В острой борьбе за мировое лидерство интересы ведущих экономик мира,
прежде всего США и ЕС, начинают испытывать жесткую конкуренцию со
стороны динамично развивающихся государств – Китая, Индии, Бразилии и
др. Совокупный ВВП семерки развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия,
Россия, Мексика, Индонезия и Турция) на несколько триллионов превышает
этот показатель представителей западного сообщества. Среди стран
незападной цивилизации активно протекают интеграционные процессы,
которые уже привели к появлению АСЕАН (1967 год), МЕРКОСУР (1985 год),
ШОС (2001 год), БРИКС (2009 год), ЕАЭС (2015 год).
В начале XXI века процесс вступления человечества в эру нового
технологического уклада заметно ускорился. Активное внедрение в жизнь
технологий шестого поколения NBIC (био-, инфо-, когно-, нано- и др.) на
глазах меняет привычную картину мира. Речь идет о преодолении нынешнего
глобального кризиса индустриального общества расширенного
воспроизводства, которое сегодня фактически «уперлось» в пределы роста
по ресурсам, экологии и долгам.
В настоящее время на первые роли претендуют БРИКС и ШОС, включившиеся в
открытую конкуренцию с ведущими западными странами. Более тесное
сотрудничество было вызвано нарастанием кризисных явлений в глобальных
финансах и экономике, а также обострением международной обстановки в
мире, и прежде всего в Евразии. По оценкам председателя национальной
части Делового совета БРИКС и председателя правления Делового совета ШОС
Сергея Катырина, кризис в экономике подстегнул взаимодействие по линии этих объединений.
Китайские ученые сделали прогноз, в соответствии с которым к 2030 году
уже страны БРИКС будут создавать более половины МВП, в то время как
доля стран G-7 опять уменьшится до четверти. В мировом экспорте доля
стран Запада составляет менее трети, а в глобальном импорте – примерно
две трети. У стран незападных цивилизаций все ровно наоборот. Этот
дисбаланс покрывается главным образом бумажными «фантиками» (долларами),
которые печатает ФРС. Такое положение дел свидетельствует о
неэквивалентности обмена между странами «золотого миллиарда» и
развивающимися государствами, благодаря чему обеспечивается высокий
уровень жизни населения ведущих стран Запада.
В ведущих международных объединениях, какими являются БРИКС и ШОС,
заглавную роль играет Китай. Несмотря на то, что на Пекин оказывается
жесткое давление и сдерживание извне, предпринимаются попытки втянуть
его в «двухконтуровую» модель мироустройства, где США доминируют в
атлантическом сообществе, а КНР – в тихоокеанском, он продолжает
укреплять курс на суверенное развитие. Недавнее заявление премьера
Госсовета КНР о запуске новой международной системы платежей CIPS,
независимой от западной SWIFT, свидетельствует о том, что Пекин намерен
превратиться в альтернативный глобальный центр силы.
Наряду с КНР в последние годы в международных делах начинает активно
утверждаться Российская Федерация, которая также стремится высвободиться
из-под сильной внешней зависимости, сложившейся еще со времен распада
СССР. В настоящее время эти две страны начинают выступать своеобразными
локомотивами объединения в рамках БРИКС и ШОС. Китай по объему
международной торговли вышел на первое место в мире, по ВВП сравнялся с
США, по размерам НИОКР обошел Евросоюз. К общим интересам Пекина и
Москвы можно отнести стремление к многополярному миру и сохранению
нынешней системы международной безопасности, неприятие универсальных
ценностей тотального потребления и получения наслаждений. Позиции России
и Китая близки или совпадают по региональным конфликтам, в том числе
вокруг Сирии, Украины и др. Пекин и Москва заинтересованы в
реформировании международной финансовой системы, сокращении доли
«нефтедолларовой экономики». Страны необходимы друг другу как
стратегические торгово-экономические партнеры. Россия является одним из
основных поставщиков энергоресурсов и оборонительных вооружений в Китай.
Приграничное российско-китайское сотрудничество играет немалую роль в
развитии российских регионов Сибири и Дальнего Востока и
Северо-Восточного Китая.
