В декабре Федеральная резервная система США отпразднует вековой юбилей, экономисты подводят итоги работы регулятора и вспоминают, с чего все начиналось. Кеннетт Рогофф и Карен Рейнхар пишут о трех периодах в истории ФРС и утверждают, что только в 25% случаев снижение ставок, которое так любят в ФРС сегодня, помогало экономике. Другие экономисты напомнают, что Великую депрессию ФРС, как и сейчас, расширила свой баланс до 20% ВВП. Возможно, этот период "гигантского смягчения" не закончится за два-три года, а будет очень-очень долгим
Вашингтон. 21 марта. FINMARKET.RU - Система федеральных резервных банков США была создана 23 декабря 1913 года. Сто лет назад смысл создания центрального банка и его филиалов заключался в том, чтобы навести порядок в банковской системе страны и сделать доллар более эластичным. Созданию ФРС предшествовали банковский и финансовый кризисы, особенно суровым выдался 1907 год. Деловые круги и политики, в итоге, потребовали от правительства серьезной финансовой реформы.
Ключевой частью этой реформы и стала ФРС. Новый институт должен был обеспечивать ликвидностью банки, оказавшиеся в сложном положении во время кризисов, о сегодняшних целях ФРС - борьбе против инфляции и за занятость речь тогда не шла.
Известный экономист Кеннетт Рогофф из Гарварда вместе со своей коллегой и соавтором Карен Рейнхарт проследили за тем, как менялся мандат ФРС.
Три возраста ФРС
1913-1930 годы: ФРС на страже интересов доллара.
В этот период функции ФРС сводились к сохранению финансовой стабильности в экономике США.
Отцы-основатели ФРС мало думали об инфляции. Для них высокая инфляция была скорее редким феноменом, который возникает в периоды войн или других бедствий. У них были основания так считать: в 1913 году цены были лишь на 20% выше, чем в 1775 году и на 40% ниже, чем в 1813 году, в разгар войны между Великобританией и США. Цены в США начали расти после отказа от золотого стандарта в 1933 году. Сейчас цены в 30 раз выше, чем в 1913 году.
ФРС явно со своей задачей не справилась. С 1929 по 1933 годы выпуск экономики США упал на 31%. С 1925 по 1933 годы в США обанкротилась половина банков.
Итогом стало создание Федеральной корпорации по страхованию банковских вкладов и других регуляторов, взявших на себя часть функций ФРС.
В течение 1930-х годов политика невмешательства государства в дела финансового рынка сменилась жестким регулированием. Тогда же были созданы барьеры на пути потоков международного капитала - в мире началась финансовая деглобализация.
Тогда в распоряжение ФРС было множество инструментов влияния на денежную политику, но многие из них использовались неправильно и лишь усугубляли проблемы экономики. Например, норма резервирования с1935 по 1937 годы выросла в два раза с 13% до 26% - это случилось в разгар Великой депрессии, когда ее нужно было наоборот снижать.
1939-1978 годы: ФРС - слуга Казначейства.
С начала Второй мировой войны до 1970-х годов в истории ФРС настала эпоха бюджетного доминирования. Это эпоха роста госдолга - такого в истории США больше не было. Тогда ФРС во имя борьбы с безработицей должна была финансировать бюджетные проекты.
Использование монетарных инструментов в это время была ограниченным: рост ставок был зафиксирован, до начала 1950-х годов существовал потолок роста кредитования, а в США и в других странах применялись различные финансовые репрессии.
С 1945 по 1970-е годы в мире не было крупных банковских кризисов. Такой длительный период спокойствия был совершенно новой эпохой в мировых финансах.
Но мягкая монетарная политика, шоки предложения и постоянное бюджетное стимулирование привели к стабильно высокой инфляции. Со временем появилась необходимость бороться с ней. Это стало началом эпохи современных независимых центробанков.
После Второй мировой войны США поняли, что такое инфляция
1979-2007 годы: ФРС - борец с инфляцией.
В начале 80-х годов ФРС и другие центробанки переключились на поддержание ценовой стабильности и смягчение макроэкономических циклов. С 1979 года начинается период стабилизации инфляции, который закончился с кризисом 2007 года.
Без предыдущих этапов ФРС не смогла бы превратиться в то, чем она сейчас является.
Регулятор перестал использовать и некоторые инструменты, например, почти забытыми оказались нормы резервирования и другие способы, которые должны были обуздать бурный рост кредитования.
Единственным оружием ФРС стали ставки и различные коммуникационные стратегии.
После 2007 года: ФРС и ставки "около ноля"
В 2007 году началась новая эпоха, которую пока сложно как-то охарактеризировать.
В отличие от Рогоффа и Рейнхарт, некоторые аналитики все-таки пытаются представить как будет менять политика ФРС.
Сейчас ФРС наращивает свой баланс. Исторически тоже самое происходило во время Второй мировой войны и Великой депрессии. Тогда баланс, по оценке Morgan Stanley,доходил до 20% ВВП. Сейчас баланс превышает $3 трлн, это пока меньше 20% ВВП. Нобаланс имеет все шансы вырасти до этой отметки.
Баланс ФРС продолжает расти
Нетрадиционная политика вроде QE может сохраниться навсегда, став частью нового мирового порядка предполагают авторы блога Free Exchange the Economist. Последняя встреча Комитета по открытым рынкам не преподнесла сюрпризов: политика ФРС не изменилась, регулятор лишь немного снизил долгосрочный прогноз по инфляции и росту экономики. Безработица вряд ли вернется к своему естественному уровню в 5,2-6% до 2015 года.
