Любопытное кино у нас получается. Только в понедельник премьер Владимир Путин говорил о недопустимости слива инсайдерской информации. А в это время чиновники Минэкономразвития сливали в прессу еще никем не подписанный прогноз развития экономики на 2009 год, который подготовило министерство.
Чтобы было ясно, чем опасен инсайд: в переводе с английского это слово означает «внутри». То есть какой-то узкий круг чиновников владеет внутренними, служебными данными, способными повлиять на стоимость акций или курс валют. И пока эти данные не стали достоянием всех, «знатоки» делятся ими со своими людьми, а те пользуются в личных целях - скупают акции, пока они не подорожали. В общем, играют не по правилам.
Часто слив способен обвалить рынки, посеять панику среди людей, которые о фондовых торгах и представление-то имеют смутное. Попробуй, например, скажи, что у того или иного банка возникли проблемы - народ, не особо разбираясь, тут же бросится снимать деньги. Даже если трудностей у банка не было - будьте уверены, появятся.
Ну а за курсом доллара российские граждане следят сейчас тщательнее, чем за погодой. И вот стало известно, что Минэкономразвития подготовило прогноз развития экономики на будущий год. Правда, документ не внесен еще на согласование в правительство, его даже министр не успел подписать. А подчиненные уже слили в прессу цифры: мол, если нефть в будущем году будет стоить $50 за баррель, то курс доллара в среднем за год составит 32 руб. Если же «черное золото» подешевеет до $30, то доллар вырастет до 35 руб. При этом первый вариант считается базовым, наиболее вероятным, а второй, пессимистичный, для подстраховки, чтобы правительство и к такому развитию событий было готово.
Нужно заметить, прогнозисты в министерствах у нас еще те. Сколько ни прогнозировали, к примеру, инфляцию, а за последние пять лет ни разу в яблочко не попали. То же самое - с ценами на нефть и валюту.
А люди сейчас в напряжении. У всех есть сбережения, у большинства - кредиты, грядущими сокращениями чуть ли не из каждого утюга пугают. Так что, когда новость растиражируют в Интернете, десять раз прочтут по радио, вряд ли народ станет вникать в частности: какой прогноз тут основной, а какой - страховочный. И немудрено, если люди встанут в очереди в обменниках. А менялы, пользуясь ажиотажем, задерут курс до той самой планки, которую доброхоты из Минэкономразвития предсказывают на будущий год, да и то «в среднем».
Никто не спорит, гражданам нужно говорить правду. Предупрежден - значит вооружен. Но было бы лучше, если бы чиновники взвешивали каждое слово, головой отвечали за любой прогноз. И при этом не вылезали бы из ТВ, а не сливали информацию анонимно. А то, ей-богу, как в анекдоте получается, когда в переполненном театре какой-то неумный шутник кричит «Пожар!».
ВОПРОС ДНЯ
Что надо говорить народу во время кризиса?
- Всегда надо говорить правду, потому что один раз соврешь - потом тебе не поверят. Но не надо возбуждать и ложные тревоги: не закатывать истерику, когда наблюдаются трудности, а объяснять, в чем они заключаются и как их преодолеть.
- Для того чтобы информировать, надо понимать, что происходит! Настоящего кризиса, того, что в США, у нас пока нет. И можно сделать так, чтобы его не было. Вместо этого - у нас идея разделить общую беду с братьями-американцами.
Сергей СМИРНОВ, директор Института соцполитики Высшей школы экономики:
- Народ не надо информировать, он сам разберется. Все остальное - скорее давление на психику, не надо мешать людям самим принимать правильные решения.
- Больше всего людей пугает дезинформация или отсутствие информации как таковой. Поэтому правдивая подача новостей должна сопровождаться комментариями авторитетных экономистов. И ни в коем случае не астрологов и экстрасенсов.
Олег ЗАМУЛИН, профессор Российской экономической школы:
- Конечно, нужно успокаивать, но без вранья. Неоправданная паника еще сильнее, когда народ видит, что ему врут. Чтобы этого не было, надо называть вещи своими именами.
- Как информировать? Весело, с задумкой и научно обоснованно. Ни в коем случае не надо кошмарить население! Вы что, хотите, чтобы народ за спичками ломанулся да за солью?!
Энтони ХАЛПИН, шеф московского бюро газеты «Таймс» (Великобритания):
- Нужно говорить правду о том, какие будут сложности. Чтобы люди имели возможность что-то предпринять.
Анна Алекс, читательница сайта KP.RU:
- Писать, как готовиться к кризису, запасаться ли продуктами. Где можно получить помощь малоимущим. И что делается в стране, чтобы улучшить ситуацию. http://www.kp.ru/daily/24208/412002/
Рейтинг публикации:
|