ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Шелковый путь – дорога с множеством развилок

Шелковый путь – дорога с множеством развилок


7-07-2016, 08:06. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Шелковый путь – дорога с множеством развилок

В острой борьбе за мировое лидерство интересы ведущих экономик мира, прежде всего США и ЕС, начинают испытывать жесткую конкуренцию со стороны динамично развивающихся государств – Китая, Индии, Бразилии и др. Совокупный ВВП семерки развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика, Индонезия и Турция) на несколько триллионов превышает этот показатель представителей западного сообщества. Среди стран незападной цивилизации активно протекают интеграционные процессы, которые уже привели к появлению АСЕАН (1967 год), МЕРКОСУР (1985 год), ШОС (2001 год), БРИКС (2009 год), ЕАЭС (2015 год).

В начале XXI века процесс вступления человечества в эру нового технологического уклада заметно ускорился. Активное внедрение в жизнь технологий шестого поколения NBIC (био-, инфо-, когно-, нано- и др.) на глазах меняет привычную картину мира. Речь идет о преодолении нынешнего глобального кризиса индустриального общества расширенного воспроизводства, которое сегодня фактически «уперлось» в пределы роста по ресурсам, экологии и долгам.

В настоящее время на первые роли претендуют БРИКС и ШОС, включившиеся в открытую конкуренцию с ведущими западными странами. Более тесное сотрудничество было вызвано нарастанием кризисных явлений в глобальных финансах и экономике, а также обострением международной обстановки в мире, и прежде всего в Евразии. По оценкам председателя национальной части Делового совета БРИКС и председателя правления Делового совета ШОС Сергея Катырина, кризис в экономике подстегнул взаимодействие по линии этих объединений.

Китайские ученые сделали прогноз, в соответствии с которым к 2030 году уже страны БРИКС будут создавать более половины МВП, в то время как доля стран G-7 опять уменьшится до четверти. В мировом экспорте доля стран Запада составляет менее трети, а в глобальном импорте – примерно две трети. У стран незападных цивилизаций все ровно наоборот. Этот дисбаланс покрывается главным образом бумажными «фантиками» (долларами), которые печатает ФРС. Такое положение дел свидетельствует о неэквивалентности обмена между странами «золотого миллиарда» и развивающимися государствами, благодаря чему обеспечивается высокий уровень жизни населения ведущих стран Запада.

В ведущих международных объединениях, какими являются БРИКС и ШОС, заглавную роль играет Китай. Несмотря на то, что на Пекин оказывается жесткое давление и сдерживание извне, предпринимаются попытки втянуть его в «двухконтуровую» модель мироустройства, где США доминируют в атлантическом сообществе, а КНР – в тихоокеанском, он продолжает укреплять курс на суверенное развитие. Недавнее заявление премьера Госсовета КНР о запуске новой международной системы платежей CIPS, независимой от западной SWIFT, свидетельствует о том, что Пекин намерен превратиться в альтернативный глобальный центр силы.

Наряду с КНР в последние годы в международных делах начинает активно утверждаться Российская Федерация, которая также стремится высвободиться из-под сильной внешней зависимости, сложившейся еще со времен распада СССР. В настоящее время эти две страны начинают выступать своеобразными локомотивами объединения в рамках БРИКС и ШОС. Китай по объему международной торговли вышел на первое место в мире, по ВВП сравнялся с США, по размерам НИОКР обошел Евросоюз. К общим интересам Пекина и Москвы можно отнести стремление к многополярному миру и сохранению нынешней системы международной безопасности, неприятие универсальных ценностей тотального потребления и получения наслаждений. Позиции России и Китая близки или совпадают по региональным конфликтам, в том числе вокруг Сирии, Украины и др. Пекин и Москва заинтересованы в реформировании международной финансовой системы, сокращении доли «нефтедолларовой экономики». Страны необходимы друг другу как стратегические торгово-экономические партнеры. Россия является одним из основных поставщиков энергоресурсов и оборонительных вооружений в Китай. Приграничное российско-китайское сотрудничество играет немалую роль в развитии российских регионов Сибири и Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая.

