16 февраля 2013 Анна БАЙДОВА
В прошлом году во Франции разгорелся очередной налоговый скандал: было предложено облагать налогом на роскошь произведения искусства стоимостью более 50 тысяч евро.
На крыше Центра Помпиду | Sur le toit du Centre Pompidou ©Elena Iakounine
Основное возмущение высказали директора крупных музеев, уверенные, что подобные действия правительства могут нанести огромный ущерб не только частным, но и государственным собраниям.
Несмотря на то, что облагать подобным налогом хотели только произведения, находящиеся в частных руках, столь неосмотрительная налоговая политика могла не только подкосить антикварный рынок, но и существенно осложнить процесс пополнения государственных коллекций, ибо музеи также закупают произведения на аукционах. Установленный нижний предел стоимости произведений можно назвать незначительным, особенно если разговор идёт о серьёзных собраниях. То есть в этом бизнесе произведения по 50 тысяч евро — это как бы и не совсем роскошь. Прогнозы были очень печальны: скрываясь от налогового бремени, частные коллекционеры будут продавать свои собрания за границу. К тому же, боясь обнародовать свои коллекции, они перестанут отдавать произведения на выставки, станут всячески скрывать их, что выведет из научного оборота большое количество произведений, находящихся в руках частных лиц.
К счастью, социалисты вовремя сумели сдержать свои налоговые фантазии, и антикварного кризиса во Франции не произошло: закон так и не вступил в силу. Но осадок, видимо, остался. Рынок искусства постепенно начинает утекать из Парижа в Брюссель. Так что теперь более мягкое налоговое законодательство Бельгии соблазняет не только актёра Депардье, но и людей, в более широком смысле связанных с искусством. Однако не стоит напрямую связывать описанный нами налоговый проект и перемещение художественного бизнеса в Бельгию. Это явление более старое, ему уже несколько лет. Арендная плата в Брюсселе на 30-40% ниже, чем в том же Париже, что радует не только владельцев аукционных домов, но и хозяев галерей. А общность языка двух стран делает переезд практически безболезненным.
Вспоминая об арендной плате, мы упираемся в другую проблему: Париж, с самого начала прошлого века гордо несущий звание города художников, начал и здесь сдавать свои позиции. Заработок художника зачастую невысок и практически всегда непостоянен, куда уж ему потянуть парижскую арендную плату! Более того, даже законные владельцы квадратных метров из числа художественной богемы продают или сдают их внаём и уезжают в другие страны. Наиболее популярным направлением для современных художников является Берлин, ставший теперь чуть ли не крупнейшей выставочной площадкой в Европе.
В свою очередь, парижские власти стремятся поддержать имидж города и стараются различными способами привлечь современных художников. В том числе и организацией мастерских. Одним из таких примеров стал проект ''59 Rivoli''. Расположенные по одноимённому адресу мастерские когда-то были обычным сквотом, теперь же они взяты под покровительство города, но продолжают сохранять и культивировать дух свободного объединения художников. Они основаны на принципе полной открытости для публики, где каждый желающий может прийти и посмотреть на то, как построен творческий процесс. Проблема только в том, что работать в предоставленных помещениях практически невозможно: попробуй сосредоточиться, когда все помещения проходные, мастерские практически не отделены одна от другой, да к тому же и посетители постоянно бродят по зданию, заглядывают через плечо, задают вопросы. Поэтому часто художники днем играют в богему, носят странные костюмы, общаются с посетителями и фактически сами выступают в роли экспонатов, а уже по ночам, когда доступ публики в здание закрыт, в случае крайней душевной потребности могут работать над своими произведениями. Короче, не художественная жизнь, а сплошная декорация, подмена понятий.
Еще один пример работы городских властей на имидж города — это праздник искусства под названием «Nuits blanches» (Белые ночи), когда во всем Париже допоздна можно бродить по музеям, галереям и мастерским, либо наблюдая за работой художников, либо созерцая уже готовые произведения современного искусства. В тот же котёл следует добавить всевозможные ярмарки, художественные и антикварные салоны и прочее.
Париж боится потерять тех, кто вот уже более века составляет его славу и одну из достопримечательностей, но одновременно экономика сильнее красивого образа, и огни Монмартра не всем по карману. Можно только гадать, будет ли Париж уже к концу нынешнего десятилетия способен сохранить свой богемный образ?
Вернуться назад
|