Россия — лидер арктической добычи по умолчанию?
Чтобы быть лидером, необходимо превосходство или прочное положение. Подобное господство в нефтегазовой отрасли Арктики относится, можно сказать, к области фантазий. Однако в России эта мечта продолжает жить, и страна – благодаря своей непревзойдённой настойчивости и явной робости конкурентов – прилагает серьёзные усилия, чтобы занять главенствующее положение в регионе.
Беглый взгляд на ситуацию даёт мало поводов для оптимизма. Безусловно, достоин внимания отказ компании Shell от проведения работ в Чукотском море. Это в сочетании с нежеланием администрации Обамы заниматься освоением арктического шельфа указывает на возможное наступление относительного бездействия в американских водах. Однако подобная ситуация отнюдь не характерна для региона в целом – определённое развитие всё же наблюдается, пусть и происходит оно крайне медленно.
На сегодняшний день блестящим примером этого является платформа «Газпром нефти» «Приразломная». Расположенная в Печорском море примерно в 40 милях от берега, «Приразломная» стала первым в мире нефтяным арктическим проектом, где добыча ведётся со стационарной платформы – хотя сама общая концепция уже применялась ранее (вспомним про искусственный остров Нордстар компании ВР).
Добыча с «Приразломной» стартовала в 2013 году; эксплуатация в промышленных масштабах началась в прошлом году, когда объёмы достигли примерно 5 тысяч баррелей в сутки. С вводом ещё одной скважины (всего проектом предусмотрено 19) к концу года уровень производства должен достичь величины в 10-15 тысяч баррелей в сутки.
Справедливости ради надо отметить, что впереди «Приразломную» и в целом российское освоение арктического шельфа ждёт несколько важных испытаний. Главным из них после введения санкций США и ЕС является быстрое решение проблемы зависимости от импорта. Считается, что доля оборудования российского производства на «Приразломной» составляет не более 10 процентов, и подобный перекос наблюдается на российских месторождениях повсеместно – и на суше, и на шельфе.
Пристальное внимание как внутри страны, так и за её пределами уделяется заигрываниям с Китаем, Индией и с другими сторонами, которые могли бы оказать финансовую и технологическую поддержку. Но основной интерес всё же вызывает решение, разрабатываемое самой Россией, которое должно показать свою эффективность к 2020 году.
Российский институт «Омскнефтехимпроект» начал работу по модернизации бурового и технологического оборудования «Приразломной», а также её систем безопасности и связи. Главные задачи состоят в том, чтобы нарастить производство до 120 тысяч баррелей в сутки к 2020 году и обеспечить изготовление нового оборудования на российских предприятиях. Наряду с «Омскнефтехимпроектом» над проблемой импортозамещения работают несколько институтов, компаний и университетов по всей стране. Теперь основной вопрос заключается в том, дадут ли их труды положительный результат.
В то же время, невзирая на все технологические трудности, Россия продолжает действовать в Арктике активно и масштабно. Обладая примерно 58 процентами всех углеводородных ресурсов региона, Россия запустила несколько заметных трубопроводных проектов.
Тремя из наиболее перспективных арктических наземных проектов, находящихся в стадии разработки, являются «Новый порт» («Газпром нефть»), «Северэнергия» («Газпром нефть» и «Новатэк»), разработка месторождений им. Требса и им. Титова «Башнефтью» и «Лукойлом». К концу десятилетия совместная добыча по этим проектам может составить 400 тысяч баррелей в сутки, причём новопортовская нефть уже попала на европейский рынок.
Проекты на таких месторождениях, как Долгинское, Мессояхское и Русское, ещё достаточно далеки от осуществления, хотя и они демонстрируют как относительную продуктивность арктической политики России, так и её серьёзный производственный потенциал.
В среднесрочной перспективе конкуренция окажется не слишком тяжёлой: производство арктической нефти на Аляске заметно снизилось и будет продолжать падать до 2040 года; затихла деятельность в канадском море Бофорта; годы разведочного бурения в Гренландии не вылились ни в один проект освоения месторождения. Единственным светлым пятном является месторождение Голиаф в норвежской Арктике, которым занимается итальянская компания Eni. В настоящее время проект ожидает окончательного одобрения норвежских властей. Как сообщается, на пике добыча с Голиафа должна достичь 100 тысяч баррелей в сутки.
Бесспорно, на сегодняшний день ни одна страна не может претендовать на превосходство в добыче арктической нефти, но на данный момент лидером по умолчанию остается Россия.
Источник для MixedNews Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Церемония закладки новейшего морского танкера проекта 03182 «Михаил Барсков», приспособленного для работы в арктических льдах, прошла на заводе «Восточная верфь» во Владивостоке, сообщил начальник пресс-службы Тихоокеанского флота Роман Мартов.
«В церемонии закладки участвовали представители командования ТОФ, представители ВМФ, судостроительных предприятий, городских и краевых властей. Завод впервые за свою историю приступит к строительству судна такого водоизмещения - более 1000 тонн. Для этого работники завода прошли переобучение, цеха были переоборудованы, будет использоваться новая технология строительства», - сказал РИА «Новости» Мартов.
По его словам, ориентировочная дата сдачи танкера - ноябрь 2017 года. Также на верфи будет построен второй танкер проекта 03182 для Тихоокеанского флота.
Малый морской танкер (ММТ) проекта 03182 разработан в качестве многоцелевой платформы судна усиленного ледового класса для транспортировки жидких и сухих грузов с возможностью приема вертолетной техники (в том числе беспилотных летательных аппаратов) и выполнения спасательных операций. Танкер имеет водоизмещение 3500 тонн, длину около 80 метров, дальность автономного плавания до 1500 миль, автономность 30 суток, мореходность до 9 баллов включительно. Экипаж - 24 человека.