Вашингтон. 21 марта. FINMARKET.RU - Система федеральных резервных банков США была создана 23 декабря 1913 года. Сто лет назад смысл создания центрального банка и его филиалов заключался в том, чтобы навести порядок в банковской системе страны и сделать доллар более эластичным. Созданию ФРС предшествовали банковский и финансовый кризисы, особенно суровым выдался 1907 год. Деловые круги и политики, в итоге, потребовали от правительства серьезной финансовой реформы.
Ключевой частью этой реформы и стала ФРС. Новый институт должен был обеспечивать ликвидностью банки, оказавшиеся в сложном положении во время кризисов, о сегодняшних целях ФРС - борьбе против инфляции и за занятость речь тогда не шла.
Известный экономист Кеннетт Рогофф из Гарварда вместе со своей коллегой и соавтором Карен Рейнхарт проследили за тем, как менялся мандат ФРС.
Три возраста ФРС
1913-1930 годы: ФРС на страже интересов доллара.
- В этот период функции ФРС сводились к сохранению финансовой стабильности в экономике США.
- Отцы-основатели ФРС мало думали об инфляции. Для них высокая инфляция была скорее редким феноменом, который возникает в периоды войн или других бедствий. У них были основания так считать: в 1913 году цены были лишь на 20% выше, чем в 1775 году и на 40% ниже, чем в 1813 году, в разгар войны между Великобританией и США. Цены в США начали расти после отказа от золотого стандарта в 1933 году. Сейчас цены в 30 раз выше, чем в 1913 году.
- ФРС явно со своей задачей не справилась. С 1929 по 1933 годы выпуск экономики США упал на 31%. С 1925 по 1933 годы в США обанкротилась половина банков.
- Итогом стало создание Федеральной корпорации по страхованию банковских вкладов и других регуляторов, взявших на себя часть функций ФРС.
- В течение 1930-х годов политика невмешательства государства в дела финансового рынка сменилась жестким регулированием. Тогда же были созданы барьеры на пути потоков международного капитала - в мире началась финансовая деглобализация.
- Тогда в распоряжение ФРС было множество инструментов влияния на денежную политику, но многие из них использовались неправильно и лишь усугубляли проблемы экономики. Например, норма резервирования с1935 по 1937 годы выросла в два раза с 13% до 26% - это случилось в разгар Великой депрессии, когда ее нужно было наоборот снижать.
1939-1978 годы: ФРС - слуга Казначейства.
- С начала Второй мировой войны до 1970-х годов в истории ФРС настала эпоха бюджетного доминирования. Это эпоха роста госдолга - такого в истории США больше не было. Тогда ФРС во имя борьбы с безработицей должна была финансировать бюджетные проекты.
- Использование монетарных инструментов в это время была ограниченным: рост ставок был зафиксирован, до начала 1950-х годов существовал потолок роста кредитования, а в США и в других странах применялись различные финансовые репрессии.
- С 1945 по 1970-е годы в мире не было крупных банковских кризисов. Такой длительный период спокойствия был совершенно новой эпохой в мировых финансах.
- Но мягкая монетарная политика, шоки предложения и постоянное бюджетное стимулирование привели к стабильно высокой инфляции. Со временем появилась необходимость бороться с ней. Это стало началом эпохи современных независимых центробанков.
После Второй мировой войны США поняли, что такое инфляция
1979-2007 годы: ФРС - борец с инфляцией.
- В начале 80-х годов ФРС и другие центробанки переключились на поддержание ценовой стабильности и смягчение макроэкономических циклов. С 1979 года начинается период стабилизации инфляции, который закончился с кризисом 2007 года.
- Без предыдущих этапов ФРС не смогла бы превратиться в то, чем она сейчас является.
- Регулятор перестал использовать и некоторые инструменты, например, почти забытыми оказались нормы резервирования и другие способы, которые должны были обуздать бурный рост кредитования.
- Единственным оружием ФРС стали ставки и различные коммуникационные стратегии.
После 2007 года: ФРС и ставки "около ноля"
- В 2007 году началась новая эпоха, которую пока сложно как-то охарактеризировать.
В отличие от Рогоффа и Рейнхарт, некоторые аналитики все-таки пытаются представить как будет менять политика ФРС.
- Сейчас ФРС наращивает свой баланс. Исторически тоже самое происходило во время Второй мировой войны и Великой депрессии. Тогда баланс, по оценке Morgan Stanley,доходил до 20% ВВП. Сейчас баланс превышает $3 трлн, это пока меньше 20% ВВП. Нобаланс имеет все шансы вырасти до этой отметки.
Баланс ФРС продолжает расти
- Нетрадиционная политика вроде QE может сохраниться навсегда, став частью нового мирового порядка предполагают авторы блога Free Exchange the Economist. Последняя встреча Комитета по открытым рынкам не преподнесла сюрпризов: политика ФРС не изменилась, регулятор лишь немного снизил долгосрочный прогноз по инфляции и росту экономики. Безработица вряд ли вернется к своему естественному уровню в 5,2-6% до 2015 года.
- В этом как раз и проблема. Конечно, ситуация в США не так плоха, как три года назад, но выздоровление пока даже не на горизонте. Если прогнозы ФРС верны, то безработица будет выше нормы в течение семи лет - это признак неэффективной монетарной политики.
