Одним из исторических, глобальных событий нового тысячелетия стал переход от мультивалютной системы Европы к унифицированному варианту единой валюты. // В.М. Ионов. Методический журнал «Международные банковские операции» № 2/2009.
Помимо титанических задач разработки, производства, выпуска в обращение и замены огромного количества национальных банкнот и монеты на евро серьезнейшим испытанием стали создание стройной системы наличного денежного обращения, внедрение современных моделей обработки наличности.
Для более глубокого понимания масштаба решаемых задач начнем с общего описания инфраструктуры наличного денежного обращения (НДО) в странах Европейского Союза (ЕС), которая была реализована и совершенствуется под руководством Европейского Центрального Банка (ЕЦБ)1.
Вспомним, что Европейский Союз представляет собой высшую ступень политической и экономической интеграции европейских стран. Он был создан на основе договора, подписанного в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) и вступившего в силу 1 ноября 1993 года.
Целями Европейского Союза являлись, в частности: содействие экономическому и социальному прогрессу входящих в него государств, в особенности путем создания пространства без внутренних границ; проведение общей внешней политики в области безопасности; сотрудничество в области юстиции и внутренних дел; создание экономического и валютного союза; введение единой европейской валюты.
Первоначально (в 1993 г.) в Европейский Союз вошли 12 государств - Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1995 году к нему присоединились Австрия, Финляндия, Швеция.
3 мая 1998 года страны ЕС (за исключением Великобритании, Греции, Дании, Швеции) подписали Регламент Совета ЕС № 974/98 «О введении евро».
С 1 января 1999 года в соответствии с Маастрихтским договором начал действовать Европейский экономический и валютный союз (ЕЭВС), в который вошли 11 стран, подписавших указанный выше Регламент.
С того же времени на территории этих стран была введена единая валюта евро в безналичной форме, а 1 января 2001 года к зоне евро присоединилась и Греция.
К моменту перехода на наличные евро - 1 января 2002 года - в 15 странах ЕС находились в обращении примерно 13 млрд банкнот (и около 9 млрд - рабочие и стратегические запасы). Вроде бы немного, но из этих банкнот можно было бы протянуть бумажную ленту до Луны и обратно не менее четырех раз. Также необходимо было заменить около 90 млрд монет национальных валют общим весом более 300 000 тонн, что аналогично весу 1500 полностью загруженных и заправленных лайнеров «Боинг-747». Это говорит о масштабе логистических задач.
По расчетам специалистов, к началу обмена требовалось произвести и разместить около 16 млрд банкнот, и примерно 6 млрд должны были понадобиться несколько позже - для создания необходимых запасов. Каждая страна организовывала производство и поставку самостоятельно, поэтому для 12 стран (в первой фазе перехода) привлекались 15 печатных дворов и 8 компаний - поставщиков бумаги, часть из которых были государственными (или совместными) предприятиями, а часть - коммерческими.
Все это создавало проблемы в области стандартизации и качества денежных знаков, а также совместимости со счетно-денежными машинами, банкоматами, автоматами обмена валют и торговыми автоматами разных производителей в различных странах. Именно поэтому все предприятия - изготовители банкнот и монетные дворы обязаны выполнять требования Единой системы управления качеством, созданной странами еврозоны на базе стандарта качества ISO 9000 Международной организации стандартов. Контроль соответствия этим жестким стандартам осуществляет Европейский Центральный Банк, который оценивает деятельность предприятий-изготовителей на основе их ежемесячных отчетов о качестве евробанкнот и евромонеты.
Производство евробанкнот было начато в июле 1999 года, в итоге к 1 января 2002 года было подготовлено 14,89 млрд банкнот на общую сумму около 633 млрд евро. Кроме того, примерно 1,91 млрд банкнот составили стратегические запасы ЕЦБ. 16 европейских монетных дворов отчеканили 52 млрд монет на общую сумму 15,75 млрд евро, затратив для этого 250 000 тонн металла.
Достаточно серьезными были задачи подготовки населения, а также кассиров различных уровней к работе с наличными евро, причем не только в странах ЕС, но и за пределами еврозоны, включая и Россию. Как мы теперь уже знаем, все перечисленные и целый ряд других задач были успешно решены.
Развитие НДО в еврозоне и использование евробанкнот за рубежом
На сегодняшний день Европейский Союз насчитывает 27 государств (рис. 1), 15 из них (члены Евросистемы) отказались от национальных валют и перешли на евровалюту, а с 1 января 2009 года 16-м государством Евросистемы стала Словакия. Великобритания и Дания входят в ЕС с правом особого статуса.
