Антияпонская истерия, охватившая Китай, - это только повод, чтобы свернуть бизнес в стране, для японских компаний. Рабочая сила становится все дороже, а потребительский спрос замедляется, так что жалеть о китайском рынке японцы не будут
Пекин. 24 сентября. FINMARKET.RU - На прошлой неделе по Китаю прокатилась целая волна антияпонских протестов. Она охватили более 100 городов. Китайцам не понравилось, что японское правительство купило частных владельцев три из пяти островов в спорном архипелаге Сенкаку, или Дяоюйдао в Восточно-китайском море.
Узнав о том, что японцы вступили в права владения, Китай послал к спорным островам целую военную флотилию. И разрешил гражданам немного погромить японские магазины, консульства и рестораны. Масла в огонь подлила широко отмечаемая в Китая 81-я годовщина вторжения Японии в китайскую Маньчжурию.
Погромили на славу
Эти беспорядки наблюдатели описывают как самые жесткие антияпонские протесты против Японии в Китае с 2005 года. Тогда причиной протеста также стали спорные территории. Однако Гордон Чанг, бизнесмен и автор нескольких книг об азиатских стран, уверен , что сейчас японскому бизнесу в стране будет нанесен серьезный урон:
Более десятка японских компаний остановили свой бизнес в стране из-за грабежей, саботажа и различных диверсий. В их числе оказались, например, Honda, Nissan, Toyota, Mazda, Mitsubishi, Yamaha , Hitachi, Komatsu и Canon - они просто закрыли свои заводы.
Panasonic закрыл двери своей фабрики после того, как сотрудники разбили окно, сломали оборудование и устроили пожар.
Сети розничных магазинов, например Aeon или Fast Retailing, тоже закрылись.
От поездок в Китай пришлось отказаться японским туристам, а компании, например, пострадавшая Panasonic, отказываются от деловых поездок своих сотрудников в страну.
Недовольны и авиаперевозчики - количество рейсов Japan Airlines по маршрутам Токио-Пекин и Осака-Шанхай сократилось вдвое. Другая японская авиакомпания, Nippon Airways, заявила, что вынуждена отменить несколько рейсов из Китая в Японию. Вторая по величине авиакомпания Китая China Eastern заявила, что переносит открытие нового маршрута Шанхай - Сендай, запланированного на 18 октября, из-за небольшого спроса.
На прошлых выходных протесты затихли, а компании вновь начали открывать производства, работу возобновила Toyota, вновь открылись многие японские магазины.
Японским компаниям придется туго
В прошлый четверг агентство Moody's заявило, что японские компании справятся с последствиями погромов. Убытки от них, скорее всего, покроют страховщики.
Но возможны и более долгосрочные последствия, например, это падение продаж японских автомобилей и электроники.
Из-за проблем в Китае в наибольшей степени пострадают производители электроники. Например, Sharp продает в Китае 19,7% своей продукции, а Panasonic - 13,3%.
Из автокомпаний в наибольшей степени может пострадать Nissan, продающий 7% своей продукции в Китае.
В долгосрочной перспективе эффект от роста антияпонских настроений сложно спрогнозировать. В худшем случае, Япония может потерять доступ к одному из самых быстрорастущих рынков для своих товаров или возможность открывать новые заводы в Китае, предупредили в Moody's.
Протесты - лишь предлог, чтобы покинуть Китай
Чанг однако уверен, что и Китаю от японофобии придется не сладко.
Погромы могут стать для японских компаний хорошим предлогом, чтобы покинуть страну, в которой все сложнее и все менее выгодно вести бизнес.
Китай замедляется. Сейчас Китай не находится в стадии роста. Когда он находился в этой стадии, демонстрации на росте экономики не сильно отражались. Например, весной 1989 года в 120 городах Китая прошли волнения, а в июне того же года в Пекине прошла кровавая стычка, но никакого экономического спада не было. Да и протесты 2005 года не отразились на деловых интересах Японии в Китае.
Сейчас ситуация изменилась: аналитики больше не обещают Китаю быстрых темпов роста. Любое событие может стать переломным моментом для китайской экономики.
Японские компании задолго до протестов рассматривали возможность переключиться на другие азиатские страны. Протесты могут стать толчком для этого. Например, производство дешевых товаров становится все менее конкурентоспособным из-за роста зарплат и требований к соблюдению норм охраны окружающей среды.
Китайцы не покупают. Китайский потребительский рынок тоже сбоит. Сейчас доля потребления в ВВП - одна из самых низких в мире. А продажи уже оказались под ударом из-за спада в экономике.
Японские компании в такой ситуации будут страдать от спада сильнее, чем компании из других стран: скажутся ультра-националистические настроения в Китае. На прошлой неделе получила широкую известность история 51-летнего китайца, попавшего в аварию на Toyota Corolla, которого затем жестоко избили националисты. Он парализован и не может говорит. Кто в Китае после этого захочет купить Toyota?
Китай - ненадежный партнер. Пекин становится все более ненадежным партнером, об этом свидетельствует скандал с экспортом редкоземельных металлов - Пекин запретил их вывоз в Японию, США и ЕС, нарушив правила ВТО.
Сейчас политические споры снова определяют экономическую политику китайских властей. Страна не дает визы японским бизнесменам, а таможенный осмотр товаров из Японии проводится очень медленно.
Министр коммерции Китая Джин Байсонг обещал в своей колонке в China Daily и в этот раз принять экономические санкции против Японии. Другая газета People's Daily угрожает Японии еще одним потерянным десятилетием.
Итогом станет потеря деловым сообществом Японии доверия к Китаю, а это последнее, что нужно властям в условиях замедления экономики.
41% опрошенных представителей японских компаний признают, что политическое напряжение с Китаем уже повлияло на их планы. Многие из них заявили, что могут покинуть Китай.
Руководство страны слабо. Антияпонские протесты - это сигнал о политической слабости правительства Китая. Во время сильных лидеров протестов не было, а Джианг Земин и Ху Цзиньтао приходится раздувать националистические настроения, чтобы укрепить собственную власть. Именно поэтому давление на Токио продолжится.
Япония также не откажется от претензий к Китаю. Руководство страны поняло одно: если оно уступит сейчас, то власти Китая будут требовать все больше и больше.
Китай становится все более нестабильным, а вести бизнес в этой стране уже довольно опасно, уверен Чанг.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+