Дееспособно ли правительство? Посмотрим на конкретном примере. К новой приватизации
|
Михаил Хазин |
Родился в 1962 г. В Москве. Окончил Механико-математический факультет МГУ. Экономист, публицист. Президент компании экспертного консультирования «Неокон». В 1997 – 2001 гг. совместно с Олегом Григорьевым и Андреем Кобяковым разработал теорию современного экономического кризиса.
|
Все-таки наш премьер - удивительно остер на язык. Так, буквально на днях, он произнес замечательную фразу: «Еще раз повторю, что смысл, конечно, не только в пополнении бюджета: нам нужна эффективная и основанная на частной собственности экономика, и именно поэтому мы и занимаемся приватизацией», - сообщил чиновникам и общественности Дмитрий Медведев. "Кроме того, нужно заняться и оптимизацией структуры государственной собственности, - отметил премьер. - Их количество должно быть минимизировано, но и это нужно делать по определенному плану, не останавливая работу структур. Не оставлены соображения по развитию государственных корпораций, которые постепенно должны преобразовываться в акционерные общества, что некоторые уже и сделали».
То есть дело даже не в деньгах, в чем, собственно, с премьером нельзя не согласиться - имея в заначке сотни миллиардов долларов, беспокоиться о сотнях миллионов или даже миллиардах рублей наивно. Но вот зачем нам нужна частная экономика? Нет, я ничего не имею против малого и среднего бизнеса, который работает, платит налоги, создает рабочие места ... А вот верно ли это для приватизированных компаний?
Истории про то, как не платят налоги приватизированные нефтяные компании, мы все слышали, более того, некоторые даже за это наказали, хотя и не все. Кстати, не исключено, что дело тут даже не в том, что они приватизированные, дело, скорее, в том, как их приватиировали. Есть компании, которые работают вполне эффективно, даже не будучи приватизированными, Сбербанк, например. Кстати, кто-нибудь может объяснить, зачем приватизировался пакет его акций (что собственно, и стало поводом для откровений премьера)? У Сбербанка нет денег на новые проекты? Ну так дайте ему под тот же процент, что мы получаем с американских казначеек, денег из резервов ЦБ. В рублях, разумеется. Смысла в этом будет куда больше, чем в прошедшей приватизации, если, конечно, нам про нее все правильно рассказали.
При этом есть и проблемы у государственных предприятий – поскольку не очень понятно, кто и как будет финансировать их развитие. Хорошо здесь Сбербанку – а как быть другим, не столь крупным компаниям. Но и это не значит, что их нужно приватизировать просто ради приватизации ... Есть у нас отрасли, которые в СССР приносили колоссальные прибыли, а сегодня влачат жалкое существование. Рыболовная отрасль, например. Я могу объяснить почему - это не великая тайна: сложную инфраструктурную отрасль приватизируют по частям, тогда как разумнее было бы изначально формировать устойчивые цепочки - от моря до прилавка.
Собственно, тема эта всплыла сегодня не только потому, что наш премьер удивил мир очередным откровением, но и в связи с тем, что в ближайшее время планируется продать чуть ли не самый последний кусок советской рыболовецкой короны - Архангельский траловый флот (АТФ). Отметим, что находится он в сложном положении, причем по вполне понятной причине - государственное предприятие требует государственных же и инвестиций в свое развитие - а этим оно не занимается уже 20 лет. Как следствие, флот вынужден закладывать корабли в коммерческих банках, чтобы выйти в море.
При этом государство долгое время вело себя как собака на сене: отказываясь эффективно управлять своей собственностью, оно не собиралось и проводить приватизационный конкурс с целью поиска компании, способной и поставить на ноги флот, и принести бюджету реальную прибыль в виде налогов, и создавать вполне конкретные рабочие места.
Понятно, что приватизационный конкурс должен подразумевать в качестве условий – и обязать нового собственника сохранить флот в Архангельске (поскольку именно там расположена береговая инфраструктура), и выплатить долги флота, и обеспечить социальные обязательства. Если этого не произойдет, то вполне вероятно, что собственник решит продать флот, а полученными квотами торговать на рынке, в результате - государство понесет как прямые, так и косвенные убытки: и разрушение портов, и ухудшение состояния дел с продовольствием, и увеличение импорта, и рост безработицы. Их кто-то просчитывает? Судя по всему, нет.