Рис. 1
Основные социально-экономические показатели (по состоянию на 2007 г.) государств, входящих в Европейский Союз, в сравнении с США и Японией наглядно представлены на рисунке 2.
Эти данные являются достаточно показательными с точки зрения сопоставления численности населения (учитывая размеры территории) и уровней развития экономики США, Японии и стран Евросоюза. Не будем также забывать, что в результате расширения Евросоюза до 27 государств в него вошли далеко не самые экономически развитые страны.
За прошедшие годы накоплен опыт организации производства денежных знаков в Евросистеме. Начиная с 2002 года совместное производство евробанкнот организуют все национальные центральные банки (НЦБ) этих стран под руководством ЕЦБ. Каждый национальный банк отвечает (и несет соответствующие расходы) за определенную долю производства одного или нескольких номиналов евробанкнот (табл. 1)2. Ежегодно план распределения ответственности корректируется. Например, Банк Италии и Банк Австрии в 2009 году отвечают за производство 700 млн евробанкнот номинала 100 евро.
Таблица 1. Распределение объемов производства евробанкнот в 2008 году
Номинал, €
|
Количество (млн банкнот)
|
Сумма (млн евро)
|
Ответственные НЦБ
|
5
|
1,370
|
6,850
|
DE, ES, FR, PT
|
10
|
2,130
|
21,302
|
DE, GR, FR, AT
|
20
|
1,755
|
35,106
|
ES, FR, IE, IT, LU, NL, SI, FI
|
50
|
1,060
|
53,000
|
BE, DE, ES, IT, NL
|
100
|
0,130
|
13,000
|
IT
|
200
|
-
|
-
|
-
|
500
|
-
|
-
|
-
|
Итого
|
6,445
|
129,258
|
|
Объем ежегодного производства евробанкнот должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить прогнозируемый спрос, такой как сезонные пики, а также замену банкнот, непригодных к дальнейшему обращению. Кроме того, им должны покрываться и непредвиденные скачки спроса, причем не только в Евросистеме и ЕС, но и по всему миру. Эти объемы на год вперед рассчитываются на основе прогнозов национальных центральных банков и общего прогноза ЕЦБ и утверждаются Управляющим советом ЕЦБ.
Что касается производства монеты, то ответственность за ее чеканку лежит на правительствах стран Евросистемы. Вместе с тем ежегодный объем монет, выпускаемых в обращение каждой страной, также утверждается Управляющим советом ЕЦБ.
Инфраструктура наличного денежного обращения в Евросистеме представлена в таблице 2, в которой показаны количество территориальных учреждений национальных центральных банков, филиалов и отделений коммерческих банков, а также количество банкоматов в каждой стране (по состоянию на 31 декабря 2008 г.).
Таблица 2. Инфраструктура наличного денежного обращения в Евросистеме
Страна
|
Количество учреждений НЦБ
|
Количество филиалов коммерческих банков
|
Количество банкоматов
|
Австрия
|
3
|
5,126
|
7,654
|
Бельгия
|
6
|
5,864
|
7,256
|
Германия
|
49
|
42,110
|
50,307
|
Греция
|
23
|
3,492
|
6,258
|
Ирландия
|
1
|
1,158
|
3,306
|
Испания
|
18
|
45,707
|
62,098
|
Италия
|
88
|
33,568
|
43,840
|
Кипр
|
0
|
921
|
556
|
Люксембург
|
1
|
396
|
404
|
Мальта
|
1
|
120
|
156
|
Нидерланды
|
1
|
2,851
|
7,556
|
Португалия
|
13
|
7,094
|
13,275
|
Словения
|
1
|
676
|
1,670
|
Финляндия
|
4
|
1,575
|
1,669
|
Франция
|
83
|
26,162
|
43,700
|
Итого
|
292
|
176,820
|
249,705
|
Как видно из таблицы 2, большинство стран Евросистемы обладают развитой инфраструктурой НДО. Кроме того, центральные банки Германии, Франции и Италии проводят в настоящее время мероприятия по сокращению числа территориальных учреждений за счет перераспределения функций и повышения эффективности остающихся или вновь создаваемых кассовых центров. Впрочем, это отдельная и весьма интересная тема.
