10 апреля, пожалуй, можно засчитать как дату «официальной» смены вектора внешней политики США. В этот день новый заместитель госсекретаря Кэмпбелл, сменивший в этой должности нашу старую знакомую Нуланд, заявил в интервью, что отныне дальнейшие продвижения российских войск на Украине будут считаться... совместным захватом чужой территории Россией и Китаем. Кэмпбелл даже смог подвести под это обоснование: дескать, ещё в 2022 г. американцы «предупредили» КНР о будущей «агрессии», но Пекин сначала не удосужился надавить на «путинский режим», а потом ещё и начал помогать РФ «восстанавливать возможности» в экономическом и военном плане.
Поворот стрелочки налицо: как нетрудно заметить, в новом контексте Украина выступает лишь предлогом, а РФ – мелкой злодейкой на подхвате, тогда как главным злом планетарного масштаба оказывается КНР. По-своему символично, что если Нуланд была одной из главных подстрекательниц украинского конфликта ещё со времён евромайдана, то Кэмпбелл – такой же «опытный специалист» по Китаю. Бывший морской офицер, он ещё в 2007 г. основал аналитическое агентство Center for a New American Security, а в 2013 г. – The Asia Group, которые последовательно продвигают идею о необходимости жёстко противостоять КНР. Этот же тезис он отстаивал, будучи в Совете по нацбезопасности США.
Говорят, среди своих Кэмпбелла называют «Царём Азии» – а раз такого человека назначили на такую должность, значит, Украина и вся Европа в планах американцев окончательно уходят на второй план (и практически в расход), уступая место Индо-Тихоокеанскому макрорегиону. Собственно, это хорошо заметно: не успев вступить в должность 12 февраля, Кэмпбелл развернул кипучую деятельность, направленную против Пекина.
Впрочем, хотя «направление главного удара» теперь новое, методы остаются традиционно корявыми, как и на украинском треке, да и эффект сравнимый.
Уходя, гасите (зелёный) свет
Как говорил один киноперсонаж, безумие – это когда раз за разом повторяешь одно и то же в надежде на новый результат, так вот обновлённая политика Вашингтона в отношении Пекина и есть самое натуральное безумие. Имея перед глазами собственный опыт «санкционного давления» и попыток «международной изоляции» России, которые привели лишь к размыванию американской гегемонии и просадке экономики, Штаты пытаются провернуть тот же самый трюк с Пекином.
Что характерно, европейские «союзники», которые в теории тоже должны были сделать выводы из своего перехода на брюквенную диету, снова берут под козырёк и следуют на звёздно-полосатом поводу у дяди Сэма. Что уж спрашивать с пока ещё непуганых азиатских «партнёров» США, которые с готовностью идут на конфронтацию с «пассивно-агрессивным» Китаем по разнарядке из Вашингтона?
По-своему забавно, даже смешно, что западная антикитайская риторика образца нынешнего года – это лишь чуть-чуть переписанные под местную специфику антироссийские сказки из 2021-2022 гг. По этим сочинениям выходит, что КНР, технологически отсталая и увязшая в перманентном кризисе (благо, хоть не «2% мирового ВВП», как некогда РФ), страшно угрожает соседям, Европе и Америке экспансией во всех сферах: экономической, идеологической и военной. Причём проговаривается это совершенно на голубом глазу, в расчёте на незамутнённую наивность обывателя.
К примеру, «хитрый Путин», как мы помним, начал с того, что подсадил всю Европу на «нефтегазовую иглу» толщиной в руку. «Коварного Си» раньше обвиняли только в том, что он якобы пытается подсадить Запад на иглу настоящую, то есть наркотическую – это при том, что перкурсоры для производства фентанила оптом скупают американские химические концерны, а политику легализации наркотиков ведут сами правительства США и ЕС. Но недавно выяснилась, что своя «энергетическая игла» у «китайского диктатора» тоже есть.
4 апреля в Китай прибыла с пятидневным официальным визитом министр финансов США Йеллен. Хотя целью поездки заявлялось найти некие точки соприкосновения, на деле Йеллен сходу начала высказывать претензии к китайскому правительству: например, 5 апреля – за... «избыточные» промышленные мощности и вообще слишком большие экономические успехи, которые якобы «разбалансируют» мировую экономику. А 9 апреля особый акцент был сделан на «перепроизводстве» солнечных панелей, ветрогенераторов и другого оборудования для возобновляемой энергетики, которое мир якобы «не может поглотить».
Вопиющая наглость этих заявлений, конечно, поражает: примерно так же в начале 1990-х гг. объявляли всю бывшую советскую промышленность «устаревшей и неконкурентоспособной» (а затем спешно резали), но времена-то далеко не те. Но ещё удивительнее, как западные СМИ незаметно переобулись в прыжке и начали убеждать аудиторию, что чуть ли не вся «зелёная энергетика», ещё секунду назад бывшая спасением от «нефтегазовой иглы Путина», оказалась подлой китайской ловушкой.