Несмотря на бравурную риторику, зачастую конкурсы и аукционы превращают государство в банального торгаша, которого интересуют только прямые денежные доходы, получаемые в ходе приватизации. Инфраструктура большой отрасли, которая приносит, колоссальные косвенные прибыли (и за счет снижения выплат пособий по безработице и других социальных выплат, и снижение импорта, и увеличение внутристранового денежного оборота, и за счет выплат смежникам, и за счет налогов, и т.д., и т.п.), как-то выпадает из расчетов нынешнего правительства. У него в голове какая-то мозаичная картинка - оно видит только отдельные кусочки реальности, а вся картина экономики страны для него большая загадка.
Что решит правительство по поводу АТФ, я пока не знаю. Может продать какому-нибудь любителю металлолома, который сразу все уничтожит, может - кому-нибудь, кто переведет остатки флота в Мурманск, где, конечно, порт незамерзающий, но зато и инфраструктура, специально для АТФ выстроенная, отсутствует. Но с точки зрения ответственного понимания государственных интересов, конечно, нужно устраивать конкурс с жесткими условиями, причем - прежде всего, конкурс планов развития АТФ. И у государства есть чем привлечь тех, кто может вложить свои деньги в реализацию этих планов - те самые квоты на вылов, которые серьезных денег стоят.
Если эту работу провести качественно, то, хотя бы для одного портового города, можно будет затем и отрасль восстановить. А потом, в рамках уже имеющегося примера, поднимать и остальные города, бывшие ранее центрами рыбной промышленности. Беда только в том, что не очень понятно, способно ли вообще наше правительство к реализации таких комплексных планов. Пока, во всяком случае, особо не заметно, чтобы оно чего бы то ни было достигло на этом поприще.
Собственно говоря, я как раз и предлагаю на примере АТФ рассмотреть вопрос, а дееспособно ли вообще это правительство. А то про Сколково мы много слышали, только результатов пока не видно. А тут - простой и понятный вопрос: корабли либо ходят в море, либо нет, рабочие места или есть, или нет, рыба или поступает на прилавки, или нет. И проверять легко: организовал в Госдуме три слушания на эту тему, в декабре, в мае и осенью 13 года и решил вопрос об ответственности конкретных чиновников. Депутаты, правда, сами этого сделать не смогут, но зато они отлично могут поднять шум, который в нынешней ситуации как раз и может привести к отставке нерадивых чиновников.
Отметим, кстати, что так можно практически по любому вопросу поступать, просто тут уж больно все просто, даже не нужно быть экспертом чтобы понять, способно правительство к конструктивной работе или нет. И мне кажется, что пришло время хоть один раз проверить наши власти на умение хоть что-то сделать. А то они отчитываются только по написанным нормативным актам (интересно, их хоть кто-нибудь целиком читает до того, как они вступают в силу?), а вот по обычной государственной жизни как-то эффекта нет.
Мне кажется, что история с Архангельским траловым флотом - типичный пример. И критерии тоже простые: если корабли весной в море не выйдут, рабочие места в Архангельске закроются, рыба на прилавки не поступит - конкретных чиновников нужно увольнять, причем не с понижением, а навсегда, с госслужбы. Как раньше говорилось, по статье. Причем не рядовых исполнителей, а всех, кто ставил свои подписи под документами о приватизации АТФ. То есть до министров включительно. Так что я предлагаю вынести эту тему на широкое общественное обсуждение.
odnako.org
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2348
Рейтинг поста:
я не Кейси, не Ванга и даже не Уилкок, но с уверенностью могу спрогнозировать, что подавляющим большинством голосов Лунтика надо будет гнать ссаными тряпками вместе с большинством министров.
Кстати, Алекс, помрится был прогноз, что правительство в сентябре ждёт польшая чистка. Вместе с премьером. Однако это господин таки продолжает нас радовать своими идиотскими идеями. И чем дальше - тем радостней. С чем, по вашему, это может быть связано?
frala,
ставить профессиональную оценку деятельности премьера в связь с легитимностью Президента - чистой воды манипуляция. Не стоит так делать, иначе фразу про трусы и крестик можно смедо применить и к вам.
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Я бы предложил проголосовать за это высказывание.