После наиболее сложного периода подготовки и перехода к наличным евро в странах Евросистемы, вызвавшего бурный рост евробанкнот в обращении (свыше 50% в год), постепенно наступила стабилизация, и в последние годы прирост составляет 7-8% ежегодно (рис. 3). К 2009 году сумма евробанкнот в обращении почти достигла 700 млрд евро.
Рис. 3
Если перейти к рассмотрению объемов банкнот в обращении с учетом их номиналов, то можно выделить два направления их развития (рис. 4). Во-первых, доля высоких номиналов - банкноты в 50, 100, 200 и 500 евро - постоянно растет. А это означает, что существуют достаточно большие потребности в евро как в параллельной валюте, населением она используется также и как инструмент сбережения. Тем более что инфляция до недавнего времени была достаточно низкой (около 2%), но сейчас она растет и становится, возможно, самой высокой за всю историю ЕС.
Рис. 4
Во-вторых, количество в обращении евро низких номиналов - банкноты в 5, 10 и 20 евро - почти не изменялось и оставалось на уровне 5-5,5 млрд банкнот. Это говорит о том, что при наличии других платежных инструментов потребности в банкнотах низких номиналов достаточно стабильны.
С точки зрения обращения евробанкнот за пределами Евросистемы и ЕС, где евро используется как параллельная валюта, представляют интерес зарегистрированные нетто-поставки евробанкнот в страны за пределами Евросистемы. В большинстве случаев это достаточно позитивное явление. В течение, например, августа очень многие туристы выезжают за пределы Евросистемы, затем возвращаются, то есть существуют как отток, так и приток банкнот. Тем не менее наблюдается тенденция к постоянному увеличению количества банкнот за ее пределами.
Достаточно интересными являются данные о закупке и продаже евробанкнот крупными коммерческими банками в различных регионах мира (рис. 5). Как видно из диаграммы слева, больше всего банкнот (33%) в 2007 году было реализовано в странах ЕС, не входящих в Евросистему. Далее шли страны Восточной Европы, включая Россию, и остальные европейские страны (по 24%).
Что касается закупки наличных евро (диаграмма справа), то мы видим, что банки Восточной Европы в 2007 году закупили более трети (37%) всех евробанкнот. На втором месте по этому показателю были Азия и Австралия (по 26%), и только затем шли страны ЕС, не входящие в Евросистему (15%).
Рис. 5
Диаграммы на рисунке 6 свидетельствуют о том, что в нашем регионе евробанкноты коммерческими банками в основном закупаются как для создания валютных резервов, так и для реализации банкам-корреспондентам и населению. Кроме того, мы видим тенденцию к активному использованию евробанкнот и в азиатских странах.
Рис. 6
Оценка ситуации с подделкой евро
Вполне очевидно, что ежегодно растущие объемы наличных евро и их широкое использование за пределами Евросистемы требуют серьезного усиления работы по профилактике фальшивомонетничества. И такую работу специалисты ЕЦБ успешно проводят. Можно отметить, что в течение последних пяти лет количество изымаемых фальшивых евробанкнот стабилизировалось на уровне 600 тыс. штук в год (или 300 тыс. за полугодие, рис. 6, слева). Цифра на первый взгляд может показаться очень большой и вызывать тревогу. Однако если учесть тот факт, что в обращении циркулируют порядка 11 млрд подлинных банкнот, то, по оценкам ЕЦБ, ситуация пока находится под контролем.
Среди подделок, если оценивать их количество по номиналам (рис. 6, справа), на протяжении многих лет лидируют банкноты средних номиналов - 20, 50 и 100 евро, которые являются наиболее востребованными у населения. Низкие номиналы и высокие номиналы, как показывает статистика, подделываются реже. Подделывать низкие номиналы для фальшивомонетчиков нерентабельно (маленькая прибыль от реализации фальшивки). А к большим номиналам население проявляет повышенное внимание, значит, сбывать их сложнее и опаснее.
Что касается второй половины 2008 года, то за этот период число выявленных подделок увеличилось до 354 тыс., то есть на 13% по сравнению с первым полугодием. Кроме того, впервые за длительное время на первое место по количеству вышли фальшивые банкноты номиналом 20 евро (табл. 3).
