ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Плавучие электростанции: цивилизация за полярным кругом
Плавучие электростанции: цивилизация за полярным кругом19-12-2015, 22:04. Разместил: sasha1959 |
17 декабря, 15:00 Плавучие электростанции: цивилизация за полярным кругом
Фото: Politrussa.com
Стоимость любой вещи очень сильно зависит от ее доступности и незаменимости. Банан или яблоко на плантации или в саду - одно, а за полярным кругом - совсем иное. Вообще для жителей крайнего севера любая услуга и любой товар имею свою высокую, непонятную для жителя цивилизованной Европы цену.
Что уж тут говорить о тех благах цивилизации, без которых просто нельзя жить или работать. К таким благам относится и электроэнергия, тепло, вода. Всем еще памятна эпопея энергоблокады Крыма со стороны материковой Украины. Тогда крымчане согласны были платить за свет в доме любые деньги. И это при том, что в Крыму в это время года зима не похожа даже на московскую.
А если бы в это время на улице был 0 градусов, то блокада могла превратиться в настоящую трагедию для населения.
Немного истории
В середине 1960-х с целью увеличения пропускной способности Панамского канала на борту американского транспортного судна «Sturgis» (тип «Liberty») был установлен легководный реактор МН-1А мощностью 10 МВт. Эта мобильная АЭС эксплуатировалась в зоне Панамского канала с 1968 по 1975 год.
В США идея не получила дальнейшего развития. Был проект постройки более чем 10 станций подобного типа общей мощностью 1180 МВт в 1980-х, но протесты общественности поставили на нем крест.
А в это время в России контекст изначально был иной. Еще в начале 1990-х была поставлена задача найти оптимальный вариант обеспечения электроэнергией и теплом удаленных объектов Сибири и Дальнего Востока. Доставлять туда топливо «северным завозом» дорого. Строить станции - тоже. Именно тогда впервые и вспомнили об американском опыте …
Сначала, когда в стране наступила разруха и свободных денег не было, рассматривались более дешевые проекты: приспособить к решению задач энергообеспечения выводимые из строя суда атомного флота. Были разработаны проекты для использования в качестве электростанций ПЛА и большого атомного разведывательного корабля «Урал» проекта 1941. Очень перспективной казалась идея использования в качестве источника электроэнергии атомного ледокола. Советский союз оставил России в наследство свой атомный ледокольный флот, который был ей частично не нужен. В 2002 году даже проводился эксперимент с атомным ледоколом «Советский Союз», который был подключен к электросети в порту Мурманска. Ледокол выдавал в сеть мощность 50 МВт.
Эксперимент прошел удачно, но стало понятно, что атомный ледокол для этого - слишком дорогое удовольствие, надо строить суда в разы дешевле, тем более, что двигатель такому судну по сути и не нужен. Его предназначение годами стоять у причала и давать на сушу «блага цивилизации».
ПАТЭС (Плавучая атомная теплоэлектростанция)
Постепенно подходили к проекту несамоходной платформы, на которую просто надо было смонтировать ядерный реактор. Так родился проект 20870 «Академик Ломоносов». Корабль был заложен в 2007 году в Северодвинске на предприятии «Севмаш». Затем, когда стапеля завода понадобились для постройки новых подводных атомных лодок, судно перезаложили на «Балтийском заводе» в 2009 году.
Вопреки обстоятельствам
Корабль преследовали неудачи. В 2010 году корабль спустили на воду, но затем начались проблемы у основного акционера Балтийского завода – Международного промышленного банка, в котором «зависли» средства «Росэнергоатома» (из них два миллиарда рублей просто «исчезли»). Тогда строительство замерло практически на полтора года. Только в конце 2011 года завод вновь вернулся в ведение государства. Уже в середине 2012-го готовность корабля оценивалась всего в 35 процентов.
Следующим сроком ввода в строй ПАТЭС «Академик Ломоносов» стал 2016 год. А на днях ввод его в строй перенесли на конец 2017 года.
Между тем в 2016 году начнутся работы по возведению береговой части комплекса в районе морского порта Певек на Чукотке. Предполагается, что полностью комплекс войдет в строй до 2019 года, когда он должен будет заменять выбывающие мощности Билибинской АЭС (48 МВт) и Чаунской ТЭЦ (30 МВт). Согласно плану руководства «Росатома» к 2029 году в г. Певек будет развернута и вторая ПАТЭС, которая окончательно заменит береговые энергетические объекты и увеличит возможности генерации в регионе почти вдвое.
Конструкция
Конструкция ПАТЭС предполагает, что, кроме обеспечения электроэнергией (два генератора по 35 МВт каждый), судно сможет осуществлять обогрев города населением до 200 тысяч человек, а также при необходимости стать поставщиком в него пресной воды, опресняя морскую.
Стоимость корабля составляет в ценах 2010 года 14,1 млрд рублей, плюс 2 миллиарда рублей будет стоить прибрежная инфраструктура. Стоимость возведения и дальнейшей эксплуатации береговых объектов, решающих все проблемы жизнеобеспечения в районе порта Певек, будет несоизмеримо выше. Потому говорить о том, что это бесполезное использование денег - просто бессмысленно. Фактически ПАТЭС - это комплексный проект решения жизнеобеспечения довольно крупного города, находящегося вдалеке от цивилизации.
В общем, Россия создала уникальный мобильный комплекс по обеспечению жизнедеятельности крупного города. Кстати, осадка плавучей энергостанции составляет всего 5,6 м, что позволяет при необходимости размещать ее не только на побережье моря, но и в акваториях сибирских рек.
Не удивительно, что ПАТЭС заинтересовались и иностранные заказчики. Российские ученые и корабелы создали уникальный комплекс, который может пригодиться как в районе крайнего севера, так и в районе экватора. Как мы теперь понимаем, любое другое решение, будь то ПЛА или ледокол, было бы только половинчатым и не имело бы перспектив развития.
Планы
Итак, первые два судна будут поставлены на Чукотку в район г. Певек. Кто следующий? Бессмысленно строить ПАТЭС для Крыма и для побережья западной Сибири, там есть газ, который решает многие проблемы. Пока полная тишина и по поводу проектов для порта Дудинка (Таймыр) и Вилючинск (Камчатка).
А вот для островных и малозаселенных государств экваториальной зоны это может стать недорогим решением их проблем. Существует проекты для островного государства Кабо-Верде. Дело в том, что острова идеально расположены с точки зрения развития туризма. Но они абсолютно лишены источников пресной воды и имеют проблемы с энергетикой.
Также рассматриваются проекты обеспечения электроэнергией удаленных островов Индонезии.
Но и тут есть проблема. Существующих мощностей для сооружения значительного количества подобных судов на территории России попросту нет. А значит, РФ не сможет сама обеспечить своевременное выполнение контрактов. Именно поэтому «Росатом» предлагает вариант совместного с Китаем производства судов данного типа, тем более, что Китай сейчас очень заинтересован в освоении ресурсов Африки. Что может быть лучше для китайской экономической экспансии в регионе, чем плавучая АЭС, которую в случае обострения отношений со страной-колонией очень легко будет просто забрать?
Выводы
Рынок для судов типа «Академик Ломоносов» достаточно велик. Думаю, с
коммерческими предложениями проблем не будет, но лишь после того, как Россия на
Чукотке продемонстрирует надежность и эффективность плавающих энергетических
комплексов.
Вернуться назад |