Ну что модераторы, сделаете опрос, хотите узнать мнение читателей?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1221
Рейтинг поста:
Вкупе с ювеналкой .. и прочем .. Видно , что ведут к тому , чтобы ребёнок - " чему хочу - тому учусь .. не хочу - не учусь ".
Поверить , что в правительстве не понимают гибельности такого курса - невозможно. recourse
Так что измывательства продолжаются не только с приватизацией.
Идея "демократии" как система диверсий.
Запад не хочет единолично идти ко дну.
Новый Мировой Порядок не предусматривает сохранение России как субъекта.Только лишение любой государственности.
И глобальный электр.концлагерь -
отсюда и визиты Цукерберга.
--------------------
Даже в том случае,если слои об этом и не подозревают...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 614
Рейтинг поста:
Приказ № 1 после февральской революции был о " выборности командиров" в армии... катастрофа наступила сразу...
При Горби вздумали выбирать директоров предприятий ... хана пришла с запозданием
Прошла инфа , что пред Правительства желает чтобы выбирали директоров школ.
Вкупе с ювеналкой .. и прочем .. Видно , что ведут к тому , чтобы ребёнок - " чему хочу - тому учусь .. не хочу - не учусь ".
Поверить , что в правительстве не понимают гибельности такого курса - невозможно.
Так что измывательства продолжаются не только с приватизацией.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1221
Рейтинг поста:
25 октября 2012, Сергей Чернняховский
Либо премьер цинично издевается над страной, либо не понимает слов, которые говорит
Либо премьер-министр России Дмитрий Медведев откровенно и цинично издевается над страной, либо он сам не понимает слов, которые произносит.
В последние месяцы он в какой-то момент несколько сдержал свою активность в публичных заявлениях, но итоги осенних выборов его вдохновили. Как только они прошли, он стал обрушивать на страну град изумляющих деклараций и инициатив – начиная с заявлений, что за последние три месяца его правительство приватизировало больше предприятий, чем за последние три года (тем самым он прямо объявил, что курс его правительства будет противоположен курсу правительства Путина, – а тогда, получается, и курсу президента Путина), до обещаний победить «интеллектуальное пиратство» и отучить страну от курения. Скоро начнет бороться и с алкоголизмом.
Помимо прочего, премьер пообещал, что пользу от ВТО страна увидит через пять-десять лет: «Очевидно, что будут минусы в каких-то сферах, но в глобальном плане через определенное количество лет мы, безусловно, выиграем, потому что мы приведем свои институты в соответствие с тем, как работают аналогичные институты в других странах. Потому что нам еще есть чему поучиться, и есть государства и правопорядки, с которых нам можно было бы взять в этом плане пример. Поэтому я думаю, что результат мы увидим не в короткой перспективе, а лет через пять, через десять».
Строго говоря, здесь можно выделить три не то тезиса, не то признания.
Первое: в ближайшее время пользы от ВТО не будет, и ожидать ее не надо.
Второе: в ближайшее время, как минимум в ближайшие пять-десять лет, страну ждут «неудобства». Причем эти неудобства не «могут быть» при неблагоприятном стечении обстоятельств, а непременно будут. Иначе говоря, он говорит не о рисках, а об обреченности.
Третье: польза, даже отдаленная, будет не за счет вступления в ВТО, а только в том случае, если в придачу к нему сделать еще многое.
И в таком виде разговоры о пользе ВТО – это в лучшем случае сказка про суп из топора. А само ВТО – лишь топорище, апеллируя к выдуманному вкусу которого, можно получить хороший суп, если добавить в него все то, что там и так должно было бы быть. В лучшем случае. Причем если в сюжете сказки от варки топорища как минимум не было хуже, а после добавления перца, соли, мяса, лаврового листа и крупы получилось нечто полезное и вкусное, то в случае с ВТО сначала должно стать хуже. Но если, когда станет плохо, все переделать по некоему образцу, с которого нужно брать пример, – вот тогда и станет лучше, обещает нам Медведев.
Модель простая. Человека спрашивают: «Хочешь жить на Луне?». Он по тем или иным причинам соглашается. «Тогда, – говорят ему, – снеси свой дом». Он сносит и спрашивает: «А где Луна?», на что ему отвечают: «Молодец. Ты расчистил место для строительства космодрома. Теперь, когда ты его построишь, мы полетим на Луну и возьмем тебя с собой».
