В прошлом году во Франции разгорелся очередной налоговый скандал: было предложено облагать налогом на роскошь произведения искусства стоимостью более 50 тысяч евро.
Основное возмущение высказали директора крупных музеев, уверенные, что подобные действия правительства могут нанести огромный ущерб не только частным, но и государственным собраниям.
Несмотря на то, что облагать подобным налогом хотели только произведения, находящиеся в частных руках, столь неосмотрительная налоговая политика могла не только подкосить антикварный рынок, но и существенно осложнить процесс пополнения государственных коллекций, ибо музеи также закупают произведения на аукционах. Установленный нижний предел стоимости произведений можно назвать незначительным, особенно если разговор идёт о серьёзных собраниях. То есть в этом бизнесе произведения по 50 тысяч евро — это как бы и не совсем роскошь. Прогнозы были очень печальны: скрываясь от налогового бремени, частные коллекционеры будут продавать свои собрания за границу. К тому же, боясь обнародовать свои коллекции, они перестанут отдавать произведения на выставки, станут всячески скрывать их, что выведет из научного оборота большое количество произведений, находящихся в руках частных лиц.
К счастью, социалисты вовремя сумели сдержать свои налоговые фантазии, и антикварного кризиса во Франции не произошло: закон так и не вступил в силу. Но осадок, видимо, остался. Рынок искусства постепенно начинает утекать из Парижа в Брюссель. Так что теперь более мягкое налоговое законодательство Бельгии соблазняет не только актёра Депардье, но и людей, в более широком смысле связанных с искусством. Однако не стоит напрямую связывать описанный нами налоговый проект и перемещение художественного бизнеса в Бельгию. Это явление более старое, ему уже несколько лет. Арендная плата в Брюсселе на 30-40% ниже, чем в том же Париже, что радует не только владельцев аукционных домов, но и хозяев галерей. А общность языка двух стран делает переезд практически безболезненным.
Вспоминая об арендной плате, мы упираемся в другую проблему: Париж, с самого начала прошлого века гордо несущий звание города художников, начал и здесь сдавать свои позиции. Заработок художника зачастую невысок и практически всегда непостоянен, куда уж ему потянуть парижскую арендную плату! Более того, даже законные владельцы квадратных метров из числа художественной богемы продают или сдают их внаём и уезжают в другие страны. Наиболее популярным направлением для современных художников является Берлин, ставший теперь чуть ли не крупнейшей выставочной площадкой в Европе.
В свою очередь, парижские власти стремятся поддержать имидж города и стараются различными способами привлечь современных художников. В том числе и организацией мастерских. Одним из таких примеров стал проект ''59 Rivoli''. Расположенные по одноимённому адресу мастерские когда-то были обычным сквотом, теперь же они взяты под покровительство города, но продолжают сохранять и культивировать дух свободного объединения художников. Они основаны на принципе полной открытости для публики, где каждый желающий может прийти и посмотреть на то, как построен творческий процесс. Проблема только в том, что работать в предоставленных помещениях практически невозможно: попробуй сосредоточиться, когда все помещения проходные, мастерские практически не отделены одна от другой, да к тому же и посетители постоянно бродят по зданию, заглядывают через плечо, задают вопросы. Поэтому часто художники днем играют в богему, носят странные костюмы, общаются с посетителями и фактически сами выступают в роли экспонатов, а уже по ночам, когда доступ публики в здание закрыт, в случае крайней душевной потребности могут работать над своими произведениями. Короче, не художественная жизнь, а сплошная декорация, подмена понятий.
Еще один пример работы городских властей на имидж города — это праздник искусства под названием «Nuits blanches» (Белые ночи), когда во всем Париже допоздна можно бродить по музеям, галереям и мастерским, либо наблюдая за работой художников, либо созерцая уже готовые произведения современного искусства. В тот же котёл следует добавить всевозможные ярмарки, художественные и антикварные салоны и прочее.
Париж боится потерять тех, кто вот уже более века составляет его славу и одну из достопримечательностей, но одновременно экономика сильнее красивого образа, и огни Монмартра не всем по карману. Можно только гадать, будет ли Париж уже к концу нынешнего десятилетия способен сохранить свой богемный образ?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+