Президенты России, Азербайджана и Ирана подтвердили готовность
довести до конца объединение железнодорожных сетей трёх государств — и
реализовать таким образом проект транспортного коридора «Север — Юг».
Этот проект для евразийского материка не менее важен, чем, допустим, «Новый шелковый путь» (оба, кстати, увеличивают геополитическую и «логистическую» роль
Российской Федерации). Проект, должный соединить разрозненные участки
железнодорожных магистралей в единый транспортный коридор с севера
Евразии на юг, Россия, Иран и Азербайджан обсуждают почти десять лет — с
2008 года.
В чем смысл происходящего. Если проект будет реализован (а он
находится в настоящее время в активной фазе реализации), то транспортный
коридор «Север-Юг» соединит недавно отстроенную портовую инфраструктуру
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с индийским Мумбаи.
По большинству показателей с точки зрения себестоимости перевозок и
транспортной логистики этот «мультимодальный» (то есть использующий
железнодорожный, автомобильный и морской транспорт) коридор может
оказаться и удобнее, и выгоднее, чем традиционный маршрут через Суэцкий канал.
Что же касается конкретики, то в настоящее время для выхода на
первоначальную проектную мощность в десять миллионов тонн перевалки в
год нужно достроить участок из иранского Решта до азербайджанской
Астары.
Эта часть транспортного пути является недостающим элементом для
организации прямого железнодорожного сообщения Персидского залива с
Европой. Причём нельзя сказать, что грузы не идут по этому «коридору»
уже сейчас: только за 2015 год объем перевозок превысил семь миллионов
тонн. Но этого пока что не просто недостаточно — это крайне мало по
сравнению с имеющимся потенциалом.
По завершении участка Решт-Астара можно уже довольно уверенно
говорить о выходе «коридора» на первоначальную проектную мощность,
которая будет только увеличиваться. Весь коридор «Север-Юг» по
завершению стыковки пока разрозненных частей будет иметь протяженность
свыше семи тысяч двухсот километров удобного и надежного маршрута через
относительно стабильные территории.
А «стыковка» через новую российскую портовую инфраструктуру на
Балтике с «транс-европейскими северными морскими маршрутами» может
сделать данный «коридор» с точки зрения логистики необычайно
привлекательным. По сути, речь идёт о принципиально новой схеме
организации евразийских транспортных потоков. И как следствие — о
принципиально ином уровне сотрудничества нескольких континентальных
игроков. Достаточно взглянуть на упрощённую схему данного маршрута,
чтобы понять, кто из традиционных «повелителей евразийского транзита»
оказывается в проигрыше (условном, поскольку «суэцкий маршрут» ещё долго
будет основным).
Фактически речь идёт о тех странах, которые в течение столетий
привыкли полностью контролировать традиционный морской путь из Северной
Европы в Индию — вокруг европейского субконтинента, через Гибралтар,
Средиземноморье, Суэцкий канал, Красное море и Баб-эль-Мандебский
пролив.
Кстати, среди этих потенциальных проигравших отсутствует Китайская
Народная республика, реализующая «Новый шёлковый путь» совместно с
Казахстаном и Россией:
Коридор «Север — Юг» не является альтернативой «Новому шёлковому
пути», а всего лишь дополняет его. Что ещё интересно — данный путь на
всём своём протяжении проходит вне контроля блока НАТО — который, как
легко убедиться из сверхновой истории, является по сути военным
инструментом ряда экономических глобальных игроков.
Более того: данный коридор не проходит по территории ни одного
государства, являющегося вассалом США (как легко заметить, в таких
государствах разного рода майданы и гражданские войны наблюдаются куда
чаще и вспыхивают проще). То есть заблокировать «Север — Юг» как
внезапной «революцией», так и Шестым флотом напрямую — не представляется
возможным.
Источник: На Линии Источник: stockinfocus.ru.
Рейтинг публикации:
|