Тут, во-первых, неизвестно, вовлекают ли тебя в строительство именно космодрома, а не чего-то другого. Во-вторых, неизвестно, возьмут ли тебя на Луну те, кто туда полетят. В третьих, неизвестно, доживешь ли ты вообще до полета...
При этом можно обратить внимание, что условие успеха в получении пользы от ВТО Медведев видит не в том, чтобы что-то создавать (строить новые заводы, развивать производство и т. д.), а в том, чтобы привести «свои институты в соответствие с тем, как работают аналогичные институты в других странах».
То есть он призывает даже не строить, а снова перестраивать. Опять не работать, а перестраиваться. Четверть века назад Горбачев призвал перестраивать социализм – и привел к его уничтожению. Сегодня Медведев призывает «перестраивать» то, что получилось вместо социализма. То, что получилось, всяко хуже, чем то, что было раньше. Отсюда можно предположить, что то, что получится после нового «приведения в соответствие», будет в такой же степени хуже того, что есть сегодня, в какой то, что есть сегодня, хуже того, что было при социализме.
Причем Горбачев первоначально призывал привести социализм «в соответствие с ленинскими нормами». Медведев призывает привести институты современной России в соответствие с нормами современных успешных западных стран. Отсюда есть все основания полагать, что то, чего можно ожидать в результате, будет примерно так же похоже на успешные западные страны, как то, что получилось после авантюр Горбачева, было похоже на ленинские нормы социализма. Не говоря уже о том, что сегодня следует иметь в виду под успешными странами – перекошенный от кризиса Евросоюз или не вышедшие из кризиса США. Как ни странно, может показаться, что, как ни хуже западных стран живет сегодня Россия, но за последние десять лет жизнь в ней заметно улучшилась. А в них она за то же время заметно ухудшилась.
По обещаниям Медведева, этого «правительствующего мажора», нужно подождать и потерпеть пять-десять лет, и тогда, возможно, от ВТО можно будет получить пользу. Но такие обещания уже не оригинальны. Хрущев в 1961 году обещал за двадцать лет построить материально-техническую базу коммунизма. Ельцин в 1991 году обещал добиться успеха от рыночных реформ за полгода. Потом, правда, стал говорить о том, что нужно побольше – два-три года. Первый просил больший срок, но для достижения идеального материального изобилия. Второй – совсем маленький, но для меньшего – доступной для каждого потребительской обеспеченности. Не получилось первое – не получилось и второе. Но, так или иначе, было понятно, что обещается, и можно было оценить, получилось или нет.
Медведев просит средний и куда менее определенный срок («пять-десять лет»), но для чего-то совсем неопределенного («получить пользу от ВТО»). При этом никто не может внятно сказать, что такое «польза от ВТО», в чем она будет заключаться и от чего, собственно, произойдет. Гайдар и то был вменяемее. Причем вполне возможно, что через пять-десять лет в стране что-то и станет лучше, и тогда несколько постаревший мажор сможет приписать это ВТО. Горбачев вон вообще до сих пор уверяет, что после него в стране стало лучше, чем было до него...
Но ведь не установлено и то, чем будет отвечать Медведев за свои слова. Лучше бы и не экспериментировать... Но пусть как минимум поклянется, чем ответит. Ельцин обещал и руку на отсечение дать, и на рельсы лечь. Не исполнил, так что цена таким обещаниям невелика. Но тот хоть клялся... Вот пусть Медведев хотя бы пообещает, что если лучше не станет, он пустит себе пулю в лоб. А заодно признает, что если не пустит, то каждый гражданин России получит беспрепятственное право пустить ему такую пулю в лоб самостоятельно. Хотя все эти заверения, как и заверения о пользе ВТО через пять-десять лет, в конечном счете есть не что иное, как известная притча об обучении ишака Корану за двадцать лет. То ли султан умрет, то ли ишак сдохнет...
Может быть, через пять лет, к несчастью для страны, Медведев и будет еще премьером (хотя хотелось бы верить, что этого не случится), но через десять лет он уж точно им не будет. И получается, что если через пять лет он сможет сказать: «Срок еще не вышел», то через десять лет просто не с кого будет спрашивать.
