Как заявлял украинский премьер Николай Азаров, Украина может присоединиться в среднем к 70 соглашениям, которые действуют в Таможенном союзе (ТС). Это заявление глава украинского правительства сделал во время встречи со своим белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем на недавней встрече в Астане.
Третий участник встречи – премьер-министр РФ Дмитрий Медведев – настроен менее оптимистично. Он заявил, что Украине вряд ли удастся присоединиться к большинству соглашений стран ТС при одновременном подписании соглашения с ЕС об ассоциированном членстве. «В условиях, когда будет действовать договор об ассоциированном членстве, все такие решения должны согласовываться с Брюсселем. Я не уверен, что наши коллеги в Европейском Союзе к этому отнесутся так легко», – считает глава российского правительства.
Позиция России, которая заключается в формуле «кто не с нами, тот против нас», тормозит процесс присоединения Украины к техническим регламентам Таможенного союза. Но украинская сторона надеется на постепенное смягчение позиции Москвы и восстановление взаимопонимания, которое позволит нам двигаться в сторону «регламентного консенсуса».
«Мы будем постепенно определять те документы, к которым мы можем присоединиться, – говорит первый заместитель министра экономического развития и торговли Анатолий Максюта. – Из 70 соглашений, к которым Украина теоретически может присоединиться, сейчас изучается возможность присоединения к 16-ти…». Он отметил, что присоединение к одобренным украинским правительством соглашениям будет обсуждаться на консультациях с Евразийской экономической комиссией.
Пока что речь идет о соглашении по согласованной политике в области технического регулирования санитарных и фитосанитарных мер Евразийского экономического сообщества (от 25 января 2008 года). Но это только начало
Представитель Украины при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Суслов отмечает, что для начала Украине нужно имплементировать Соглашение «Об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами – участниками СНГ, не являющимися государствами – членами Таможенного союза».
Этот документ регламентирует процедуру применения технических регламентов Таможенного союза на альтернативной или безальтернативной основе. Другими словами это означает, что в области медицины, например, мы можем следовать и тем, и другим регламентам. В зависимости от того, на какой потребительский рынок ориентирована наша продукция.
«Имплементация этого соглашения открывает нам путь для присоединения к техническим регламентам Таможенного союза. Для Украины крайне важно сотрудничество с ТС и Россией в сфере наукоемких технологичных отраслей: космос, самолетостроение, ВПК. Это те сектора, которые пока в основном не интересуют европейских партнеров, ориентированных на сырьевой и потребительский рынки, а также сферу услуг. Поэтому техрегламенты в высокотехничных областях должны быть идентичны принятым регламентам ТС или соответствовать традиционной системе общих стандартов», – подчеркивает Суслов.
Пока что речь идет о соглашении по согласованной политике в области технического регулирования санитарных и фитосанитарных мер Евразийского экономического сообщества (от 25 января 2008 года). Но это только начало.
Что же касается евронорм, то в этом плане процесс развивается намного более динамично. Не так давно Кабинет министров соответствующим постановлением внес изменения в 20 технических регламентов, которые были разработаны на основе директив так называемого «Нового и глобального подхода Европейского Союза для указания обязательного соответствия национальных стандартов европейским».
На сегодня в европейском законодательстве действует 23 директивы Нового и глобального подхода, в которых опубликованы перечни гармонизированных стандартов. Из них в законодательство Украины введено 19 (приняты соответствующие технические регламенты).
В положениях этих 19 технических регламентов или отсутствуют, или не конкретизированы требования относительно обязательного соответствия национальных стандартов европейским
В положениях этих 19 технических регламентов или отсутствуют, или не конкретизированы требования относительно обязательного соответствия национальных стандартов европейским.
Кроме того, на сегодня в перечень стандартов для Технического регламента моющих средств включены стандарты непосредственно на моющие средства (например, стиральный порошок, средства для мытья посуды и т.п.), а нужно включить стандарты на методы испытаний стирального порошка, средств для мытья посуды и т.п., поскольку регламент ЕС, на основе которого разработан этот техрегламент, определяет только стандарты на методы испытаний моющих средств.
Пока Украина занимается с переменным успехом работой над ошибками, Россия тоже не сидит сложа руки. С 2010 года действует программа под названием «Промышленный диалог России и ЕС», в рамках которой ведется насыщенная работа по сближению технических регламентов обеих сторон. Причем с самого начала этот процесс возглавлял Виктор Христенко – нынешний глава Евразийской экономической комиссии.
Информацией, насколько далеко Россия продвинулась в унификации своих стандартов с европейскими, мы до конца не располагаем. Однако по косвенным признакам Москва в этом плане если не обгоняет нас по темпам, то точно выигрывает по качеству выполненных работ. Последняя обнародованная информация в этой сфере – Госстандарт РФ завершил предварительное согласование 13-ти российских технических регламентов с европейскими стандартами.
Более того, главный санитарный врач России (и враг конфет «Рошен») Геннадий Онищенко, по словам осведомленных источников, как-то заметил, что одной из задач реализации российского федерального закона "О техническом регулировании" как раз и является гармонизация их системы технического регулирования с зарубежными, в том числе с европейской. Причем в значительной мере эта задача была выполнена еще во время подготовки к присоединению к ВТО. А сейчас идет «техническая зачистка» регламентов с целью облегчить доступ российских товаров на зарубежные рынки.
В общем, как бы парадоксально это ни звучало, но по итогу «забега» может оказаться, что российские регламенты более «проевропейские», чем наши. И после частичной утраты российского рынка вследствие подписания договора в Вильнюсе (а это неизбежно) нам еще придется конкурировать с товарами соседей на рынке европейском. Причем не известно, кто кого победит в этой борьбе.
К тому же, говорят знающие эксперты, в бодрой имплементации европейских стандартов российским законодательством есть маленькая, но существенная деталь. Как правило, каждый техрегламент, который РФ адаптирует к евронормам, совпадает с европейскими на 90%. Но в оставшиеся 10% вкладываются такие условия, которые тут же выставляют барьер на пути беспрепятственного вхождения европейских товаров на российский рынок. Мы же по причине ментального простодушия этого не делаем. Выводы – очевидны…