- ФРС в декабре 2008 года снизила ставки по федеральным фондам до нуля и, тем самым, лишила себя главного инструмента монетарной политики - дальше ставки снижать просто некуда. Регулятор пытался это компенсировать с помощью различных нестандартных средств. Судя по последним заявлениям, члены Комитета по открытым рынкам разочарованы в результатах этой политики и все больше озабочены ее рисками.
- Однако это не означает, что ФРС откажется от этой политики. Если экономика будет расти, согласно прогнозам ФРС, то ставка останется на уровне около ноля до 2015 года. Но хуже другое, в долгосрочной перспективе, по мнению членов Комитета по открытым рынкам, ставка по федеральным фондам составит лишь 4% - это очень низкое значение. В прошлые три рецессии ФРС всегда снижала ставку на 4 п.п. Это значит, что при следующем спаде ее вновь придется снизить до нуля. Чтобы стимулировать экономику, ФРС придется полюбить нестандартную монетарную политику.
- На пресс-конференции Бен Бернанке заявил, что это, скорее, академический спор и пока эту проблему ФРС решать не намерена. Скорее всего, это означает, что ФРС комфортно себя чувствует с нестандартным стимулированием и не собирается от него отказываться. В будущем проблему можно решить с помощью более высокой цели по инфляции или с помощью таргетирования номинального роста ВВП. Но пока ФРС просто призывает всех привыкнуть к нестандартной политике и медленным восстановлениям.
Любимая политика ФРС тоже не работает - ставки мало влияют на состояние денежного рынка и кредитования
Рогофф и Рейнхарт, правда, уверены, что не стоит сожалеть и о любимой политике ФРС - снижении ставок. Во многом из-за нее регулятор проглядел кризис, да и в принципе она была не слишком эффективна.
В последние тридцать лет динамика частного кредитования почти не интересовала регуляторов даже как индикатор частного спроса, инфляционного давления или в качестве раннего сигнала о финансовом кризисе. При этом многие экономисты доказали, что кризисам всегда предшествуют кредитные бумы. В этот период ФРС сосредоточился на одном виде денежной политике - изменении ставок. С ее помощью регулятор воздействовал на инфляцию и рост экономики. Из-за этого ФРС проглядела кризис и оказалась в нынешней ситуации.
Рогофф и Рейнхарт проанализировали динамику кредитования. Акцент в своем исследовании Рогофф и Рейнхарт сделали именно на росте кредитования домохозяйств, ведь американские компании благодаря развитым финансовым рынкам, практически независимы от влияния банков.
- Современное городское общество США начало формироваться в начале XX века. С тех пор доля потребления в располагаемом доходе домохозяйств неуклонно растет.
- Номинальные объемы потребительского кредитования, находящегося в обращении, значительно сокращались за последние сто лет лишь в трех случаях: во время коллапса банковского сектора в период Великой депрессии, во время Второй мировой войны и в 2009 году, в период последнего финансового кризиса.
- В остальное время кредиты увеличивались в среднем на 8,2% в год в период 1919-2012 году. В 2009 году сокращение составило всего 4,3%.
За последнее столетие кредитование в США сокращалось лишь в трех случаях
Рогофф и Рейнхарт проанализировали динамику кредитования и динамику процентных ставок. Оказалось, что самая популярная политика ФРС работает лишь в 25% случаев.
- Если ставки снижались, а кредитование росло, то наступало "явное смягчение". То же самое касается и ужесточения политики. Из 92 годовых наблюдений (1921-2012) лишь 23% попали в категорию "явных", причем оказалась, что эти случаи не зависели от политики ФРС и мобильности капитала.
- Сокращение ставок во время "явного смягчения" обычно приводит через несколько лет к рецессии в экономике.
- Если ставки снижались, а динамика кредитования не менялась или даже сокращалась, то речь идет о "смешанном смягчении". Такая ситуация складывалась в четверти всех случаев. Именно такая ситуация преобладает после кризиса 2007 года: в 2008 и 2009 годах количественное смягчение и снижение ставок сопровождались падением кредитования.
- В 23% случаях рост ставок не приводил к замедлению кредитования - это тоже "смешанное смягчение". Обычно это происходило во времена высокой инфляции: рост ставок был методом борьбы с ней.
- Если же ставки не изменялись, а рост кредитования ускорялся, то такая политика была "нейтральна к смягчению". К этой категории относятся все остальные случаи.
Советы для ФРС после кризиса: стоит вспомнить о забытых способах регулирования
Как только кризис закончится, главной целью ФРС вновь станет обеспечение финансовой стабильности. При этом регулятор вряд ли откажется от контроля над инфляцией и поддержания максимальной занятости.
В этом случае ему придется применять множество инструментов для достижения этих целей. Вопреки общепринятому мнению изменения краткосрочных ставок недостаточно, чтобы влиять на финансовую систему. ФРС придется вспомнить об изменениях к требованиям по резервам и резервам обязательств по сделкам, а также о различных кредитных мерах. Именно они должны войти в арсенал центробанка США и других развитых стран. Хотя бы до тех пор, пока в будущем не будет создан супер-регулятор, который сможет отслеживать все риски.
Например, если ФРС сейчас ужесточит требования по резервированию, выход из QE будет куда проще, а саму политику можно будет проводить агрессивнее.