Таблица 3. Распределение поддельных евробанкнот по номиналам (2-я половина 2008 г.) (в %)
€5
|
€10
|
€20
|
€50
|
€100
|
€200
|
€500
|
0,5
|
1,5
|
43
|
34
|
17,5
|
3,5
|
0
|
Европейский Центральный Банк и национальные центральные банки постоянно рекомендуют населению внимательнее относиться к проверке банкнот, поскольку они снабжены надежными защитными признаками. Кроме того, в настоящее время активно ведутся работы по разработке и переходу на новую серию евробанкнот «Евро-2» (ES2), о чем будет сказано ниже.
В связи с расширением зоны обращения евро и значительным ростом числа евробанкнот в обращении специалисты Евросистемы во главе с ЕЦБ решают сегодня две главные задачи в области наличного денежного обращения.
Первая задача - плавное и гарантированное обеспечение евровалютой всех государств еврозоны и повышение эффективности НДО.
Вторая задача - поддержание на высоком уровне качественных параметров евробанкнот, быстрое внедрение новых, более эффективных моделей организации обработки наличности.
Мероприятия Евросистемы для повышения эффективности оборота наличности
Нынешняя стратегия развития наличного денежного обращения в Евросистеме реализуется по двум основным направлениям.
Во-первых, конвергенция принципов кассового обслуживания в национальных центральных банках.
Во-вторых, организация ЕЦБ и поддержание эффективной системы рециркуляции евробанкнот.
Конвергенция принципов кассового обслуживания в НЦБ
Эффективная организация наличного обращения, как полагают эксперты ЕЦБ, базируется в первую очередь на конвергенции, то есть сближении принципов кассового обслуживания, используемых национальными банками Евросоюза. Начиная с 2002 года были согласованы и внедрены на практике первые правила такого сближения (такие, например, как виды и перечень бесплатных операций), были стандартизированы часы работы филиалов центральных банков в еврозоне, минимальные стандарты сортировки. Таким образом было подтверждено, что единая валюта, используемая в нескольких странах - это не только однотипные банкноты, но и, образно говоря, единые правила работы с такими банкнотами.
В феврале 2007 года в ЕЦБ была разработана так называемая road map (дорожная карта), предусматривающая комплекс мер по конвергенции кассового обслуживания в национальных центральных банках. В ее рамках на территории всех стран, входящих в Евросистему, был внедрен удаленный доступ к кассовому обслуживанию для национальных центральных банков.
Сейчас ведутся работы по согласованию порядка электронного обмена между НЦБ и кредитными учреждениями для приема и выдачи наличности. Каждый коммерческий банк в Евросистеме может воспользоваться теми услугами, которые подразумеваются со стороны центрального банка. Допустим, во Франции закрывается какой-либо филиал центрального банка, в этом случае коммерческий банк может воспользоваться услугами, например, любого немецкого филиала.
Разумеется, для реализации этих идей необходимо найти эффективные решения по организации инкассаторских перевозок через границы. Европейская комиссия организовала группу, которая занимается этими вопросами. Задача сложная, потому что необходимо заранее планировать перевозки инкассаторов, а сделать это при использовании подобной схемы будет непросто.
Для бесплатного кассового обслуживания будут предложены общие стандарты упаковки банкнот. Важно учесть, что ЕЦБ не предусматривает реализацию жесткого принципа «один размер устроит всех» в системе оборота наличности, поэтому гибкость в реализации разработанных мер по изменению принципов и инфраструктуры наличного денежного обращения в переходный период считается крайне важной. Уже принято решение, что НЦБ стран Евросистемы к 1 января 2011 года откажутся от требования сортировки банкнот по ориентации в качестве условия бесплатного приема и выдачи наличности в кассах. Будет согласован порядок электронного обмена данными между НЦБ и кредитными учреждениями для приема и выдачи наличности. Будет принят и ряд других мер.
Система рециркуляции банкнот в Евросистеме
Внедрение ЕЦБ системы рециркуляции банкнот (Banknote Recycling Framework, BRF) уже началось, полное завершение этого процесса планируется к 2011 году. Для того чтобы понять, в чем заключается роль BRF, мы должны получить ответы на три главных вопроса.
Какие возможности дает такая система?
Система рециркуляции банкнот позволяет:
- устанавливать общую политику, согласно которой кредитным учреждениям позволено выпускать евробанкноты в обращение повторно;
- помогать банкам и другим профессиональным обработчикам наличности (бюро обмена валюты, почтовым отделениям, инкассаторским компаниям и другим, имеющим кассовые центры) в более эффективном решении стоящих перед ними задач, исполнении финансовых и правовых обязательств;
- обеспечивать банкам и другим профессиональным обработчикам наличности стандарты должного качества при обработке банкнот.