Читать полностью:http://www.km.ru/economics/2012/10/24/peregovory-o-vstuplenii-rossii-v
-vto/695641-gaidar-i-byl-bolee-vmenyaem-chem-me
КМ.ру
http://www.km.ru/economics/2012/10/24/peregovory-o-vstuplenii-rossii-v-vto/69564
1-gaidar-i-byl-bolee-vmenyaem-chem-me
--------------------
Даже в том случае,если слои об этом и не подозревают...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 413
Рейтинг поста:
Если в товарищах президентах согласия нет - это не беда, а если вдруг они за одно?!!!
Господи, помилуй Россию...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1221
Рейтинг поста:
Опубликовано ср, 24/10/2012 - 15:41 пользователем Антон
Аватар пользователя Антон
Любопытный анализ от spydell'а
Разрушу расхожее мнение, что в развивающихся странах продолжает свирепствовать и буйствовать социализм, коммунизм и им аналогичные системы. Смотря что вкладывать в этот термин. Если вмешательство государства в экономические процессы, то это не так. Если структуру собственности, то конечно далеки от развитых стран. Чтобы быть объективным, то точнее всего будет посчитать долю гос.расходов в ВВП страны. По крайней мере будет ясно какой объем средств государство ежегодно распределяет.
(левая часть страницы - доходы правительства, правая часть - расходы правительства - моё прим.)
В таблице посчитан средний уровень доходов и расходов за период (2003-2007 года - докризисный период и 2008-2012 - кризисный период, далее показатель за 2012 и процентное изменение кризисного периода от докризисного.) Сортировка по расходам в кризисный период от большего к меньшему.
Максимальное участие государство в экономике среди крупных стран во Франции (55.8% распределяют и 50% изымают из экономики), далее Австрия, Греция и Италия. БРИК в полном составе находятся значительно ниже США и Японии.
Не могу с уверенностью утверждать, но смею предположить, что процент участия пропорционален гос.контролю в экономике, таким образом наибольший гос.контроль во Франции. Но этот тезис требует дополнительной проверки.
Вообще для Европы свойственно крайне высокое участие государства в экономических процессах. Это скорее историческая тенденция. Просто в кризис она проявилась сильнее, где бы то ни было.
Я даже не знаю, как назвать современную систему. Социализированный корпоракратизированный капитализм? С одной стороны средства производств находятся в частной собственности (преимущественно), развит институт лоббизма (корпорации в симбиозе с правительством вырабатывают решения наиболее выгодные корпорациям), относительно свободное предпринимательство, крайне развиты капиталистические отношения, основным мотивом деятельности является извлечение прибыли. С другой стороны государство слишком мощно представлено в экономических процессах. Понятно, что пока не берем такие абстрактные и далекие от реальности понятия, как социальная справедливости, общественная гармония, всеобщее равенство и прочий популистский бред.
В принципе, понятно, что ни одна крупная страна не может быть чисто капиталистической или социалистической. Всегда слияние систем. Где то больше одного, где то другого. Главным образом такой сильный перевес в развитых странах достигается за счет высокой доли гос.расходов на медицинское, пенсионное страхование и социальные формы поддержки населения (стипендии, гранты, пособия, дотации). Это далеко не в полной мере представлено в таких странах, как Россия или Китая и других странах. При этом в Китае и России в достаточно зачаточном виде развит институт частной собственности и свободное предпринимательство в силу исторических причин. К этому пришли значительно (на много десятилетий позже, чем развитые страны). Фактически, развитые страны от развивающихся отличаются степенью развития капиталистических отношений и концентрации накопления капитала (материального + финансового). Просто любопытен перевес.
Я к тому, что высокие гос.расходы автоматически означают высокие гос.доходы, а значит высокую налоговую нагрузку и прочие сборы.
http://aftershock.su/?q=node/16913
--------------------
Даже в том случае,если слои об этом и не подозревают...
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 12
комментария 484
Рейтинг поста:
--------------------
Там такое же синее небо и такая- же сложная жизнь
Может там веселей и богаче, ярче краски и лето теплей,
Только, так-же от горя там плачут, так-же в муках рожают детей
(Песня)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
принять такую позицию, значит усомниться в легитимности всей системы (включая сами знаете кого). Медведев - абсолютно легитимный чиновник, всячески поддерживаемый властью. Более того, он бывший президент, выбранный практически единогласно, поддержанный Партией и сами знаете кем.
усомниться точечно в Медведеве - потешно.
тут либо крестик уже надо снять, либо, извините, трусы одеть.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2713
Рейтинг поста: