ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о кризисах > Об устойчивости федерального бюджета России
Об устойчивости федерального бюджета России8-02-2023, 19:11. Разместил: Око Политика |
Те данные, которые вышли за январь 2023 могут, конечно, шокировать, но не стоит воспринимать данный разрыв, как устойчивый. На бюджет воздействовали множество разовых факторов (многие из них проявлены в пояснительной записке Минфина), которые не могут быть экстраполированы на весь год. Рост расходов на 70% и падение доходов на 35% - подобного не будет по итогам года. Сначала стоит обратиться к официальным данным, которые были закреплены в ФЗ от 05.12.2022 № 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". Проект бюджета формировался в конце лета, но был утвержден Госдумой 24 ноября 2022, поэтому многие данные в нем устарели уже в момент выхода. Например, в оценке на 2022 в конце осени правительство предполагало, что объем госрасходов составит 27.6 трлн, а по факту получилось 31.1 трлн. В начале года проект бюджета на 2022 строился из плана доходов в 25 трлн (по факту - 27.8 трлн), а расходы в плане были всего на 24.1 трлн (разрыв в итоге составил 7 трлн руб). Правительство предполагает, а Минфин располагает ) На 2023 год план по доходам составляет 26.13 трлн, а расходы – 29.05 трлн, а дефицит почти 3 трлн. Правительство расчеты производило еще до эмбарго нефти, коллапса экспорта газа и расширения дисконта до 40% против средних 25% в середине года. В соответствии с актуальной тенденцией по предварительным собственным расчетам нефтегазовые доходы могут составить 5.7 трлн (минус 5.9 трлн), а план 8.9 трлн. Доходы, связанные с внутренним производством, вырастут примерно на 7% до 10.1 трлн (план по бюджету в 10 трлн). ФНС крайне эффективная структура и нет пространства для повышения сборов без повышения налогов, инфляция замедляется, а частный сектор в целом стагнирует. Доходы, связанные с импортом, вероятно, вырастут до 4.05 трлн по сравнению 3.8 трлн в 2021 (план – 4.3 трлн). Прочие доходы могут снизиться до 2.65 трлн по сравнению с 3 трлн в 2022 из-за существенно меньших дивидендных сборов. Общие доходы по году могут снизиться до 22.5 трлн против 27.8 трлн в 2022. В той информации, которая представлена в таблице по состоянию на 2022 суммарные расходы составляют 27.6 трлн – столько Правительство оценивало расходы на весь 2022. По факту вышло 31.1 трлн, т.е. 4 трлн Минфин распределил в неизвестном направлении. В проекте бюджета можно оценить расходы на оборону и безопасность. В 2022 на эти цели хотели отправить 7.5 трлн по сравнению с 5.9 трлн в 2021, а в 2023 план распределить 9.4 трлн. Сколько вышло по факту? Неизвестно, но учитывая масштаб СВО и раскрутку ВПК, вероятно в 2023 на это уйдет 12-13 трлн руб. Общегосударственные расходы обычно стабильны, но в условиях конфликтов включают расходы на гумпомощь и частичное содержание территории в зоне СВО. Осенью 2022 Правительство оценивало допрасходы в 800-900 млрд, в 2023 выйдет, вероятно ближе к 1.2-1.4 трлн с учетом необходимых 1.7 трлн, т.е. общие расходы около 3 трлн, а не 2 трлн, как планируют. Выделяются процентные расходы по госдолгу, которые резко выросли с 1.08 трлн до 1.52 трлн. Любопытно, что Правительство планирует резко сократить расходы на национальную экономику – почти на 20% по номиналу и на треть в реальном выражении к 2021. Крупнейшие статьи расходов – строительство дорог, транспорт и сельское хозяйство. Соцрасходы сократились в 2022 на 4% по номиналу и вырастут лишь на 10% относительно 2021, что с учетом инфляции приведет к падению на 8-12% в реальном выражении. ЖКХ и охрана окружающей среды в 2023 по расходам будут существенно меньше, чем в 2021 – минус 5-6% по номиналу. Образование и культура вырастут примерно на 30% в 2023 относительно 2021 по номиналу, а медицина и физкультура без изменения, что приведет к падению в реальном выражении примерно на 20% за два года. Безопасность и СВО по плану поглощают около 4.5 трлн в 2023 сверхрасходов от базы 2021, но учитывая буферные 4 трлн, скорее всего ближе к 9 трлн с учетом ВПК. Оперативное реагирование на кризисные процессы требует безотлагательных мер по стабилизации экономики. В чем заключается проблема? При высокой геополитической и экономической неопределенности частная инициатива всегда переходит в руки государства. Это не только российская практика. Например, США и страны Европы с 2009 по 2012 только и делали, что перекладывали частный долг на государство, что и привело к раздутию госдолга. В России ситуация усложняется геополитической неопределённостью и чем выше неопределенность, тем сильнее крен от частной инициативы к государственной. Сейчас жизнеспособно и имеет потенциал к росту то, что прямо или косвенно завязано на государство. То, что подвязано на госзаказы, то, что напрямую распределяется из государственного бюджета, расходы и инвестиций государственных и квазигосударственных компаний и то, что гарантируется государством (например, субсидируемые или гарантированные государством кредиты). Госкапитализм в России приобретает новый триггер с 2022 и очевидно, что доля государства будет увеличиваться в экономике. Игра в инвестиционный климат дала «трещину» в 2011 и с каждым годом доля государства в инвестициях в экономике только росла. По источникам финансирования инвестиций в основной капитал в структуре привлеченных средств доля государства выросла почти до 42% по сравнению с 36% в 2020-2021 – сейчас это максимальное присутствие государства с 2000 года. Минимальное присутствие государства было зафиксировано в 2011 на уровне 27.2%, С учетом квазигосударственных компаний доля еще выше. Все ключевые сектора в России прямо или косвенно под контролем государства. Нефтегаз, финансы, транспорт, электроэнергетика (в особенности атомная энергетика), коммунальные компании, авиапром, оборонные предприятия, частично машиностроение и автомобилестроение (Росстех), агрохолдинги косвенно через госдотации и субсидии. Еще 5 лет назад госкомпании и компании с госучастием напрямую занимали 47% по выручке в общероссийской выручке без малого и среднего бизнеса. Однако по чистой прибыли это доля свыше 60%. По приблизительным оценкам прямое и косвенное влияние госкомпаний свыше 63% по выручке и до 77% по прибыли. Эта тенденция на увеличение. Государство вынуждено формировать импульс и триггеры роста в нынешних реалиях. Те безумные расходы с 4 кв 2022 – это логичная и естественная мера, иначе экономику не стабилизировать. Падение ВВП на 2.5-2.7% по итогам года – благодаря участию государства в стабилизации экономической ситуации, т.к без поддержки завал мог быть на 10% и ниже. В текущих обстоятельствах, государство вынуждено финансировать экономический рост в условиях заморозки частной инициативы, поэтому стоит ожидать существенно больших расходов, чем заложено в плане. В 2022 году расходы выросли на 26% до 31.1 трлн, в этом году оправдано ожидать роста расходов на 12-15% по номиналу, чтобы формировать положительный импульс в экономике, иначе падение экономики будет неизбежным и чем сильнее Минфин будет «отключаться» от финансирования, тем сильнее падение. 35-36 трлн расходов федерального бюджета – это, вероятно, тот минимум, который позволит закрыть все неотложные обязательства в 2023. Но вместе с этим образуется невероятный разрыв. Доходы оцениваются в 22-23 трлн руб, что может вывести дефицит на 12-14 трлн руб. В принципе, даже при дефиците в 13 трлн ликвидных ресурсов государства в полной мере хватит на 2023, но на один год. Можно размещать ОФЗ, но в структуре спроса – 90% это банки, а у них неэмиссионная ликвидность под ОФЗ не более 2-2.5 трлн за год. Можно затянуть пояса и вывести бюджет на дефицит в 8 трлн, но ценой экономического потенциала или социальной стабильности. Можно закрыть год и при дефиците 3-5 трлн, но экономика может упасть на 3-4%. Здесь сложный выбор, на чем-то придется экономить и расставлять приоритеты. Вернуться назад |