Какие технические требования нужно внедрить в практику?
Эти требования заключаются в следующем:
- требование для банков и других профессиональных обработчиков наличности повторно выпускать в обращение только те банкноты, которые были проверены на подлинность, и годность их к дальнейшему обращению определять согласно общим стандартам;
- подлинность и годность банкнот должны проверяться сертифицированными типами машин согласно требованиям BRF;
- в транзакциях, выполняемых без посредников, платежеспособность и подлинность должны проверяться обученным персоналом или сертифицированными сортировочными машинами.
Как реализуется система BRF на практике?
Для этого необходимы:
- ежегодные тесты НЦБ совместно с изготовителями всех типов машин, чтобы получить гарантию, что новые типы подделок могут быть обнаружены с высокой степенью надежности;
- образцы банкнот и подделок на тестовых площадках должны обновляться каждые два месяца. Если обнаруживаются какие-то новые типы подделок в пределах этих двух месяцев, тогда необходимо проводить повторные тесты, обновлять данные, машины и соответственно направлять данные в НЦБ, с тем чтобы проводить повторные испытания и вводить новое оборудование;
- списки моделей машин, прошедших испытания и получивших одобрение, публиковать в течение одного года на сайте ЕЦБ;
- постоянный сбор и обработка статистических данных от банков/профессиональных обработчиков наличности.
В целях контроля за выполнением требований BRF национальные центральные банки проводят периодические проверки в коммерческих банках/профессиональных обработчиках наличности, для того чтобы ревизовать параметры настройки машин и связанные с обработкой рабочие процедуры. Европейский Центральный Банк также проводит проверки на местах с выездом в коммерческие банки. Если коммерческий банк, например, заявляет о своем желании участвовать в работе по возвращению в оборот наличности, тогда центральный банк проверяет, как функционирует используемое этим банком оборудование. И наконец, все те банки, которые обрабатывают банкноты с помощью своего оборудования, также предоставляют центральному банку определенную информацию, чтобы центральный банк имел сведения о проценте банкнот, которые автоматизированно обрабатываются в рамках системы данного банка.
Кроме того, ЕЦБ и национальными центральными банками проводятся ежегодные тесты, которые выполняются совместно с изготовителями различного оборудования по обработке банкнот. Необходимо подтверждать, что новые типы подделок могут быть надежно обнаружены тестируемыми машинами. При положительных результатах машины, прошедшие проверку, могут оставаться в перечне рекомендованных на следующий год.
Планы Евросистемы по переходу на новую серию банкнот
Как было отмечено выше, за последние пять лет объемы поддельных евробанкнот оставались достаточно стабильными. В связи с этим возникает вопрос: почему все-таки ЕЦБ переходит на вторую серию банкнот Euro Series 2 (ES2)?
Разработка новой серии, особенно учитывая особенности Евросистемы, - это проект, на реализацию которого уйдут годы. Первая серия подготавливалась в течение 10 лет.
В ЕЦБ считают, что в настоящее время столько времени на подготовку новой серии уже не потребуется. В то же время этот период все-таки довольно длительный, поэтому лучше начинать подготовку не тогда, когда проблемы уже возникнут, а заранее. И сегодня для любого центрального банка разработка новых банкнот - это процесс постоянный, соответственно постоянная работа, постоянная забота.
Следует отметить, во-первых, что сейчас уровень разработки средств защиты (как и уровень оснащенности фальшивомонетчиков) уже другой. И, во-вторых, когда разрабатывалась первая серия, задача заключалась не в том, чтобы сделать самую защищенную банкноту в мире, а в первую очередь в том, чтобы обеспечить бесперебойное обращение. Купюры печатались в разных странах и на разном оборудовании; кроме того, необходимо было, чтобы эти банкноты были доступны в достаточном количестве для всех: и для населения, и для банков, и для инкассаторов, и т.д. Насколько это было возможно, ЕЦБ применял решения, которые уже использовались национальными банками стран - членов ЕС.
Бесперебойное обращение было достигнуто еще в 2002 году. Сегодня перед ЕЦБ стоит совершенно другая задача. Сейчас специалисты работают не над всем банкнотным рядом одновременно, а последовательно по каждому номиналу. К тому же они могут использовать новые решения, которых в 2002 году еще не было. Поэтому в настоящее время перед ними стоит задача: сделать качественный скачок в использовании средств защиты. То есть создать средства защиты банкнот, которые основаны на самых последних технологических достижениях и которые фальшивомонетчики пока еще не научились имитировать.
Уже в 2003 году, почти 6 лет назад, на заседании Управляющего совета Европейского Центрального Банка были разработаны следующие принципиальные положения по новой серии евро.
В частности, первое положение касалось внешнего вида банкнот. Было принято решение сохранить элементы прежнего дизайна. Однако это не значит, что и в третьей серии он останется тем же самым. Евро - это глобальная валюта, и она имеет символический смысл, символическое значение, поэтому будут использованы узнаваемые элементы художественного изображения - элементы зданий, окна, мосты и т.д. Таким образом, люди, когда они увидят новые банкноты впервые, сразу поймут, что это те же банкноты евро.
Второе решение было принято о том, чтобы сохранить границу номинала между банкнотами и монетами.
Третье решение заключалось в том, что переход будет осуществляться постепенно. Будут вводиться не все номиналы сразу, а по одному, по крайней мере на первом этапе. На концептуальном уровне номиналы евробанкнот разделены на три группы.
Первая - это банкноты среднего номинала: 20, 50 и 100 евро. Они представляют главный интерес для фальшивомонетчиков на сегодняшний день, значит - это самые важные номиналы с точки зрения средств защиты.
Во вторую группу входят низкие номиналы - 5 и 10 евро. Здесь главная задача - продление срока службы.
И наконец, высокие номиналы - 200 и 500 евро. Поддельные банкноты этого достоинства обладают очень высоким качеством, поскольку оно того стоит, и фальшивомонетчики могут использовать различные новые технологии для имитации.
Средства защиты внутри каждой группы, как и сейчас, будут применяться единообразными.
На рисунке 7 представлены основные фазы проекта введения новой серии евробанкнот, часть из которых уже реализована. Это - определение требований пользователя, изготовление и оценка опытных образцов банкнот, уточнение их дизайна и т.д. Затем идет фаза пилотного производства и, наконец, производство в полном масштабе и выпуск банкнот в обращение.
Рис. 7
Нынешняя фаза проекта - пилотное производство. Его цель - проверить возможности выпуска банкнот, отвечающих техническим требованиям ЕЦБ, на нескольких разных печатных и бумажных фабриках. При этом каждым предприятием будет произведено 20 млн банкнот приемлемого качества. Затем часть банкнот будет передана сертифицированным производителям банковского оборудования для тестирования и настройки техники.
Предполагается, что к третьему кварталу текущего года эта процедура будет закончена и начнется полномасштабное производство. Специалисты ЕЦБ ожидают, что первый номинал новой серии евробанкнот выйдет в январе 2011 года.
Заключение
Итак, опыт развития наличного денежного обращения в Евросистеме показывает, что в условиях значительного увеличения оборота евробанкнот за прошедшие с их внедрения 7 лет необходимость постоянного совершенствования НДО, изыскания новых форм и методов его организации является совершенно очевидной.
Изучение мероприятий, проводимых Европейским Центральным Банком и национальными банками стран, входящих в Евросистему, позволяет узнать о новшествах в зоне евро, создает возможность внедрения передовых методов и средств, направленных на конвергенцию кассового обслуживания в государствах, входящих в экономический и финансовый союз, разработку и выпуск в обращение новых серий банкнот, привлечение коммерческих структур для более эффективной обработки наличности и возвращения ее в оборот, решение других насущных вопросов организации НДО.
1 - Приведенные данные и мнения базируются на выступлениях ведущих специалистов ЕЦБ (главным образом, директора Департамента банкнот ЕЦБ Антти Хайнонена (Antti Heinonen), отмеченного в 2008 г. специальной наградой IACA за выдающийся личный вклад в развитие мирового наличного денежного обращения), на крупных международных форумах в течение прошедшего года. Кроме того, некоторые детали, а также принципы и положения проводимых ЕЦБ мероприятий обсуждались и уточнялись автором в ходе бесед с выступавшими. Использовались также данные, размещенные на веб-сайте ЕЦБ (www.ecb.int).
2 - Коды стран Евросистемы показаны на карте (рис. 1).
Автор: В.М. Ионов, The International Association of Currency Affairs (IACA), член комитета по статистике и исследованиям, эксперт-консультант Источник: Bankir.Ru.
Рейтинг публикации:
|