Россия и Китай активно сотрудничают в рамках Шанхайской организации сотрудничества. В отличие от БРИКС, который выступает как союз цивилизаций, ШОС – это объединение конкретных государств, расположенных в Евразии. В 2015 году на уфимском саммите состав стран – участниц ШОС увеличился до восьми за счет принятия Индии и Пакистана. В состав наблюдателей вошли Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия, подали заявку на участие в ШОС в качестве государств-наблюдателей Бангладеш, Египет и Сирия. Партнерами по диалогу стали Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. В настоящее время в работе ШОС в той или иной форме принимает участие 21 государство Евразийского континента, население которого составляет половину населения нашей планеты, а территория охватывает примерно треть земной суши. В странах ШОС создается более трети МВП.

Параллельно развитию ШОС реализуется китайская трансконтинентальная инициатива «один путь, один пояс» – «Экономический союз Шелкового пути» и «Морской шелковый путь». Формула Экономического пояса, озвученная Си Цзиньпином в 2013 году, включала пять основных направлений продвижения Китая в регионе: во-первых, усиление координации государств региона в политической области; во-вторых, интенсификация строительства единой дорожной сети; в-третьих, развитие торговли путем ликвидации торговых барьеров, снижения издержек торговли и инвестиций, повышения скорости и качества экономических операций в регионе; в-четвертых, увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах, то есть расширение применения юаня; в-пятых, усиление роли народной дипломатии, расширение прямых связей между народами стран региона, то есть активное применение мягкой силы. Таким образом, новый Шелковый путь через Евразию преследует цели продвижения Китая в роли сопоставимого с США фактора мировой политики за счет создания пояса лояльных государств через сотрудничество в сфере логистики, энергетики, строительства и культуры.

Несмотря на то, что китайская инициатива нацелена на усиление торговой привлекательности Китая и роста его влияния далеко за пределами Азии, китайские партийные СМИ заявляют, что «без участия России Шелковому пути не бывать». По мнению экспертов ТПП РФ, в частности Георгия Петрова, Россия обладает значительным транзитным потенциалом. В настоящее время используется не более 1% транзитных возможностей страны. Транспортный путь из Европы в Западный Китай – это мегапроект, мощный стимул развития МСП, это занятость населения, развитие регионов, внутренний туризм и т. д.

В рамках прошедшего в сентябре 2015 года в КНР Пекинского международного экономического форума Beijing International Economic Forum был подписан Меморандум о создании российско-китайского альянса «Шелковый путь» . По оценкам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, высказанным на форуме Россия – Казахстан в Сочи в сентябре 2015 года, трансконтинентальный проект будет служить интересам России и Казахстана. Его осуществление приведет к формированию современных транспортных коммуникаций, повышению инвестиционной привлекательности и темпов развития регионов, увеличению размеров и глубины рынка труда, занятости населения и росту производительности.

Осуществление инициативы «один путь, один пояс» состоит в развитии глобальной инфраструктуры на пространствах Евразии, финансовые инвестиции в которую быстро окупятся и будут приносить постоянные прибыли. Уже сформирован фонд Шелкового пути с капиталом в 40 млрд долларов. Строительство сверхскоростных железных дорог и автобанов позволит не только объединить в рамках единого экономического пространства азиатские территории, но и соединить их с европейскими центрами. Это приведет к значительному снижению транспортных расходов. Коммуникации пройдут через густонаселенные просторы Центральной Азии и Ближнего Востока.

Как известно, одна из самых протяженных частей международного транспортного маршрута, в частности Европа – Западный Китай (проект строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург), пройдет по территории России. Общий экономический эффект от строительства российской части маршрута Европа – Западный Китай до 2045 года составит 922 млрд рублей, что даст 1,3% прироста в ВВП. В результате РФ может стать одним из главных финансово-экономических бенефициаров от реализации китайской инициативы. Создание энергетических сетей позволило бы загрузить огромные мощности как России, так и других стран ШОС заказами на изготовление труб, газо- и нефтеперекачивающего оборудования, атомных станций и др. Важным направлением сотрудничества азиатских государств, и в первую очередь России, Китая и Индии, могло бы стать продвижение инновационных проектов шестого технологического уклада. В частности, могла бы быть разрушена монополия США в производстве микропроцессорной техники и IT-технологиях.

