Пекин. 24 сентября. FINMARKET.RU - На прошлой неделе по Китаю прокатилась целая волна антияпонских протестов. Она охватили более 100 городов. Китайцам не понравилось, что японское правительство купило частных владельцев три из пяти островов в спорном архипелаге Сенкаку, или Дяоюйдао в Восточно-китайском море.
Узнав о том, что японцы вступили в права владения, Китай послал к спорным островам целую военную флотилию. И разрешил гражданам немного погромить японские магазины, консульства и рестораны. Масла в огонь подлила широко отмечаемая в Китая 81-я годовщина вторжения Японии в китайскую Маньчжурию.
Погромили на славу
Эти беспорядки наблюдатели описывают как самые жесткие антияпонские протесты против Японии в Китае с 2005 года. Тогда причиной протеста также стали спорные территории. Однако Гордон Чанг, бизнесмен и автор нескольких книг об азиатских стран, уверен , что сейчас японскому бизнесу в стране будет нанесен серьезный урон:
- Более десятка японских компаний остановили свой бизнес в стране из-за грабежей, саботажа и различных диверсий. В их числе оказались, например, Honda, Nissan, Toyota, Mazda, Mitsubishi, Yamaha , Hitachi, Komatsu и Canon - они просто закрыли свои заводы.
- Panasonic закрыл двери своей фабрики после того, как сотрудники разбили окно, сломали оборудование и устроили пожар.
- Сети розничных магазинов, например Aeon или Fast Retailing, тоже закрылись.
- От поездок в Китай пришлось отказаться японским туристам, а компании, например, пострадавшая Panasonic, отказываются от деловых поездок своих сотрудников в страну.
- Недовольны и авиаперевозчики - количество рейсов Japan Airlines по маршрутам Токио-Пекин и Осака-Шанхай сократилось вдвое. Другая японская авиакомпания, Nippon Airways, заявила, что вынуждена отменить несколько рейсов из Китая в Японию. Вторая по величине авиакомпания Китая China Eastern заявила, что переносит открытие нового маршрута Шанхай - Сендай, запланированного на 18 октября, из-за небольшого спроса.
На прошлых выходных протесты затихли, а компании вновь начали открывать производства, работу возобновила Toyota, вновь открылись многие японские магазины.
Японским компаниям придется туго
В прошлый четверг агентство Moody's заявило, что японские компании справятся с последствиями погромов. Убытки от них, скорее всего, покроют страховщики.
Но возможны и более долгосрочные последствия, например, это падение продаж японских автомобилей и электроники.
- Из-за проблем в Китае в наибольшей степени пострадают производители электроники. Например, Sharp продает в Китае 19,7% своей продукции, а Panasonic - 13,3%.
- Из автокомпаний в наибольшей степени может пострадать Nissan, продающий 7% своей продукции в Китае.
В долгосрочной перспективе эффект от роста антияпонских настроений сложно спрогнозировать. В худшем случае, Япония может потерять доступ к одному из самых быстрорастущих рынков для своих товаров или возможность открывать новые заводы в Китае, предупредили в Moody's.
Протесты - лишь предлог, чтобы покинуть Китай
Чанг однако уверен, что и Китаю от японофобии придется не сладко.
Погромы могут стать для японских компаний хорошим предлогом, чтобы покинуть страну, в которой все сложнее и все менее выгодно вести бизнес.
- Китай замедляется. Сейчас Китай не находится в стадии роста. Когда он находился в этой стадии, демонстрации на росте экономики не сильно отражались. Например, весной 1989 года в 120 городах Китая прошли волнения, а в июне того же года в Пекине прошла кровавая стычка, но никакого экономического спада не было. Да и протесты 2005 года не отразились на деловых интересах Японии в Китае.
- Сейчас ситуация изменилась: аналитики больше не обещают Китаю быстрых темпов роста. Любое событие может стать переломным моментом для китайской экономики.
- Японские компании задолго до протестов рассматривали возможность переключиться на другие азиатские страны. Протесты могут стать толчком для этого. Например, производство дешевых товаров становится все менее конкурентоспособным из-за роста зарплат и требований к соблюдению норм охраны окружающей среды.
- Китайцы не покупают. Китайский потребительский рынок тоже сбоит. Сейчас доля потребления в ВВП - одна из самых низких в мире. А продажи уже оказались под ударом из-за спада в экономике.
- Японские компании в такой ситуации будут страдать от спада сильнее, чем компании из других стран: скажутся ультра-националистические настроения в Китае. На прошлой неделе получила широкую известность история 51-летнего китайца, попавшего в аварию на Toyota Corolla, которого затем жестоко избили националисты. Он парализован и не может говорит. Кто в Китае после этого захочет купить Toyota?
- Китай - ненадежный партнер. Пекин становится все более ненадежным партнером, об этом свидетельствует скандал с экспортом редкоземельных металлов - Пекин запретил их вывоз в Японию, США и ЕС, нарушив правила ВТО.
- Сейчас политические споры снова определяют экономическую политику китайских властей. Страна не дает визы японским бизнесменам, а таможенный осмотр товаров из Японии проводится очень медленно.
- Министр коммерции Китая Джин Байсонг обещал в своей колонке в China Daily и в этот раз принять экономические санкции против Японии. Другая газета People's Daily угрожает Японии еще одним потерянным десятилетием.
- Итогом станет потеря деловым сообществом Японии доверия к Китаю, а это последнее, что нужно властям в условиях замедления экономики.
- 41% опрошенных представителей японских компаний признают, что политическое напряжение с Китаем уже повлияло на их планы. Многие из них заявили, что могут покинуть Китай.
- Руководство страны слабо. Антияпонские протесты - это сигнал о политической слабости правительства Китая. Во время сильных лидеров протестов не было, а Джианг Земин и Ху Цзиньтао приходится раздувать националистические настроения, чтобы укрепить собственную власть. Именно поэтому давление на Токио продолжится.
- Япония также не откажется от претензий к Китаю. Руководство страны поняло одно: если оно уступит сейчас, то власти Китая будут требовать все больше и больше.
Китай становится все более нестабильным, а вести бизнес в этой стране уже довольно опасно, уверен Чанг.