Авиация России: итоги 2016, планы на 2017
Краткие итоги 2016 года
Предприятия российского
оборонно-промышленного комплекса произвели 30 гражданских и 109 военных
самолётов, а также 22 гражданских и 186 военных вертолётов.
8 июня
в Иркутске состоялась презентация (выкатка) нового российского
среднемагистрального самолёта МС-21-300. Это знаковое событие, т.к.
лайнер воплотил в себе все самые современные технологии самолётостроения
- его композитные крылья, изготовлены по технологии, которая пока нигде
в мировом авиастроении не применялась, а уровень комфорта для
пассажиров сравним с комфортом широкофюзеляжных самолётов - диаметр его
фюзеляжа больше, чем у прямых конкурентов - А320-321 и В737.
* * *
Суперджет
расширяет географию своего присутствия - в конце весны - начале лета
2016 года первый европейский эксплуатант - ирландская CityJet начала
коммерческую эксплуатацию Суперджетов, на конец года в парке компании
было три самолёта.
Во второй половине года два самолёта
были переданы Королевским ВВС Таиланда и по одному в Пограничную службу
Казахстана и в компанию Comlux, все четыре лайнера выполнены в
VIP-конфигурации салона. Всего в 2016 году в Комсомольске-на-Амуре было
выпущено 18 самолётов Sukhoi Superjet 100. В 2017 году ОАК планирует
увеличить производство SSJ-100 до 40 машин.
"Гражданские
самолёты Сухого" завершили разработку эскизного проекта (Gate 3)
удлинённой версии Суперджета - SSJ 100SV, рассчитанного на 120
пассажиров. В 2017 году на авиасалоне в Ле Бурже и на МАКС-2017 компания
будет готова представить самолёт потенциальным покупателям.
* * *
В
2016 году было принято решение о финансировании работ по возобновлению
производства турбовинтового самолёта местных воздушных линий Ил-114-300 и
широкофюзеляжного дальнемагистрального Ил-96-400М.
* * *
Продолжаются
работы по проекту широкофюзеляжного среднемагистрального самолёта
«Фрегат Экоджет». КБ завершило этап концептуального проектирования, уже
полностью разработан цифровой макет самолёта. При широком участии
международной кооперации проведены аэродинамические и прочностные
расчёты и эксперименты. Начинается разработка основных самолётных
систем, бортового радиоэлектронного оборудования, силовой установки.
2016 год был событийным для транспортной авиации России.
В
конце года пресс-служба АК им. С.В. Ильюшина сообщила о завершении
заводских лётных испытаний первого опытного модернизированного тяжёлого
военнно-транспортного самолёта Ил-76МД-М. По программе предварительных
(заводских) испытаний на самолёте было выполнено 17 полётов с общим
налётом более 110 часов. В 2017 году самолёт планируется предъявить на
государственные совместные испытания.
14 декабря в Ульяновске
начался второй этап заводских испытаний первого опытного образца
тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А (зав. №0102). На
самолёте был модернизирован пилотажно-навигационный комплекс,
установлены бортовой комплекс обороны и бортовой комплекс связи нового
поколения.
В ноябре в рамках испытательной программы начались
полёты Ил-76ТД-90ВД в Антарктиду по маршруту
Кейптаун-Новолазаревская-Кейптаун.
В Воронеже на заводе ВАСО шла
интенсивная работа по сборке первого лётного прототипа лёгкого
военно-транспортного самолёта Ил-112В. В в начале года ожидается его
выкатка, а до 1 июля - первый полёт.
Военная авиация и вертолёты в 2016 году.
2016
год стал первым полноценным годом функционирования нового вида
вооружённых сил России - Воздушно-космических сил (ВКС). За этот год в
ВКС было проведено долее 50 военных тренировок, а военнослужащие ВКС
провели порядка 30 тысяч бомбометаний и пусков ракет.
