Через три недели в России начнет действовать новый порядок согласования иностранных инвестиций в печатные СМИ: любые сделки с существенной (более 25% акций) долей в популярных газетах или журналах потребуют одобрения специальной правительственной комиссии. Такие изменения внесены в закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли, они вступают в силу 6 декабря.
Эти изменения еще более усложнят иностранные инвестиции в медиакомпании. Недавно Госдума уже ограничила 20% иностранное владение любыми СМИ, но эта норма начнет действовать только с 2016 г.
Сейчас иностранное владение СМИ ограничено (не более 50%) для эфирных телеканалов и радиостанций, которые вещают на территории, где проживает половина и более населения России, а также для газет и журналов тиражом отдельного номера в 1 млн экземпляров и более. Последняя норма содержится как раз в законе об иностранных инвестициях.
Теперь стратегическими будут считаться СМИ с существенно меньшими тиражами. Если СМИ выходит два и более раза в неделю - 15 млн экземпляров совокупного тиража в год, раз в неделю - 2,5 млн, раз в месяц - 0,7 млн экземпляров. У ежедневной газеты - около 250 выпусков в год, у еженедельника - около 50, у ежемесячника - 12, следовательно, любое СМИ с тиражом номера более 60 000 экземпляров (50 000 для еженедельника) подпадает под новое ограничение.
У популярных СМИ тиражи больше. Ежемесячные: Cosmopolitan - 800 000 экземпляров, Marie Claire - 290 000, "Афиша" - 265 000, Maxim - 175 000, Forbes - 100 000 экземпляров (данные с их сайтов).
Тираж многих еженедельников тоже выше порога: у "Теленедели" он 1,2 млн экземпляров, у "Стархита" - 650 000, у Grazia - 100 000, у "Денег" - 60 000. Превышают порог и тиражи популярных ежедневных газет: московского выпуска Metro (520 000 экземпляров, здесь и далее - фактический тираж последнего вышедшего номера), московского выпуска "Комсомольской правды" (400 023), "Спорт-экспресса" (196 833), "Труда" (220 000), "Коммерсанта" (104 249), "Известий" (142 100), "Ведомостей" (75 000).
Так что теперь при покупке иностранцами 25% и более долей или акций в издателе такого СМИ нужно одобрение чиновников. Покупатель должен подать заявку в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), она рассмотрит ходатайство и передаст его вместе с отзывом в правительственную комиссию по иностранным инвестициям - для окончательного решения.
ФАС и комиссия далеко не всегда одобряют сделки иностранцам. В 2008 г. Google не разрешили купить систему контекстной рекламы "Бегун", а в 2010 г. Disney не смог купить у Ивана Таврина "Медиа 1ТВ" - сделка была одобрена только после того, как партнером Таврина стал Алишер Усманов. Бывали случаи, когда комиссия думала очень долго. Например, она больше года в 2008-2009 гг. рассматривала заявку ТНК-BP на увеличение доли в "Верхнечонскнефтегазе".
Необходимость получить согласие комиссии может усложнить продажу доли финской Sanoma в издательском доме Sanoma Independent Media (среди прочего издает газету "Ведомости"). Американская Hearst, партнер финнов в одной из компаний этого ИД - Fashion Press (Cosmopolitan, "Домашний очаг", Esquire и др.), - намерена воспользоваться преимущественным правом покупки доли в этой компании, говорят источники "Ведомостей", близкие к обеим сторонам. Проблему для американцев создало буквально одно слово в законе об иностранных инвестициях - что иностранные инвесторы, владеющие "более чем 50%" акций компании, могут не согласовывать с правительством увеличение доли. Hearst принадлежит ровно 50% Fashion Press. Человек, близкий к Hearst, сказал, что компания работает над решением этой проблемы.
Когда есть закон об ограничении иностранного капитала в СМИ 20%, эти поправки кажутся ненужными, говорит гендиректор ИД "Коммерсантъ" Павел Филенков: "Они позволяют государству определять, в какие СМИ разрешать инвестировать иностранцам, а в какие - нет. А как правительство относится к СМИ с иностранным капиталом, стало ясно при принятии поправок о 20%".
Гендиректор "Пронто-Москва" (газета "Из рук в руки", входит в турецкий холдинг Trader Media East) Николас Дадиани рассказал "Ведомостям", что не видит угрозы со стороны этих поправок, но консультируется с юристами и законодателями, чтобы определить порядок работы в будущем.
В Bauer Media Group и Conde Nast не смогли дать комментарии, гендиректор Axel Springer Russia Регина фон Флеминг отказалась от комментариев.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+