ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Плавучие электростанции: цивилизация за полярным кругом

Плавучие электростанции: цивилизация за полярным кругом


19-12-2015, 22:04. Разместил: sasha1959
 

17 декабря, 15:00

Плавучие электростанции: цивилизация за полярным кругом

 

Плавучие электростанции: цивилизация за полярным кругом
Фото: Politrussa.com
 

Стоимость любой вещи очень сильно зависит от ее доступности и незаменимости. Банан или яблоко на плантации или в саду - одно, а за полярным кругом - совсем иное. Вообще для жителей крайнего севера любая услуга и любой товар имею свою высокую, непонятную для жителя цивилизованной Европы цену.

 

Что уж тут говорить о тех благах цивилизации, без которых просто нельзя жить или работать. К таким благам относится и электроэнергия, тепло, вода. Всем еще памятна эпопея энергоблокады Крыма со стороны материковой Украины. Тогда крымчане согласны были платить за свет в доме любые деньги. И это при том, что в Крыму в это время года зима не похожа даже на московскую.

В первые дни блокады днем в Симферополе было +21 градус.

А если бы в это время на улице был 0 градусов, то блокада могла превратиться в настоящую трагедию для населения.

 

Немного истории

 

В середине 1960-х с целью увеличения пропускной способности Панамского канала на борту американского транспортного судна «Sturgis» (тип «Liberty») был установлен легководный реактор МН-1А мощностью 10 МВт. Эта мобильная АЭС эксплуатировалась в зоне Панамского канала с 1968 по 1975 год.

 

В США идея не получила дальнейшего развития. Был проект постройки более чем 10 станций подобного типа общей мощностью 1180 МВт в 1980-х, но протесты общественности поставили на нем крест.

 

А в это время в России контекст изначально был иной. Еще в начале 1990-х была поставлена задача найти оптимальный вариант обеспечения электроэнергией и теплом удаленных объектов Сибири и Дальнего Востока. Доставлять туда топливо «северным завозом» дорого. Строить станции - тоже. Именно тогда впервые и вспомнили об американском опыте …

 

Сначала, когда в стране наступила разруха и свободных денег не было, рассматривались более дешевые проекты: приспособить к решению задач энергообеспечения выводимые из строя суда атомного флота. Были разработаны проекты для использования в качестве электростанций ПЛА и большого атомного разведывательного корабля «Урал» проекта 1941.

Фото: http://files.balancer.ru/forums/attaches/45/1c/451c11dd61c90178ef32bf48616bd8a0.png
 

Очень перспективной казалась идея использования в качестве источника электроэнергии атомного ледокола. Советский союз оставил России в наследство свой атомный ледокольный флот, который был ей частично не нужен. В 2002 году даже проводился эксперимент с атомным ледоколом «Советский Союз», который был подключен к электросети в порту Мурманска. Ледокол выдавал в сеть мощность 50 МВт.

 

Эксперимент прошел удачно, но стало понятно, что атомный ледокол для этого - слишком дорогое удовольствие, надо строить суда в разы дешевле, тем более, что двигатель такому судну по сути и не нужен. Его предназначение годами стоять у причала и давать на сушу «блага цивилизации».

 

ПАТЭС (Плавучая атомная теплоэлектростанция)

 

Постепенно подходили к проекту несамоходной платформы, на которую просто надо было смонтировать ядерный реактор. Так родился проект 20870 «Академик Ломоносов».

Фото: http://cdn.fishki.net/upload/post/201412/28/1367927/926b354a48c73698c85e5ccb8ed3f037.jpg
 

Корабль был заложен в 2007 году в Северодвинске на предприятии «Севмаш». Затем, когда стапеля завода понадобились для постройки новых подводных атомных лодок, судно перезаложили на «Балтийском заводе» в 2009 году.

 

Вопреки обстоятельствам

 

Корабль преследовали неудачи. В 2010 году корабль спустили на воду, но затем начались проблемы у основного акционера Балтийского завода – Международного промышленного банка, в котором «зависли» средства «Росэнергоатома» (из них два миллиарда рублей просто «исчезли»). Тогда строительство замерло практически на полтора года. Только в конце 2011 года завод вновь вернулся в ведение государства. Уже в середине 2012-го готовность корабля оценивалась всего в 35 процентов.

 

Следующим сроком ввода в строй ПАТЭС «Академик Ломоносов» стал 2016 год. А на днях ввод его в строй перенесли на конец 2017 года.

В проект будут внесены некоторые изменения.

Между тем в 2016 году начнутся работы по возведению береговой части комплекса в районе морского порта Певек на Чукотке.