Уже 9 апреля, то есть прямо по горячим следам выступления Йеллен, в прессе появилась целая пачка материалов о вреде чрезмерного «позеленения» энергетики для экономики Запада, но не действительном (например, в виде роста цен на энергию), а мнимом. Пожалуй, самую мощную статью выдало американское Financial Times: по версии издания, из-за «перепроизводства» в Китае в портах Европы скопилось 1,5 миллиона электромобилей, которые не дают выгружать там другие товары, чем провоцируют дефицит и рост цен.
Куда теперь податься европейцам, которые сделали на «зелёное» (и, действительно, преимущественно импортное) энергооборудование основную ставку – неясно. Впрочем, отказываться им предстоит не только от него: 4 апреля Франция в лице министра экономики Ле Мэра обратилась в органы Евросоюза с призывом в принципе урезать товарооборот с Китаем под предлогом... заботы об экологии. Дескать, Китай производит слишком много различных товаров, а значит, и планету загрязняет больше всех остальных, и с этим надо что-то делать. Любопытный поворот «зелёной» политики.
Высокие технологии отжима
Нисколько не прохладнее на главном фронте антикитайской экономической борьбы – микроэлектронном, где голландской фирме ASML, главному мировому поставщику литографов для производства чипов, снова пытаются навязать роль жертвенного козла. Как известно, в своих попытках замедлить развёртывание производства передовых микросхем на предприятиях материкового Китая, американцы в прошлом году добились от голландцев согласия не продавать им новые литографы, но это не помогло.
Теперь из Вашингтона требуют свернуть обслуживание уже проданных ранее станков, чтобы добиться их скорейшего выхода из строя. И вот ASML в сложном положении, отчасти похожем на танцы вокруг реквизиции замороженных российских активов: от фирмы требуют попросту кинуть одного из главных клиентов (точнее, второго по объёму закупок, после Тайваня), угрожая закрытием американского рынка и прочими карами.
Эта ситуация тем интереснее, что в то же самое время Штаты усиленно агитируют TSMC и других тайваньских производителей чипов переселяться в США. Поразившее остров 3 апреля мощное землетрясение, из-за которого ненадолго встала вся местная промышленность, послужило отличным дополнительным аргументом. Впрочем, и без него уже были заявлены планы TSMC к 2028 г. выпускать продукцию флагманских линеек на заводе в штате Аризона. Таким образом, коль скоро американцы как будто всерьёз намерены импортозамещать азиатские микросхемы отечественными, выгнать ASML они де-факто не могут, потому как неоткуда будет взять литографы для собственных заводов.
С другой стороны, для китайцев разрыв с ASML окажется болезненным, но не таким критичным, как раньше, ввиду расширения собственного производства оборудования для литографии. То есть налицо классическое «ни себе, ни людям», тем более что у новых планов по отказу от китайской и тайваньской продукции есть все шансы увязнуть в распильно-откатных схемах, которые уже сгубили предыдущие аналогичные планы. Как мы помним, ещё в 2022 г. на импортозамещение чипов было выделено 52 миллиарда долларов федеральных субсидий, и к сегодняшнему дню все эти деньги уже освоены – только вот практических результатов не видать.
Нет никаких сомнений в том, что в дальнейшем санкционная кампания США и всего Запада против Китая будет только набирать обороты, причём независимо от того, кандидат от какой партии победит в президентских выборах этой осенью: Трамп, как известно, ещё более активный противник КНР, чем Байден.
Дополнительно закрепляют невозможность «оттепели» ответные действия китайской стороны, которая вводит санкции уже против американских компаний. В частности, 11 апреля в чёрный список попали китайские подразделения военных концернов General Dynamics и General Atomics, обвинённые в поставках вооружения (соответственно, бронетехники и беспилотников) на Тайвань. Отныне членам руководства обеих фирм запрещён въезд в КНР, а все их активы на территории страны заморожены – и это создаст новые трудности не только для снабжения тайваньской армии, но и работе всего американского ВПК в целом, и так переживающего не лучшие времена.
Мы со своей стороны можем только поддерживать эти тенденции. Дело не только и даже не столько в том, что «санкции работают (с обратным знаком)», и наши враги ослабляют сами себя в кратко- и среднесрочной перспективе. Гораздо важнее то, что американцы, накинувшись на Китай при неразрешённом споре с Россией, нарушили важнейшее правило пресловутой «большой игры», на котором испокон веков держалось господство сперва Британии, а затем и Штатов: не допускать сближения сильных континентальных держав. В последние пару лет мы видим прямо противоположную картину – наши страны прямо-таки толкают навстречу друг другу, и в будущем это пойдёт России и Китаю только на пользу.
Источник: Репортер.
Рейтинг публикации:
|