ледокол

Арктика, которая не ледокол, а природный холодильник Северного полушария, кажется, решила оставить «Арктику», которая ледокол, без работы. Более того, продемонстрировала своё намерение столь демонстративно и нахально, будто работает на Госдепартамент США.

Швартовные испытания на долгострое

В самом деле. Долго, с 5 ноября 2013 года строящийся и вышедший при этом из всех графиков ледокол наконец-то совершил первые осмысленные движения после спуска на воду в 2016 году. Правда, как и положено пусть и громадному – 33,5 тыс. тонн водоизмещения, – но ребёнку, первые шаги корабль сделал на помочах.

Специалисты «Балтийского завода», где делается судно проекта 22220, перешвартовали «Арктику» на другой причал достроечной набережной. В официальном изображении пресс-службы завода «перестановка «Арктики» осуществлена для обеспечения проведения швартовных испытаний атомохода».

В общем, гигант впервые по-настоящему зашевелился. Хотя надо отметить, что задержка в развитии ему была уготована не от рождения, а стараниями братьев наших младших: Харьковский турбинный завод отказался выполнять свои обязательства по контракту. В результате два необходимых турбогенератора были установлены на ледокол окончательно только в апреле 2018 года.

А это, по сути, главное устройство во всей двигательной системе корабля. Именно два паровых турбогенератора мощностью по 36 МВт приводят в действие электромоторы, которые и вращают три винта фиксированного шага. А энергией всю эту машинерию снабжают две ядерные энергетические установки с реакторами РИТМ 200 мощностью по 175 МВт каждый. И всё это делает российский корабль самым большим и мощным в мире атомным ледоколом, способным на постоянном ходу проламывать лёд толщиною до 2,9 метра!

Кстати, ядерное топливо в реакторы планируется начать загружать в мае этого года. И тогда ещё через год, в мае 2020 года, должна будет произойти официальная сдача судна в эксплуатацию. Да, действительно получился долгострой: в 2020 году первоначально планировалась сдача уже третьего ледокола серии «Урал». «Арктика» должна была рассечь свой первый лёд в 2017 году, её коллега «Сибирь» – в 2019-м.

Главная особенность

Главная особенность ледоколов этой серии состоит в том, что это – двухосадочные корабли, то есть они могут работать и с глубокой осадкой, что помогает проламывать толстый лёд, и на мелкой осадке в неглубоких акваториях. А они в русском секторе Арктики практически везде – и в заливах, и в устьях рек, и в портах, и по трассе Северного морского пути. Осадка может меняться в пределах от 10,5 м до 8,55 м.

Ширину корпуса тоже стоит отметить: размер пробиваемого во льду коридора комфортен для большинства проводимых ледоколом судов – от 34 метров.

Благодаря этому «Атомфлот» рассчитывает окончательно освоить – в идеале в круглогодичном режиме – восточную часть Севморпути. С тем чтобы обеспечивать проводку газовозов и танкеров с месторождений Ямала и шельфа Карского моря на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Дело в том, что на запад газ с того же Ямала везти легче – помогают остатки Гольфстрима, который нагревает Баренцево море. Но вот на восток – к Таймыру и дальше – течение двигаться отказывается и разворачивается обратно, превращаясь в холодное Лабрадорское течение. Соответственно, таймырские и чукотские севера зимою проходить затруднительно. Вот ледоколы типа новой «Арктики» и призваны будут решить это затруднение.

Арктика наносит ответный удар

В России вообще делается много, чтобы уменьшить негативное влияние Севера, морозов и льдов на хозяйственную и вообще на человеческую деятельность в Арктике.

f_Yy5yYWRpa2FsLnJ1L2MyOC8xODEwLzE3LzkzMWUxZDNjNzc4ZC5qcGc_X19pZD0xMTM0NTA=

Огромные усилия были, например, потрачены на то, чтобы сделать здешние аэродромы всесезонными, чтобы они были в состоянии принимать самолёты всех типов. И это удалось: фантастика, но даже на самом северном аэродроме России могут теперь приземляться громадные ракетоносцы.

И вот тут Арктика заготовила сюрприз. Как оказалось по итогам 2018 года, температура в её российском секторе превысила норму на 2,48 градуса! И вообще метеорологи отметили, что рост среднегодовой температуры здесь в четыре раза превышает мировые темпы глобального потепления.

А это означает сразу несколько важных вещей.

Первая – что границы сплошных многолетних льдов уходят дальше на север. Как бы не получилось, что и «Арктику» строят зря, да ещё с такими усилиями! А переломить северный климат в инфраструктуре аэродромов чего стоило!

Но на самом деле это, разумеется, не беда и даже не полбеды. На век «Арктики», «Сибири» и «Урала» льдов ещё хватит. Ледовитость вообще очень инерционная система. Хуже то, что именно на севере глобальное потепление проявляется наиболее сильно. Как это ни парадоксально.

Основная проблема в том, что в северных регионах в последние годы отклонения от средних годовых значений стали составлять по 5–6 градусов. А это, в свою очередь, способно завести процесс уже неукротимого потепления, потепления как процесса с положительной обратной связью. Размораживаются болота, выделяя в воздух дотоле связанный в них метан. А метан – чистый парниковый газ, который будет всё больше блокировать нормальный теплообмен в атмосфере. Тут же пойдёт размораживание зоны вечной мерзлоты. А это опять поступление новых порций парниковых газов.

К тому же на вечной мерзлоте пролегают дороги и трубопроводы, стоят посёлки и целые города. По интернету периодически начинают гулять кадры с якутской дороги, где в грязи тонут целые самосвалы и трактора. Так это не дорожники виноваты – это так называемый зимник под воздействием тепла расплывается. И представить только, что такое – по всей Сибири и всегда!

То есть потепление в Арктической зоне ещё долго не сделает Чукотку конкурентом Крыма. И виноград под Уэлленом не скоро вырастет. А вот количество аномальных проявлений погоды будет расти быстро и качественно. А это – потенциальный источник многих бед и чрезвычайных ситуаций. И как-то помогать разрешать их сможет только ещё более глубокое и мощное освоение Арктики. Обустройство её в новых климатических и природных условиях.

А поскольку, как уже сказано, тропиков здесь всё равно не получится, освоение это немыслимо без широкого и мощного участия техники. И прежде всего – вместительных и уверенных в себе ледоколов.