Предполагается, что полностью комплекс войдет в строй до 2019 года, когда он должен будет заменять выбывающие мощности Билибинской АЭС (48 МВт) и Чаунской ТЭЦ (30 МВт). Согласно плану руководства «Росатома» к 2029 году в г. Певек будет развернута и вторая ПАТЭС, которая окончательно заменит береговые энергетические объекты и увеличит возможности генерации в регионе почти вдвое.

 

Конструкция

 

Конструкция ПАТЭС предполагает, что, кроме обеспечения электроэнергией (два генератора по 35 МВт каждый), судно сможет осуществлять обогрев города населением до 200 тысяч человек, а также при необходимости стать поставщиком в него пресной воды, опресняя морскую.

На судне два генератора, чтобы можно было поочередно проводить текущие ремонты без остановки энергоснабжения региона.

Стоимость корабля составляет в ценах 2010 года 14,1 млрд рублей, плюс 2 миллиарда рублей будет стоить прибрежная инфраструктура. Стоимость возведения и дальнейшей эксплуатации береговых объектов, решающих все проблемы жизнеобеспечения в районе порта Певек, будет несоизмеримо выше. Потому говорить о том, что это бесполезное использование денег - просто бессмысленно.

Фактически ПАТЭС - это комплексный проект решения жизнеобеспечения довольно крупного города, находящегося вдалеке от цивилизации.

Кстати, опреснительная установка «Академика Ломоносов» на Чукотке не будет простаивать. Дело в том, что пресная вода в г. Певек подается из ручья Певек, где оборудовано водохранилище. В 2012 году было обнаружено, что плотина начала разрушаться. Пока полностью решить эту проблему так и не удалось, а потому опреснительная установка ПАТЭС будет на Чукотке очень кстати.

В общем, Россия создала уникальный мобильный комплекс по обеспечению жизнедеятельности крупного города. Кстати, осадка плавучей энергостанции составляет всего 5,6 м, что позволяет при необходимости размещать ее не только на побережье моря, но и в акваториях сибирских рек.

 

Не удивительно, что ПАТЭС заинтересовались и иностранные заказчики. Российские ученые и корабелы создали уникальный комплекс, который может пригодиться как в районе крайнего севера, так и в районе экватора. Как мы теперь понимаем, любое другое решение, будь то ПЛА или ледокол, было бы только половинчатым и не имело бы перспектив развития.

Интересно. Советские ледоколы (например, «Арктика»), из-за особенностей конструкции никогда не обеспечивали проводку кораблей в Антарктику. И это не случайно. Дело в том, что охлаждение реактора данного корабля обеспечивалось при помощи забортной воды, которая не должна была быть теплее +23 градусов.

Планы

 

Итак, первые два судна будут поставлены на Чукотку в район г. Певек. Кто следующий? Бессмысленно строить ПАТЭС для Крыма и для побережья западной Сибири, там есть газ, который решает многие проблемы. Пока полная тишина и по поводу проектов для порта Дудинка (Таймыр) и Вилючинск (Камчатка).

Экономические расчеты показывают, что для Камчатки пока нет обозримых проблем с поставками электроэнергии, а значит и затраты на постройку подобного объекта не окупятся. Хотя в дальнейшем по мере износа оборудования в 2020-х года вполне возможно, что к нему вернутся.

А вот для островных и малозаселенных государств экваториальной зоны это может стать недорогим решением их проблем. Существует проекты для островного государства Кабо-Верде. Дело в том, что острова идеально расположены с точки зрения развития туризма. Но они абсолютно лишены источников пресной воды и имеют проблемы с энергетикой.

 

Также рассматриваются проекты обеспечения электроэнергией удаленных островов Индонезии.

Причем «Росатомом» рассматриваются варианты как передачи судов в собственность заказчика, так и продажа заказчику электроэнергии и воды.

Но и тут есть проблема. Существующих мощностей для сооружения значительного количества подобных судов на территории России попросту нет. А значит, РФ не сможет сама обеспечить своевременное выполнение контрактов. Именно поэтому «Росатом» предлагает вариант совместного с Китаем производства судов данного типа, тем более, что Китай сейчас очень заинтересован в освоении ресурсов Африки. Что может быть лучше для китайской экономической экспансии в регионе, чем плавучая АЭС, которую в случае обострения отношений со страной-колонией очень легко будет просто забрать?

Компания «Русатом Оверсиз» (входит в госкорпорацию «Росатом») и китайская CNNC New Energy в 2014 году подписали меморандум о намерениях в области сотрудничества по проекту создания плавучих атомных электростанций.

Выводы

 

Рынок для судов типа «Академик Ломоносов» достаточно велик. Думаю, с коммерческими предложениями проблем не будет, но лишь после того, как Россия на Чукотке продемонстрирует надежность и эффективность плавающих энергетических комплексов.

 

 

 


Вернуться назад