Семён Коробов
Конечно, Россия не первая страна, пережившая девальвацию. Как это бывало раньше, и к чему это приводило в других странах?
Современная история девальваций началась с изобретением современной денежной системы, при которой большинство национальных валют являются фиатными деньгами. Особенность этой системы в том, что потенциальное количество денежной массы никак не обязано соотносится с какой-то заданной величиной, скажем, с количеством золота. Попросту говоря, денег можно печатать сколько угодно.
В первой половине ХХ века, эта система постепенно заменила прежде практически вездесущий золотой стандарт. Правительства стран, участвовавших в Первой Мировой Войне, не могли позволить себе держаться золотого стандарта, так как ведение войны требовало неограниченного права эмиссии для финансирования бесконечных расходов. Единственным исключением были США, которые собственно и вступили в войну лишь в апреле 1917 г. После завершения войны, правительства попытались вернуться на золотой стандарт (советский золотой червонец – как раз такая попытка). Однако, возвращение к золотому стандарту привело также и к возврату всех проблем, присущих этой денежной системе – в первую очередь, дефляции. Поскольку количество золота (и таким образом – денег) физически ограничено, в то время, как в любой капиталистической системе производительность труда и производство имеют тенденцию к росту, то снижение предложения денег и рост предложения товаров и услуг приводит к падению цен.
Да-да, на самом деле падение цен является не меньшим злом, чем стремительный их рост, ведь никто не будет вкладывать в новое производство, нанимать рабочих, повышать зарплаты когда понимают, что в будущем, их товар будет стоить меньше, чем сейчас. История Японии на протяжении последней четверти века, когда власти борются за повышение (!) инфляции, – тому пример.
Таким образом, именно золотой стандарт был одним из факторов, которые привели к Великой депрессии. Именно тогда мы наблюдали кадры, впоследствии растиражированные в Советском Союзе, как при многомиллионных армиях безработных и голодающих, на Западе уничтожалась пшеница. А что поделаешь – перепроизводство. И конечно, практически все страны (к примеру, Великобритания в 1931 г., США в 1934 г.) были вынуждены либо девальвировать свои валюты, либо вовсе выйти из золотого стандарта.
Что стало результатом этих решений? После того, как ценность национальных валют стала снижаться, многие страны начали придерживаться практики конкурентной девальвации, когда конкурентоспособность национальных товаропроизводителей на международных рынках достигается за счет девальвации и, таким образом, снижения экспортных цен на товары. В свою очередь, конкурентная девальвация приводит к повышению торговых барьеров – поскольку ни одна страна не может девальвировать бесконечно, то для защиты национального рынка и торгового баланса от демпинга (вспомним громогласные обвинения в адрес нашей страны в начале 1930-х по поводу якобы имевшегося демпинга некоторых товаров, таких, как пшеница и лес) начинают вводить заградительные тарифы или просто запреты на импорт. Примером такого решения была Британская Имперская Экономическая Конференция 1932 г. в Оттаве, которая признала бесплодность попыток вернуться к золотому стандарту и ввела ограничительные тарифы на не-британские (т. е. не-имперские) товары для всей Британской Империи.
Врочем, ни одна из этих мер так и не привела к успеху. Хоть мировая экономика и стабилизировалась к концу 1930-х, но последствия Великой Депрессии были полностью излечены только Второй Мировой войной. И хотя Бреттон-Вудская система, казалось бы, стабилизировала мировые валюты, «драгоценный» опыт конкурентной девальвации был всеми усвоен, что мы и увидим в дальнейшем.
В 1944 г. в небольшом курортном местечке в Нью-Гемпшире состоялась Бреттон-Вудская конференция, призванная решить вопросы, накопившиеся в мировой экономике за довоенные, депрессивные, годы. Собственно, и само название конференции – Валютно-финансовая конференция Объединенных Наций говорила о том, что победители хотели избежать ошибок прошлого в попытке построить лучший, послевоенный, мир. По результатам конференции были учреждены МВФ, Всемирный банк и МБРР, стабизированы валютные курсы и оговорены условия конвертации валют. Как мы видим, почти вся имеющаяся на данный момент финансово-валютная архитектура была построена именно тогда. Кстати, Советский Союз, хоть и принял участие в конференции, но отказался ратифицировать ее решения. Ключевым итогом конференции, однако, было именно решении о стабилизации курсов валют. Доллар США был привязан к золоту (35 долларов за тройскую унцию), а все остальные валюты были привязанны к доллару (опосредованно, таким образом, к золоту). Именно благодаря большим запасам золота (вспомним, как по результатам Первой Мировой войны, США были единственной страной, не вынужденной отказаться от золотого стандарта) и подавляющей политической мощи по сравнению с Великобританией или Францией, США смогли сделать доллар краеугольным камнем капиталистической системы.
Долгое время, Бреттон-Вудская система функционировала - в первые два послевоенных десятилетия экономика западного мира росла, а золотых запасов США хватало для обеспечения бесперебойного обмена долларов на золото, тогда, когда это требовалось. Но по мере роста экономик прочих западных стран все большая часть золотых запасов США переходила к ним, в то время как долларовая масса не сокращалась – напротив, для финансирования Вьетнамской войны и социальных программ в 1960-х, США печатали все больше и больше долларов. Нарастал разрыв между долларовыми обязательствами США, с одной стороны, и золотыми активами, с другой.
Решение, которое выбрали США было простое, и в общем-то, ожидаемое - они отказались выполнять свои обязательства. В 1971 г., президент Никсон наложил мораторий на свободную конвертацию доллара в золото по фиксированному курсу. К февралю 1973 г., доллар был девальвирован с 35 долларов за тройскую унцию золота до 42,2 долларов.
Для США, последствия никсоновской девальвации были благоприятны – стабизация ЗВР, поправка хронически отрицательного торгового баланса, восстановление экономического роста. Но главным последствием было то, что в том же 1973 г. золотой стандарт был окончательно похоронен и вместо него Ямайская система четко зафиксировала приоритет фиатных денег.
Это не значит, что сразу начался очередной раунд валютных войн. Напротив, ждать пришлось почти четверть века до Азиатского кризиса 1997 г.
О том, как развивались валюты и валютные войны уже в новейшей истории, расскажем в заключительной статье цикла. Источник: http://politrussia.com/.
Рейтинг публикации:
|