Россия и Китай активно сотрудничают в рамках Шанхайской организации
сотрудничества. В отличие от БРИКС, который выступает как союз
цивилизаций, ШОС – это объединение конкретных государств, расположенных в
Евразии. В 2015 году на уфимском саммите состав стран – участниц ШОС
увеличился до восьми за счет принятия Индии и Пакистана. В состав
наблюдателей вошли Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия, подали заявку
на участие в ШОС в качестве государств-наблюдателей Бангладеш, Египет и
Сирия. Партнерами по диалогу стали Азербайджан, Армения, Камбоджа,
Непал, Турция и Шри-Ланка. В настоящее время в работе ШОС в той или иной
форме принимает участие 21 государство Евразийского континента,
население которого составляет половину населения нашей планеты, а
территория охватывает примерно треть земной суши. В странах ШОС
создается более трети МВП.
Параллельно развитию ШОС реализуется китайская трансконтинентальная
инициатива «один путь, один пояс» – «Экономический союз Шелкового пути» и
«Морской шелковый путь». Формула Экономического пояса, озвученная Си Цзиньпином в
2013 году, включала пять основных направлений продвижения Китая в
регионе: во-первых, усиление координации государств региона в
политической области; во-вторых, интенсификация строительства единой
дорожной сети; в-третьих, развитие торговли путем ликвидации торговых
барьеров, снижения издержек торговли и инвестиций, повышения скорости и
качества экономических операций в регионе; в-четвертых, увеличение
валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах, то
есть расширение применения юаня; в-пятых, усиление роли народной
дипломатии, расширение прямых связей между народами стран региона, то
есть активное применение мягкой силы. Таким образом, новый Шелковый путь
через Евразию преследует цели продвижения Китая в роли сопоставимого с
США фактора мировой политики за счет создания пояса лояльных государств
через сотрудничество в сфере логистики, энергетики, строительства и
культуры.
Несмотря на то, что китайская инициатива нацелена на усиление торговой
привлекательности Китая и роста его влияния далеко за пределами Азии,
китайские партийные СМИ заявляют, что «без участия России Шелковому пути
не бывать». По мнению экспертов ТПП РФ, в частности Георгия Петрова,
Россия обладает значительным транзитным потенциалом. В настоящее время
используется не более 1% транзитных возможностей страны. Транспортный
путь из Европы в Западный Китай – это мегапроект, мощный стимул развития
МСП, это занятость населения, развитие регионов, внутренний туризм и
т. д.
В рамках прошедшего в сентябре 2015 года в КНР Пекинского
международного экономического форума Beijing International Economic
Forum был подписан Меморандум о создании российско-китайского альянса
«Шелковый путь» . По оценкам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева,
высказанным на форуме Россия – Казахстан в Сочи в сентябре 2015 года,
трансконтинентальный проект будет служить интересам России и Казахстана.
Его осуществление приведет к формированию современных транспортных
коммуникаций, повышению инвестиционной привлекательности и темпов
развития регионов, увеличению размеров и глубины рынка труда, занятости
населения и росту производительности.
Осуществление инициативы «один путь, один пояс» состоит в развитии
глобальной инфраструктуры на пространствах Евразии, финансовые
инвестиции в которую быстро окупятся и будут приносить постоянные
прибыли. Уже сформирован фонд Шелкового пути с капиталом в 40 млрд
долларов. Строительство сверхскоростных железных дорог и автобанов
позволит не только объединить в рамках единого экономического
пространства азиатские территории, но и соединить их с европейскими
центрами. Это приведет к значительному снижению транспортных расходов.
Коммуникации пройдут через густонаселенные просторы Центральной Азии и
Ближнего Востока.
Как известно, одна из самых протяженных частей международного
транспортного маршрута, в частности Европа – Западный Китай (проект
строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань –
Екатеринбург), пройдет по территории России. Общий экономический эффект
от строительства российской части маршрута Европа – Западный Китай до
2045 года составит 922 млрд рублей, что даст 1,3% прироста в ВВП. В
результате РФ может стать одним из главных финансово-экономических
бенефициаров от реализации китайской инициативы. Создание энергетических
сетей позволило бы загрузить огромные мощности как России, так и других
стран ШОС заказами на изготовление труб, газо- и нефтеперекачивающего
оборудования, атомных станций и др. Важным направлением сотрудничества
азиатских государств, и в первую очередь России, Китая и Индии, могло бы
стать продвижение инновационных проектов шестого технологического
уклада. В частности, могла бы быть разрушена монополия США в
производстве микропроцессорной техники и IT-технологиях.
