрд рублей, плюс 2
миллиарда рублей будет стоить прибрежная инфраструктура. Стоимость возведения и
дальнейшей эксплуатации береговых объектов, решающих все проблемы
жизнеобеспечения в районе порта Певек, будет несоизмеримо выше. Потому говорить
о том, что это бесполезное использование денег - просто бессмысленно.
Фактически ПАТЭС - это комплексный проект решения жизнеобеспечения довольно
крупного города, находящегося вдалеке от цивилизации.
Кстати, опреснительная установка «Академика Ломоносов» на Чукотке не
будет простаивать. Дело в том, что пресная вода в г. Певек подается из ручья
Певек, где оборудовано водохранилище. В 2012 году было обнаружено, что плотина
начала разрушаться. Пока полностью решить эту проблему так и не удалось, а
потому опреснительная установка ПАТЭС будет на Чукотке очень кстати.
В общем, Россия создала уникальный мобильный комплекс по обеспечению
жизнедеятельности крупного города. Кстати, осадка плавучей энергостанции
составляет всего 5,6 м, что позволяет при необходимости размещать ее не только
на побережье моря, но и в акваториях сибирских рек.
Не удивительно, что ПАТЭС заинтересовались и иностранные заказчики.
Российские ученые и корабелы создали уникальный комплекс, который может
пригодиться как в районе крайнего севера, так и в районе экватора. Как мы теперь понимаем, любое
другое решение, будь то ПЛА или ледокол, было бы только половинчатым и не
имело бы перспектив развития.
Интересно. Советские ледоколы (например, «Арктика»),
из-за особенностей конструкции никогда не обеспечивали проводку кораблей в
Антарктику. И это не случайно. Дело в том, что охлаждение реактора данного
корабля обеспечивалось при помощи забортной воды, которая не должна была быть
теплее +23 градусов.
Планы
Итак, первые два судна будут поставлены на Чукотку в район г. Певек. Кто
следующий? Бессмысленно строить ПАТЭС для Крыма и для побережья западной Сибири,
там есть газ, который решает многие проблемы. Пока полная тишина и по поводу
проектов для порта Дудинка (Таймыр) и Вилючинск (Камчатка).
Экономические расчеты показывают, что для Камчатки пока нет обозримых
проблем с поставками электроэнергии, а значит и затраты на постройку подобного
объекта не окупятся. Хотя в дальнейшем по мере износа оборудования в 2020-х
года вполне возможно, что к нему вернутся.
А вот для островных и малозаселенных государств экваториальной зоны это
может стать недорогим решением их проблем. Существует проекты для островного
государства Кабо-Верде. Дело в
том, что острова идеально расположены с точки зрения развития туризма. Но они
абсолютно лишены источников пресной воды и имеют проблемы с энергетикой.
Также рассматриваются проекты обеспечения электроэнергией удаленных
островов Индонезии.
Причем «Росатомом» рассматриваются варианты как передачи судов в
собственность заказчика, так и продажа заказчику электроэнергии и воды.
Но и тут есть проблема. Существующих мощностей для сооружения значительного
количества подобных судов на территории России попросту нет. А значит, РФ не
сможет сама обеспечить своевременное выполнение контрактов. Именно поэтому
«Росатом» предлагает вариант совместного с Китаем производства судов данного
типа, тем более, что Китай сейчас очень заинтересован в освоении ресурсов
Африки. Что может быть лучше для китайской экономической экспансии в регионе,
чем плавучая АЭС, которую в случае обострения отношений со страной-колонией очень
легко будет просто забрать?
Компания «Русатом Оверсиз» (входит в госкорпорацию «Росатом»)
и китайская CNNC New Energy в 2014 году подписали меморандум
о намерениях в области сотрудничества по проекту создания
плавучих атомных электростанций.
Выводы
Рынок для судов типа «Академик Ломоносов» достаточно велик. Думаю, с
коммерческими предложениями проблем не будет, но лишь после того, как Россия на
Чукотке продемонстрирует надежность и эффективность плавающих энергетических
комплексов.
Источник: http://politrussia.com/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 102
Рейтинг поста:
Радует то, что появилась надежда восстановления региона, в который было вложено много сил и здоровья тысяч людей.