В этом как раз и проблема. Конечно, ситуация в США не так плоха, как три года назад, но выздоровление пока даже не на горизонте. Если прогнозы ФРС верны, то безработица будет выше нормы в течение семи лет - это признак неэффективной монетарной политики.
ФРС в декабре 2008 года снизила ставки по федеральным фондам до нуля и, тем самым, лишила себя главного инструмента монетарной политики - дальше ставки снижать просто некуда. Регулятор пытался это компенсировать с помощью различных нестандартных средств. Судя по последним заявлениям, члены Комитета по открытым рынкам разочарованы в результатах этой политики и все больше озабочены ее рисками.
Однако это не означает, что ФРС откажется от этой политики. Если экономика будет расти, согласно прогнозам ФРС, то ставка останется на уровне около ноля до 2015 года. Но хуже другое, в долгосрочной перспективе, по мнению членов Комитета по открытым рынкам, ставка по федеральным фондам составит лишь 4% - это очень низкое значение. В прошлые три рецессии ФРС всегда снижала ставку на 4 п.п. Это значит, что при следующем спаде ее вновь придется снизить до нуля. Чтобы стимулировать экономику, ФРС придется полюбить нестандартную монетарную политику.
На пресс-конференции Бен Бернанке заявил, что это, скорее, академический спор и пока эту проблему ФРС решать не намерена. Скорее всего, это означает, что ФРС комфортно себя чувствует с нестандартным стимулированием и не собирается от него отказываться. В будущем проблему можно решить с помощью более высокой цели по инфляции или с помощью таргетирования номинального роста ВВП. Но пока ФРС просто призывает всех привыкнуть к нестандартной политике и медленным восстановлениям.
Любимая политика ФРС тоже не работает - ставки мало влияют на состояние денежного рынка и кредитования
Рогофф и Рейнхарт, правда, уверены, что не стоит сожалеть и о любимой политике ФРС - снижении ставок. Во многом из-за нее регулятор проглядел кризис, да и в принципе она была не слишком эффективна.
В последние тридцать лет динамика частного кредитования почти не интересовала регуляторов даже как индикатор частного спроса, инфляционного давления или в качестве раннего сигнала о финансовом кризисе. При этом многие экономисты доказали, что кризисам всегда предшествуют кредитные бумы. В этот период ФРС сосредоточился на одном виде денежной политике - изменении ставок. С ее помощью регулятор воздействовал на инфляцию и рост экономики. Из-за этого ФРС проглядела кризис и оказалась в нынешней ситуации.
Рогофф и Рейнхарт проанализировали динамику кредитования. Акцент в своем исследовании Рогофф и Рейнхарт сделали именно на росте кредитования домохозяйств, ведь американские компании благодаря развитым финансовым рынкам, практически независимы от влияния банков.
Современное городское общество США начало формироваться в начале XX века. С тех пор доля потребления в располагаемом доходе домохозяйств неуклонно растет.
Номинальные объемы потребительского кредитования, находящегося в обращении, значительно сокращались за последние сто лет лишь в трех случаях: во время коллапса банковского сектора в период Великой депрессии, во время Второй мировой войны и в 2009 году, в период последнего финансового кризиса.
В остальное время кредиты увеличивались в среднем на 8,2% в год в период 1919-2012 году. В 2009 году сокращение составило всего 4,3%.
За последнее столетие кредитование в США сокращалось лишь в трех случаях
Рогофф и Рейнхарт проанализировали динамику кредитования и динамику процентных ставок. Оказалось, что самая популярная политика ФРС работает лишь в 25% случаев.
Если ставки снижались, а кредитование росло, то наступало "явное смягчение". То же самое касается и ужесточения политики. Из 92 годовых наблюдений (1921-2012) лишь 23% попали в категорию "явных", причем оказалась, что эти случаи не зависели от политики ФРС и мобильности капитала.
Сокращение ставок во время "явного смягчения" обычно приводит через несколько лет к рецессии в экономике.
Если ставки снижались, а динамика кредитования не менялась или даже сокращалась, то речь идет о "смешанном смягчении". Такая ситуация складывалась в четверти всех случаев. Именно такая ситуация преобладает после кризиса 2007 года: в 2008 и 2009 годах количественное смягчение и снижение ставок сопровождались падением кредитования.
В 23% случаях рост ставок не приводил к замедлению кредитования - это тоже "смешанное смягчение". Обычно это происходило во времена высокой инфляции: рост ставок был методом борьбы с ней.
Если же ставки не изменялись, а рост кредитования ускорялся, то такая политика была "нейтральна к смягчению". К этой категории относятся все остальные случаи.
Советы для ФРС после кризиса: стоит вспомнить о забытых способах регулирования
Как только кризис закончится, главной целью ФРС вновь станет обеспечение финансовой стабильности. При этом регулятор вряд ли откажется от контроля над инфляцией и поддержания максимальной занятости.
В этом случае ему придется применять множество инструментов для достижения этих целей. Вопреки общепринятому мнению изменения краткосрочных ставок недостаточно, чтобы влиять на финансовую систему. ФРС придется вспомнить об изменениях к требованиям по резервам и резервам обязательств по сделкам, а также о различных кредитных мерах. Именно они должны войти в арсенал центробанка США и других развитых стран. Хотя бы до тех пор, пока в будущем не будет создан супер-регулятор, который сможет отслеживать все риски.
Например, если ФРС сейчас ужесточит требования по резервированию, выход из QE будет куда проще, а саму политику можно будет проводить агрессивнее.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+