Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Об устойчивости федерального бюджета России

Об устойчивости федерального бюджета России


8-02-2023, 19:11 | Финансы и кризис / Размышления о кризисах | разместил: Око Политика | комментариев: (0) | просмотров: (1 353)

Те данные, которые вышли за январь 2023 могут, конечно, шокировать, но не стоит воспринимать данный разрыв, как устойчивый. На бюджет воздействовали множество разовых факторов (многие из них проявлены в пояснительной записке Минфина), которые не могут быть экстраполированы на весь год. 

Рост расходов на 70% и падение доходов на 35% - подобного не будет по итогам года. 

Сначала стоит обратиться к официальным данным, которые были закреплены  в ФЗ от 05.12.2022 № 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". 

Проект бюджета формировался в конце лета, но был утвержден Госдумой 24 ноября 2022, поэтому многие данные в нем устарели уже в момент выхода. 

Например, в оценке на 2022 в конце осени правительство предполагало, что объем госрасходов составит 27.6 трлн, а по факту получилось 31.1 трлн. В начале года проект бюджета на 2022 строился из плана доходов в 25 трлн (по факту - 27.8 трлн), а расходы в плане были всего на 24.1 трлн (разрыв в итоге составил 7 трлн руб). Правительство предполагает, а Минфин располагает )

На 2023 год план по доходам составляет 26.13 трлн, а расходы – 29.05 трлн, а дефицит почти 3 трлн. Правительство расчеты производило еще до эмбарго нефти, коллапса экспорта газа и расширения дисконта до 40% против средних 25% в середине года. 

В соответствии с актуальной тенденцией по предварительным собственным расчетам нефтегазовые доходы могут составить 5.7 трлн (минус 5.9 трлн), а план 8.9 трлн.

Доходы, связанные с внутренним производством, вырастут примерно на 7% до 10.1 трлн (план по бюджету в 10 трлн). ФНС крайне эффективная структура и нет пространства для повышения сборов без повышения налогов, инфляция замедляется, а частный сектор в целом стагнирует. 

Доходы, связанные с импортом, вероятно, вырастут до 4.05 трлн по сравнению 3.8 трлн в 2021 (план – 4.3 трлн).

Прочие доходы могут снизиться до 2.65 трлн по сравнению с 3 трлн в 2022 из-за существенно меньших дивидендных сборов. 

Общие доходы по году могут снизиться до 22.5 трлн против 27.8 трлн в 2022.

Детализацию расходов федерального бюджета Минфин не публикует с марта 2022, однако структуру можно оценить на основе проекта бюджета (в читабельном виде представлено здесь).

В той информации, которая представлена в таблице по состоянию на 2022 суммарные расходы составляют 27.6 трлн – столько Правительство оценивало расходы на весь 2022. По факту вышло 31.1 трлн, т.е. 4 трлн Минфин распределил в неизвестном направлении.

В проекте бюджета можно оценить расходы на оборону и безопасность. В 2022 на эти цели хотели отправить 7.5 трлн по сравнению с 5.9 трлн в 2021, а в 2023 план распределить 9.4 трлн. Сколько вышло по факту? Неизвестно, но учитывая масштаб СВО и раскрутку ВПК, вероятно в 2023 на это уйдет 12-13 трлн руб. 

Общегосударственные расходы обычно стабильны, но в условиях конфликтов включают расходы на гумпомощь и частичное содержание территории в зоне СВО. Осенью 2022 Правительство оценивало допрасходы в 800-900 млрд, в 2023 выйдет, вероятно ближе к 1.2-1.4 трлн с учетом необходимых 1.7 трлн, т.е. общие расходы около 3 трлн, а не 2 трлн, как планируют.

Выделяются процентные расходы по госдолгу, которые резко выросли с 1.08 трлн до 1.52 трлн.

Любопытно, что Правительство планирует резко сократить расходы на национальную экономику – почти на 20% по номиналу и на треть в реальном выражении к 2021. Крупнейшие статьи расходов – строительство дорог, транспорт и сельское хозяйство. 

Соцрасходы сократились в 2022 на 4% по номиналу и вырастут лишь на 10% относительно 2021, что с учетом инфляции приведет к падению на 8-12% в реальном выражении. 

ЖКХ и охрана окружающей среды в 2023 по расходам будут существенно меньше, чем в 2021 – минус 5-6% по номиналу. 

Образование и культура вырастут примерно на 30% в 2023 относительно 2021 по номиналу, а медицина и физкультура без изменения, что приведет к падению в реальном выражении примерно на 20% за два года. 