Также в
течение года продолжалась работа по перевооружению соединений и частей
ВКС на современные образцы военной техники. За год было поставлено более
350 единиц вооружения, военной и специальной техники. В их числе —
самолёты Су-35С, Су-30СМ, Су-34, вертолёты Ка-52, Ми-28Н, Ми-26Т,
Ми-35М, Ми-8АМТШ, зенитные ракетные комплексы С-400, зенитные
ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С", различные радиолокационные
станции радиотехнических войск. В соединения дальней авиации поступили
два модернизированных ракетоносца Ту-160 и 2 ракетоносца Ту-95МС.
Всего, по известным данным, в 2016 году Вооруженные Силы России получили 69 боевых самолётов нового производства.
Это
несколько меньше, чем в пиковые 2014 и 2015 годы, что связано в первую
очередь с некоторым сокращением поставок самолётов Су-30СМ и Як-130 с
Иркутского авиационного завода, отчасти ввиду выполнения предприятием
экспортных программ.
Стратегическая авиация
Ту-95МСМ - ракетоносец стратегических крылатых ракет большой дальности Х-101 / 9 мая 2016 г.
Читайте также: Ту-95МСМ - ракетоносец стратегических крылатых ракет большой дальности Х-101 / 9 мая 2016 г.
Развёрнуты
работы по возобновлению производства стратегического бомбардировщика
Ту-160 в версии Ту-160М2. К проектным работам привлечены все ведущие КБ
страны - Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна. В 2016 году была
продемонстрирована "стеклянная кабина" обновляемой машины. На авиазаводе
в Казани, где будет производиться самолёт, началась модернизация
производственных линий, параллельно запущено производство отдельных
узлов и компонентов бомбардировщика, на ПАО "Кузнецов" началась серийная
сборка двигателей НК-32-02. Первый полёт опытного модернизированного
Ту-160М2 запланирован на конец 2018 года.
Турбовинтовой Ту-95МС
проходит модернизацию до версии Ту-95МСМ. После модернизации машины
способны нести новейшие стратегические крылатые ракеты большой дальности
Х-101. Самолёты были продемонстрированы во время воздушного парада над
Красной площадью 9 мая 2016 года. В 2017 году в Жуковском на
лётно-испытательной и доводочной базе (филиал ОАО «Туполев») работы по
модернизации очередных машин будут продолжены.
В России
параллельно ведётся разработка Ту-160М2 и перспективного авиационного
комплекса дальней авиации - ПАК ДА. Модернизационные возможности
самолёта Ту-160 оказались значительно выше, чем закладывались изначально
при проектировании. По своим лётно-техническим характеристикам это до
сих пор непревзойденный в мире бомбардировщик дальней авиации. Он имеет
лучшие лётно-технические характеристики, хотя и не выпускался почти 30
лет.
Ту-160М2 будет совершенно другим самолётом. Сохранится только
прежний фюзеляж, внешний облик. Мощность двигателя НК-32-02 на 10%
юлдбше, чем у своего предшественника НК-32. Система управления,
навигация, система управления оружием, авиационные средства поражения
будут совершенно нового поколения. Таким образом, боевые возможности
самолёта Ту-160 выпуска середины 1980-х годов и самолёт Ту-160М2 - это
разные машины. Серийное производство Ту-160М2 начнётся после завершения
всех испытаний - с 2021 года.
Что касается, ПАК ДА, то характер
боевых действий начинает меняться, на смену обычным авиационным
средствам поражения приходят гиперзвуковые авиационные средства
поражения с большей дальностью и с большей точностью. И перспективному
самолёту-носителю на рубеже 2025–2030 годов необязательно иметь такие
характеристики, как сверхзвуковая скорость. Нужно максимально долго и
незаметно находиться на боевом дежурстве в воздухе, для того чтобы, не
входя в зону поражения, выпустить свои средства поражения по намеченным
целям.
Минобороны координирует с промышленностью организацию всех
работ, таким образом, чтобы подготовка производства Ту-160М2 и ПАК ДА
проводилась одновременно. Максимальное количество технологических
операций будет одно и то же, производственное оборудование будет
использоваться одно и то же - и для Ту-160, и для ПАК ДА, т.е., на
подготовку производства деньги будут потрачены один раз. Вместе с тем,
учитывая секретность программы ПАК ДА в 2017 году большого потока
новостей по перспективному самолёту не ожидается.
