Конференция по экономическому развитию Арктики в рамках ПМЭФ-2016
собрала всех арктических губернаторов, ответственных чиновников от
отраслевых министерств, зарубежных инвесторов, дипломатов из стран ЕС.
На панельной сессии «Эффективное управление арктическими территориями.
Опорные зоны. Инвестиционный потенциал регионов» замглавы
Минэкономразвития Александр Цыбульскийотметил, что план развития Арктической зоны России является самым
сложным и масштабным проектом, предложенным за последнее время, и для
его реализации требуются огромные ресурсы, инвестиции и особые механизмы
управления, позволяющие согласовывать действия множества участников,
сочетать развитие инфраструктуры с обеспечением безопасности, а также
учитывать национальные интересы в рамках международного сотрудничества.
Что же такое опорные зоны и почему именно этот механизм сможет задать
новый вектор развития регионам, об этом корреспондент ТПП-Информ
беседует с заместителем министра экономического развития Российской
Федерации Александром Цыбульским.
– Александр Витальевич, опорные зоны способны преобразить Арктику из
«региона северных завозов» в «арктический Сингапур»? Опорные зоны – это
международный опыт или новация министерства?
– Опыт кластерного развития территорий – это международный опыт, и он
имеет хорошие примеры в мировой практике, но напрямую связывать развитие
опорных зон и ликвидацию северных завозов на данном этапе не стоит.
Безусловно, комплексное, социально-экономическое развитие Арктической
зоны в результате должно привести к тому, что вопросы северного завоза
будут сняты. Это прежде всего будет решено за счет снятия
инфраструктурных ограничений, из-за которых сегодня и осуществляется
северный завоз. Государственной комиссией по вопросам развития Арктики
был одобрен предложенный Минэкономразвития РФ проектный подход к
социально-экономическому развитию арктических территорий
Действительно, министерством для развития арктических территорий
предложен кластерный подход – механизм опорных зон. Очень важно
понимать, что опорные зоны – это не ТОРы, не ОЭЗ, где предоставляется
льготный режим предпринимательской деятельности, а это совокупность всех
инструментов, которые могут дать максимальный экономический эффект. Мы
даже не говорим сегодня о том, что опорные зоны предполагают те или иные
дополнительные льготы. Возможно, многие из них могут функционировать в
сочетании всех существующих инструментов по повышению инвестиционной
активности регионов, которые сегодня действуют. Иными словами,
министерство предлагает развивать Арктику через систему опорных зон, как
проектов планирования и обеспечения комплексного развития арктических
территорий для достижения стратегических интересов Российской Федерации в
Арктике с применением всего комплекса действующих инструментов и
механизмов государственной поддержки.
– Насколько эффективным будет этот механизм для развития Арктики по 5-балльной шкале?
– Этот механизм будет эффективен настолько, насколько хорошо мы его
проработаем. Я очень надеюсь, что нам удастся консолидировать и
финансовые, и интеллектуальные, и экспертные усилия, для того чтобы
получить 5 из 5.
– Когда законодательно может быть закреплено появление опорных зон?
– Мы очень надеемся, что это произойдет до конца текущего года.
Эти предложения мы сформулируем и внесем на рассмотрение в ГД. Сегодня
министерство по поручению правительства активно занимается разработкой
нового ФЗ – закона об Арктической зоне РФ.
По нашему мнению, основа этого закона и должна стать принципом
развития арктических территорий, по сути, на основе опорных зон.
– Я правильно понимаю, что опорные зоны – это приоритет территориального, а не отраслевого развития?
– В моем понимании отраслевой подход развития территорий менее
эффективен, чем территориальный или, если хотите, региональный. Мое
мнение может быть несколько субъективным, поскольку я отвечаю за
региональное развитие и региональную политику. Сегодня, если посмотреть
на состав правительства, то оно сформировано по отраслевому принципу и
все госпрограммы выделяют отраслевой принцип развития. Мне кажется, что
если мы попробуем хотя бы на относительно малой части территорий нашей
страны подойти к развитию с территориальной точки зрения, то это
позволит нам сильно консолидировать усилия всех основных игроков на этой
поляне. Попробовать действовать, не отстаивая исключительно свои
отраслевые интересы и получая KPI за развитие конкретной отрасли, а
совместно вкладываясь в развитие территорий и получая результат от
совместного вклада в развитие территорий. Когда показателем
эффективности будет не наращивание показателей в отдельной отрасли, а
именно изменение качества жизни на территориях. Мне кажется, что это
такой очень хороший консолидирующий механизм. Это очень применимо к
Арктической территории. Мы должны поставить основной критерий развития
территории – улучшение качества жизни людей.
Сегодня плотными регионами выступают Якутия и Мурманская область. В
этих регионах основной упор будет сделан на развитие инфраструктуры, на
сочетание поддержки крупных инвестиционных проектов компаний и на
развитие экспортного, импортного и логистического потенциала. Этот
вопрос пока прорабатывается, он требует серьезной экспертной доработки,
но на сегодняшний день мы видим плановое, осознанное развитие через
территории. Территориальное развитие должно идти по проектному принципу
через взаимоувязку всех «отраслевых» мероприятий на этапах планирования,
целеполагания, финансирования и реализации, что позволит сократить все
виды затрат и издержек. Это должны быть проекты федерального значения,
так как в первую очередь они будут нацелены на развитие макрорегиона в
целом, а не только отдельных субъектов. Кроме того, проекты могут быть
реализованы в границах нескольких регионов.
– Как будет задействован бизнес? – Бизнес должен стать полноправным участником проектов по созданию
опорных зон развития наряду с региональными властями. Успеха в развитии
Арктики можно добиться только совместной слаженной работой всех
ведомств, регионов и бизнеса. Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|