В ходе саммитов БРИКС и ШОС, которые прошли в 2015 году в Уфе
(Россия), были заложены основы долгосрочного сотрудничества БРИКС и ШОС.
Уфимская декларация, план действий и стратегия экономического
партнерства, в частности, предусматривают комплексные меры по углублению
внешнеполитической координации, расширению торговли и инвестиций,
технологических обменов. Положено начало практической работе финансовых
институтов БРИКС – Нового банка развития и Пула условных валютных
резервов с совокупным капиталом в 200 млрд долларов. При участии стран
БРИКС и ШОС формируется Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с
капиталом в 100 млрд долларов, призванный придать новый импульс развитию
мировой экономики.
Для БРИКС и ШОС очень важно перехватить инициативу в сфере торговли
энергоресурсами: нефтью, газом и т. д., в которых господствует
американский спекулятивный капитал. Как известно, президент России Владимир Путин даже предложил учредить Энергетическую ассоциацию БРИКС, деятельность
которой будет направлена на обеспечение энергобезопасности стран
объединения, на проведение комплексных исследований и анализ мировых
рынков углеводородов. В составе ассоциации предлагается создать
резервный банк топлива и институт энергетической политики БРИКС.
В рамках БРИКС могут быть реализованы планы развития коммуникаций. В
частности, Бразилия предлагает строительство межокеанского
железнодорожного коридора, соединяющего бразильский порт Паранагуа с
чилийским тихоокеанским портом Антофагаста. Индия продвигает проект
строительства железной дороги Мисоре – Бангалор – Ченнай, а также
шестиполосной автомагистрали и моста в штате Бихар. ЮАР предлагает
строительство высокоскоростной железной дороги Дурбан – Йоханнесбург.
Для наращивания обменов в области образования и науки на базе лучших
вузов стран БРИКС планируется создать сетевой университет БРИКС. Как
известно, с 2008 года существует сетевой Университет ШОС. В его состав
входят 82 университета Китая, Казахстана, Киргизии, России и
Таджикистана. Существуют и другие перспективы взаимодействия и
сотрудничества в гуманитарной сфере.
Ускоренное развитие в рамках БРИКС и ШОС отдельных территорий Азии,
Африки и Латинской Америки ведет к переходу от «нефтедолларовой
экономики» к «азиатскому» циклу накопления капитала. Кардинальные
изменения в глобальной экономике неизбежно приведут к трансформации
мироустройства. По мнению советника президента РФ, появляется
возможность формирования крупнейшего в мире экономического объединения
стран ЕАЭС, ШОС, МЕРКОСУР, к которому вполне вероятно присоединение
АСЕАН. Такая перспектива не устраивает прежде всего США. При таком
развитии событий их доминирование в мире и вмешательство в дела Евразии
окажется существенно ограниченным. Не случайно сегодня Вашингтон и их
ближайшие союзники развернули гибридную войну, основывающуюся на главных
поражающих факторах современности – когнитивном, валютно-финансовом и
информационном оружии, против Китая, России, Ирана и других стран,
взявших курс суверенного независимого развития. Чтобы успешно
противостоять внешнему давлению, необходимо не только последовательно
отстаивать суверенитет, территориальную целостность и национальную
безопасность страны, но и крайне важно объединять свои усилия с другими
государствами и народами, выступающими за справедливое мироустройство и
стабильность.
Справочно
Страны БРИКС и G-7 (США, Великобритания, Германия, Англия,
Канада, Япония, Франция, Италия) создают почти по трети мирового
валового продукта (G-7 – 32,19%, БРИКС – 30,14%). Однако государства –
члены G-7 охватывают только 10,4 %, а БРИКС – 43% населения земного
шара.
Общая внешняя задолженность стран БРИКС составляет всего 2,5 трлн
долларов, или 3,75% от внешней задолженности всех стран мира, а внешняя
задолженность стран G-7 в 18 раз выше (45 трлн долларов) и составляет
63,9% от общей задолженности всех стран земного шара.
Сеть инфраструктурных проектов Шелкового пути может охватить около 65
стран с населением почти 4,5 млрд человек, появится крупнейший в мире
экономический пояс развития с объемом производства не менее 20 трлн
долларов.
Александр Новиков, Надежда Самохина Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|