Что будет в 2017 году.
Военные самолёты
В
2017 году будут завершены испытания перспективного авиационного
комплекса фронтовой авиации - ПАК ФА (Т-50). В армейскую авиацию ВКС
поступит первая установочная партия из пяти серийных самолётов. В IV
квартале 2017 года планируется начать испытания двигателя второго этапа
"изделие 30", сейчас самолёт летает с двигателями первого этапа АЛ-41Ф1
(изделие 117). На одном из лётных экземпляров Т-50 вместо штатного
двигателя будет установлен опытный образец, сам самолёт будет
использоваться в качестве летающей лаборатории.
* * *
В
начале года должны начаться лётные испытания нового лёгкого
многоцелевого истребителя МиГ-35. Первый полёт самолёт совершил 17
ноября 2016 г.
* * *
До конца года должны завершиться работы
по подключению истребителей Су-35С и Су-27СМ3 к автоматизированной
системе управления «Постскриптум», с помощью которой машины смогут
«видеть» крылатые ракеты, беспилотники и вражеские самолёты на удалении в
несколько сот километров. При необходимости СУ «Постскриптум» сможет
управлять самолётом с земли без участия пилота. Стоимость работ - 35 млн
рублей.
* * *
В 2017 году совершит первый полёт самолёт
дальнего радиолокационного обнаружения А-100. Самолёт-лаборатория
А-100ЛЛ уже технически полностью готов к проведению лётных
экспериментов.
* * *
На Казанском вертолётном заводе в 2016
году была разработана технология одношагового формования композитных
лопастей вертолётов. Перо серийной лопасти несущего винта вертолёта
"Ансат" состоит из двух составных частей – лонжерона и хвостовой секции.
Они изготавливаются по отдельности, после чего производится их сборка.
Новая разработка выполнена с применением технологии безлонжеронной
компоновки, которая предполагает изготовление пера лопасти за один
переход в пресс-форме, там же происходит сборка заготовки пера лопасти.
На
период с июня по ноябрь 2017 года на заводе намечен первый этап
стендовых и лётных испытаний опытных образцов лопастей. До конца года
будут завершены лётные испытания для оценки технических характеристик
лопасти. Опытные работы планируется завершить и начать серийное
производство новой лопасти в течение 2017-18 годов.
Пассажирские самолёты
Главным
событием российской гражданской авиации в 2017 году будет первый полёт и
начало лётных испытаний среднемагистрального самолёта МС-21. Это
событие ожидается в самом конце зимы-начале весны. Дату объявят в
феврале, и она будет зависеть не только от технической готовности
лайнера, но и от состояния погоды в Иркутске.
До конца
зимы будут завершены лётные испытания двигателя ПД-14, которые проходят
на летающей лаборатории Ил-76. Затем пройдут наземные испытания
двигателя на испытательном стенде, который позволяет производить
измерения параметров двигателя и его отладку в процессе испытания. В
2017 году на «Пермских моторах» планируется собрать четыре новых
двигателя, два из которых предназначены для проведения лётных
сертификационных испытаний самолёта МС-21. Помимо сборок, в рамках
проведения сертификационных испытаний на заводе будет осуществлено более
10 переборок ПД-14. Таким образом, АО «ОДК-Пермские моторы» готово
выйти на серийные объёмы производства ПД-14 ближе к концу года,
производственные мощности на заводе уже подготовлены.
* * *
До
конца 2017 года региональный самолёт Sukhoi Superjet 100 получит
сертификат Европейского агентства по безопасности полётов (EASA) для
посадки по крутой глиссаде. Сертификационные испытания пройдут по заявке
европейского эксплуатанта - ирландской авиакомпании CityJet для
возможности совершения рейсов в аэропорт Лондон-Сити, который находится в
плотной городской застройке столицы Великобритании и посадка в нём
осуществляется под углом 5,5 градусов, что почти вдвое больше
стандартного угла глиссады в 3 градуса.
Опубликовано с существенными сокращениями.
Полностью статья на сайте Авиация России. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|