Через три недели в России начнет действовать новый порядок согласования иностранных инвестиций в печатные СМИ: любые сделки с существенной (более 25% акций) долей в популярных газетах или журналах потребуют одобрения специальной правительственной комиссии. Такие изменения внесены в закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли, они вступают в силу 6 декабря.
Эти изменения еще более усложнят иностранные инвестиции в медиакомпании. Недавно Госдума уже ограничила 20% иностранное владение любыми СМИ, но эта норма начнет действовать только с 2016 г.
Сейчас иностранное владение СМИ ограничено (не более 50%) для эфирных телеканалов и радиостанций, которые вещают на территории, где проживает половина и более населения России, а также для газет и журналов тиражом отдельного номера в 1 млн экземпляров и более. Последняя норма содержится как раз в законе об иностранных инвестициях.
Теперь стратегическими будут считаться СМИ с существенно меньшими тиражами. Если СМИ выходит два и более раза в неделю - 15 млн экземпляров совокупного тиража в год, раз в неделю - 2,5 млн, раз в месяц - 0,7 млн экземпляров. У ежедневной газеты - около 250 выпусков в год, у еженедельника - около 50, у ежемесячника - 12, следовательно, любое СМИ с тиражом номера более 60 000 экземпляров (50 000 для еженедельника) подпадает под новое ограничение.
У популярных СМИ тиражи больше. Ежемесячные: Cosmopolitan - 800 000 экземпляров, Marie Claire - 290 000, "Афиша" - 265 000, Maxim - 175 000, Forbes - 100 000 экземпляров (данные с их сайтов).
Тираж многих еженедельников тоже выше порога: у "Теленедели" он 1,2 млн экземпляров, у "Стархита" - 650 000, у Grazia - 100 000, у "Денег" - 60 000. Превышают порог и тиражи популярных ежедневных газет: московского выпуска Metro (520 000 экземпляров, здесь и далее - фактический тираж последнего вышедшего номера), московского выпуска "Комсомольской правды" (400 023), "Спорт-экспресса" (196 833), "Труда" (220 000), "Коммерсанта" (104 249), "Известий" (142 100), "Ведомостей" (75 000).
Так что теперь при покупке иностранцами 25% и более долей или акций в издателе такого СМИ нужно одобрение чиновников. Покупатель должен подать заявку в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), она рассмотрит ходатайство и передаст его вместе с отзывом в правительственную комиссию по иностранным инвестициям - для окончательного решения.
ФАС и комиссия далеко не всегда одобряют сделки иностранцам. В 2008 г. Google не разрешили купить систему контекстной рекламы "Бегун", а в 2010 г. Disney не смог купить у Ивана Таврина "Медиа 1ТВ" - сделка была одобрена только после того, как партнером Таврина стал Алишер Усманов. Бывали случаи, когда комиссия думала очень долго. Например, она больше года в 2008-2009 гг. рассматривала заявку ТНК-BP на увеличение доли в "Верхнечонскнефтегазе".
Необходимость получить согласие комиссии может усложнить продажу доли финской Sanoma в издательском доме Sanoma Independent Media (среди прочего издает газету "Ведомости"). Американская Hearst, партнер финнов в одной из компаний этого ИД - Fashion Press (Cosmopolitan, "Домашний очаг", Esquire и др.), - намерена воспользоваться преимущественным правом покупки доли в этой компании, говорят источники "Ведомостей", близкие к обеим сторонам. Проблему для американцев создало буквально одно слово в законе об иностранных инвестициях - что иностранные инвесторы, владеющие "более чем 50%" акций компании, могут не согласовывать с правительством увеличение доли. Hearst принадлежит ровно 50% Fashion Press. Человек, близкий к Hearst, сказал, что компания работает над решением этой проблемы.
Когда есть закон об ограничении иностранного капитала в СМИ 20%, эти поправки кажутся ненужными, говорит гендиректор ИД "Коммерсантъ" Павел Филенков: "Они позволяют государству определять, в какие СМИ разрешать инвестировать иностранцам, а в какие - нет. А как правительство относится к СМИ с иностранным капиталом, стало ясно при принятии поправок о 20%".
Гендиректор "Пронто-Москва" (газета "Из рук в руки", входит в турецкий холдинг Trader Media East) Николас Дадиани рассказал "Ведомостям", что не видит угрозы со стороны этих поправок, но консультируется с юристами и законодателями, чтобы определить порядок работы в будущем.
В Bauer Media Group и Conde Nast не смогли дать комментарии, гендиректор Axel Springer Russia Регина фон Флеминг отказалась от комментариев.