13.02.2015
Учёные экономисты всех мастей. как и модные архитекторы, считаются сейчас обманутыми простофилями - я бы сказал, это справедливо в обоих случаях. Увы, такой статус в прошлом имели и сторонники золотого стандарта. Эти добрые люди имели дурную привычку нести полную чушь.
Таким человеком был Мюррей Ротбард (Murray Rothbard), признанное светило на протяжении многих лет, автор великого множества глубоких и проницательных работ. К сожалению, ему не хватало понимания некоторых денежных нюансов. Само по себе это не так уж важно. Все мы знаем, что в мире полно глупых людей, особенно в области экономики.
Ни один человек не может быть правым абсолютно во всём. Однако, замечательная деятельность Ротбарда в различных аспектах для многих служит поводом бездумно принимать всё сказанное им как непреложную истину.
Ротбард отстаивал идею о том, что система золотого стандарта в Соединённых Штатах должна быть введена через «переоценку золота» таким образом, чтобы 260 млн унций, которые предположительно хранятся в Федеральном резерве и казначействе, были эквивалентны 100% резервному покрытию имеющейся денежной базы. Вот как Ротбард описывает эту схему в опубликованной в 1994 году книге Дело против Феда, отражающей его взгляды в конце жизни (он умер в 1995 году).
Если мы хотим переоценить золото таким образом, чтобы 260 млн унций золота были эквивалентны $404 млрд в обязательствах ФРС, тогда следующая фиксированная цена золота будет равна $404 млрд, делённые на 260 млн унций, или $1,555 за унцию золота. Если мы переоценим золотой запас Феда по «цене» $1,555 за унцию, тогда его 260 млн унций будут стоить $404 млрд. Или, иначе говоря, «доллар» будет определяться как 1/1555 за унцию.
После этой переоценки Фед может и должен быть ликвидирован, а его золотой запас должен быть распределён; банкноты Федерального резерва должны быть изъяты и обменены на золотые монеты, отчеканенные казначейством.
«Переоценка золота» до гораздо более высоких цифр является денежной девальвацией, и на самом деле «переоценка золота» не что иное, как устаревший термин, означающий девальвацию денег. Когда вы принимаете цену золота $1550 за унцию вместо $350 за унцию, вы на самом деле говорите, что стоимость доллара равна 1/1550 унции золота, а не 1/350.
Это девальвация примерно 4:1, и её эффект будет таким же, как у любой другой денежной девальвации, включая резкий рост номинальных цен. И когда предполагаемый сторонник «здоровых денег» рекомендует произвести масштабную девальвацию валюты, только потому, что «количество металла в сейфе заставило это сделать», странность этой идеи никого не поражает, менее всех самого Ротбарда.
Соотношение при золотом стандарте после периода использования плавающих валют представляет предмет обсуждений и прений, хотя практика показывает, что правительства чаще всего решают, что последние значения приблизительно верны. Считать, что это должно определяться количеством металла где-то в сейфе - полный бред. Безусловно, это делалось не так, когда в 1879 году США учредили систему золотого стандарта, после использования плавающей валюты в течение восемнадцати лет с начала Гражданской войны. Резервное покрытие золотого стандарта металлическим золотом при восстановлении золотого стандарта в 1879 году было на уровне 20%, и не было никакой «переоценки золота».
Во-первых, количество металла в сейфе может изменяться. Можно просто купить или продать какое-то количество золота, если вы считаете это нужным.
Многие утверждали, что у правительства США и ФРС вообще нет этих 260 млн унций физического золота, и не было со времён Никсона (Nixon); или возможно, оно было столько раз перезаложено, что существует масса претензий на права собственности. Возможно, при настоящем расследовании нашлось бы только 50 млн необременённых долгами унций. Это означало бы $8,080 за унцию во времена Ротбарда, или девальвацию 23:1.
Сегодня существует намного больше обязательств Феда (что по существу представляет собой долларовую денежную базу), чем в 1994 году. В последнее время долларовая денежная база составляла $4,015 млрд. Арифметика Ротбарда даёт «переоценку золота» до $15,400 за унцию, или девальвацию примерно 12:1. Принимая количество фактических золотых запасов равным 50 млн унций, получаем $80,300 за унцию, что явно из области гиперинфляции.
При этом подразумевается идея, которую продвигал Ротбард в 1960-х годах (За стопроцентно золотой доллар, 1962): организации, выпускающие деньги, будь то монопольные центральные банки или ряд частных банков, должны иметь 100% резервов физического золота для имеющейся денежной базы. Такие системы возможны, и я объясняю конкретные методы создания и поддержания такой системы в главе 6 моей книги Золото: Полярная звезда в мире денег. Однако, история практически не знала подобных систем. В период «невмешательства в свободный банкинг» 1833-1859 годов в среднем резервное покрытие в банках США было на уровне 20%, но эта величина изменялась в то время от 13% до 32%. В отдельных банках вариации были ещё больше; 20% за год означало 10% для одного банка и 30% для другого.
Резервная доля металла а Банка Англии изменялась в широких пределах, особенно в период 1720-1845 годов. Таким образом, само понятие «100%-ного резерва» имеет мало практических и исторических обоснований.
К счастью, сегодня мы намного лучше понимаем эти вопросы, чем в прошлые десятилетия. Такие люди, как Ларри Уайт (Larry White) из университета Джорджа Мейсона (George Mason), Стив Форбс (Steve Forbes), Кевин Дауд (Kevin Dowd) из Даремского университета в Англии, Джуди Шелтон (Judy Shelton) из проекта Sound Money сети Atlas далеко ушли от того достойного сожаления прошлого и создают сегодня необходимые основы для общего понимания вопроса. Есть и другие - что-то понимает Артур Лаффер (Arthur Laffer), но, кажется, не желает признать это публично. Очень проницателен бывший коллега Лаффера Чарльз Кадлец (Charles Kadlec). Стив Ханке (Steve Hanke) из университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins), хотя и агностик в вопросе золота как меры стоимости, является экспертом в реальном применении различных систем фиксированной стоимости.
В те времена Ротбард был лучше других. Это была эпоха умопомрачительного невежества, не только среди сторонников золотого стандарта, но во всём господствующем направлении экономики. Полагаю, вы будете весело смеяться и удивляться тому, что можно запутать так много умных людей в том, что на самом деле очень просто. Затем подумайте, что это означало для хода истории и человечества в целом. Выразите благодарность за то, что мы живём не в такие тёмные времена. И наконец: займитесь процессом создания реальных альтернатив сегодняшнему безумию бумажных денег.