Безопасность и СВО по плану поглощают около 4.5 трлн в 2023 сверхрасходов от базы 2021, но учитывая буферные 4 трлн, скорее всего ближе к 9 трлн с учетом ВПК.

В условиях переломных моментов, бюджет никогда не исполняется согласно плану. Так было в 2009, 2015, в 2020 и 2022. От плановых 24.1 трлн расходов в начале 2022 изящно перешли к фактическим 31.1 трлн.

Оперативное реагирование на кризисные процессы требует безотлагательных мер по стабилизации экономики. 

В чем заключается проблема? При высокой геополитической и экономической неопределенности частная инициатива всегда переходит в руки государства. Это не только российская практика. Например, США и страны Европы с 2009 по 2012 только и делали, что перекладывали частный долг на государство, что и привело к раздутию госдолга.

В России ситуация усложняется геополитической неопределённостью и чем выше неопределенность, тем сильнее крен от частной инициативы к государственной. 

Сейчас жизнеспособно и имеет потенциал к росту то, что прямо или косвенно завязано на государство. То, что подвязано на госзаказы, то, что напрямую распределяется из государственного бюджета, расходы и инвестиций государственных и квазигосударственных компаний и то, что гарантируется государством (например, субсидируемые или гарантированные государством кредиты). 

Госкапитализм в России приобретает новый триггер с 2022 и очевидно, что доля государства будет увеличиваться в экономике. 

Игра в инвестиционный климат дала «трещину» в 2011 и с каждым годом доля государства в инвестициях в экономике только росла. 

По источникам финансирования инвестиций в основной капитал в структуре привлеченных средств доля государства выросла почти до 42% по сравнению с 36% в 2020-2021 – сейчас это максимальное присутствие государства с 2000 года. Минимальное присутствие государства было зафиксировано в 2011 на уровне 27.2%,

С учетом квазигосударственных компаний доля еще выше. Все ключевые сектора в России прямо или косвенно под контролем государства. Нефтегаз, финансы, транспорт, электроэнергетика (в особенности атомная энергетика), коммунальные компании, авиапром, оборонные предприятия, частично машиностроение и автомобилестроение (Росстех), агрохолдинги косвенно через госдотации и субсидии. 

Еще 5 лет назад госкомпании и компании с госучастием напрямую занимали 47% по выручке в общероссийской выручке без малого и среднего бизнеса. Однако по чистой прибыли это доля свыше 60%.

По приблизительным оценкам прямое и косвенное влияние госкомпаний свыше 63% по выручке и до 77% по прибыли. Эта тенденция на увеличение.

Государство вынуждено формировать импульс и триггеры роста в нынешних реалиях. Те безумные расходы с 4 кв 2022 – это логичная и естественная мера, иначе экономику не стабилизировать. 

Падение ВВП на 2.5-2.7% по итогам года – благодаря участию государства в стабилизации экономической ситуации, т.к без поддержки завал мог быть на 10% и ниже.

В текущих обстоятельствах, государство вынуждено финансировать экономический рост в условиях заморозки частной инициативы, поэтому стоит ожидать существенно больших расходов, чем заложено в плане. 

В 2022 году расходы выросли на 26% до 31.1 трлн, в этом году оправдано ожидать роста расходов на 12-15% по номиналу, чтобы формировать положительный импульс в экономике, иначе падение экономики будет неизбежным и чем сильнее Минфин будет «отключаться» от финансирования, тем сильнее падение. 

35-36 трлн расходов федерального бюджета – это, вероятно, тот минимум, который позволит закрыть все неотложные обязательства в 2023. Но вместе с этим образуется невероятный разрыв. Доходы оцениваются  в 22-23 трлн руб, что может вывести дефицит на 12-14 трлн руб.

В принципе, даже при дефиците в 13 трлн ликвидных ресурсов государства в полной мере хватит на 2023, но на один год. Можно размещать ОФЗ, но в структуре спроса – 90% это банки, а у них неэмиссионная ликвидность под ОФЗ не более 2-2.5 трлн за год. 

Можно затянуть пояса и вывести бюджет на дефицит в 8 трлн, но ценой экономического потенциала или социальной стабильности. Можно закрыть год и при дефиците 3-5 трлн, но экономика может упасть на 3-4%. Здесь сложный выбор, на чем-то придется экономить и расставлять приоритеты.



Источник: spydell.livejournal.com.

Рейтинг публикации:

Нравится10



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Июнь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map