В ходе саммитов БРИКС и ШОС, которые прошли в 2015 году в Уфе (Россия), были заложены основы долгосрочного сотрудничества БРИКС и ШОС. Уфимская декларация, план действий и стратегия экономического партнерства, в частности, предусматривают комплексные меры по углублению внешнеполитической координации, расширению торговли и инвестиций, технологических обменов. Положено начало практической работе финансовых институтов БРИКС – Нового банка развития и Пула условных валютных резервов с совокупным капиталом в 200 млрд долларов. При участии стран БРИКС и ШОС формируется Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом в 100 млрд долларов, призванный придать новый импульс развитию мировой экономики.

Для БРИКС и ШОС очень важно перехватить инициативу в сфере торговли энергоресурсами: нефтью, газом и т. д., в которых господствует американский спекулятивный капитал. Как известно, президент России Владимир Путин даже предложил учредить Энергетическую ассоциацию БРИКС, деятельность которой будет направлена на обеспечение энергобезопасности стран объединения, на проведение комплексных исследований и анализ мировых рынков углеводородов. В составе ассоциации предлагается создать резервный банк топлива и институт энергетической политики БРИКС.

В рамках БРИКС могут быть реализованы планы развития коммуникаций. В частности, Бразилия предлагает строительство межокеанского железнодорожного коридора, соединяющего бразильский порт Паранагуа с чилийским тихоокеанским портом Антофагаста. Индия продвигает проект строительства железной дороги Мисоре – Бангалор – Ченнай, а также шестиполосной автомагистрали и моста в штате Бихар. ЮАР предлагает строительство высокоскоростной железной дороги Дурбан – Йоханнесбург.

Для наращивания обменов в области образования и науки на базе лучших вузов стран БРИКС планируется создать сетевой университет БРИКС. Как известно, с 2008 года существует сетевой Университет ШОС. В его состав входят 82 университета Китая, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Существуют и другие перспективы взаимодействия и сотрудничества в гуманитарной сфере.

Ускоренное развитие в рамках БРИКС и ШОС отдельных территорий Азии, Африки и Латинской Америки ведет к переходу от «нефтедолларовой экономики» к «азиатскому» циклу накопления капитала. Кардинальные изменения в глобальной экономике неизбежно приведут к трансформации мироустройства. По мнению советника президента РФ, появляется возможность формирования крупнейшего в мире экономического объединения стран ЕАЭС, ШОС, МЕРКОСУР, к которому вполне вероятно присоединение АСЕАН. Такая перспектива не устраивает прежде всего США. При таком развитии событий их доминирование в мире и вмешательство в дела Евразии окажется существенно ограниченным. Не случайно сегодня Вашингтон и их ближайшие союзники развернули гибридную войну, основывающуюся на главных поражающих факторах современности – когнитивном, валютно-финансовом и информационном оружии, против Китая, России, Ирана и других стран, взявших курс суверенного независимого развития. Чтобы успешно противостоять внешнему давлению, необходимо не только последовательно отстаивать суверенитет, территориальную целостность и национальную безопасность страны, но и крайне важно объединять свои усилия с другими государствами и народами, выступающими за справедливое мироустройство и стабильность.

Справочно
Страны БРИКС и G-7 (США, Великобритания, Германия, Англия, Канада, Япония, Франция, Италия) создают почти по трети мирового валового продукта (G-7 – 32,19%, БРИКС – 30,14%). Однако государства – члены G-7 охватывают только 10,4 %, а БРИКС – 43% населения земного шара.

Общая внешняя задолженность стран БРИКС составляет всего 2,5 трлн долларов, или 3,75% от внешней задолженности всех стран мира, а внешняя задолженность стран G-7 в 18 раз выше (45 трлн долларов) и составляет 63,9% от общей задолженности всех стран земного шара.

Сеть инфраструктурных проектов Шелкового пути может охватить около 65 стран с населением почти 4,5 млрд человек, появится крупнейший в мире экономический пояс развития с объемом производства не менее 20 трлн долларов.

Александр Новиков, Надежда Самохина
Вернуться назад