Главным
экономическим партнером России остается Евросоюз, однако по приоритетам
на первое место выходят Китай и страны ШОС, с которыми РФ активно
налаживает торговые связи.
ТАШКЕНТ, 29 дек — Sputnik. Уходящий 2015 год вместил в себя необычайно
много событий для России, в том числе и неожиданных. На фоне
ухудшающейся макроэкономической ситуации, режима санкций со стороны
западных стран и ответного эмбарго Россия продолжила свой разворот на
Восток, начатый еще в 2014 году.
Несмотря на снижение показателей товарооборота практически со всеми
странами, РФ занялась активным налаживанием торговых связей с восточными
странами – с Китаем, Индией, Ираном, Египтом и многими другими. До
конца года в список таких стран входила и Турция, однако в ноябре
произошел переломный момент, после которого отношения с этой страной
кардинально изменились.
Хотя фактически главным экономическим партнером страны остается
Евросоюз, на первое место по приоритетам выходят Китай и страны ШОС. С
последними РФ приступила к разработке возможности организации зоны
свободной торговли, которая должна стать ответом другим
транснациональным партнерствам.
С Китаем же Россия начала практическую реализацию проекта Экономического
пояса Шелкового пути. Стоит заметить, что президент РФ Владимир Путин в
течение года неоднократно встречался с главой КНР Си Цзиньпином,
множество поездок в эту страны совершили члены российского
правительства.
Внешняя торговля в цифрах
Минэкомноразвития в своем прогнозе ожидает, что экспорт РФ в уходящем
году снизится на 31% и составит 343,4 миллиарда долларов, а импорт – на
36%, до 197,2 миллиарда. Итоговые данные, как отмечают в министерстве,
появятся в середине февраля. Судить же о том, насколько прогноз близок к
реальным цифрам, можно по статистике МЭР за 10 и 11 последних месяцев.
За январь-ноябрь экспорт товаров из РФ снизился на 32% по сравнению с
аналогичным показателем 2014 года и составил 312,5 миллиарда долларов,
импорт в РФ уменьшился на 37,4% – до 177,6 миллиарда долларов. При этом
экспорт товаров в страны дальнего зарубежья снизился на 32,2%, составив
268,6 миллиарда долларов, импорт – на 37,4% – до 156,2 миллиарда.
В географической структуре внешней торговли России особое место,
несмотря на взаимные запреты, продолжает занимать Европейский союз (ЕС),
доля которого в товарообороте составляла в январе-октябре чуть более
45% против примерно 49% годом ранее. Товарооборот в январе-октябре
уменьшился на 38,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, при
этом экспорт снизился на 36,9%, импорт – на 42,7%.
Вторым по объему внешнеторгового оборота партнером РФ являются страны
Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), удельный
вес которых за прошедший период вырос до 27,9% с 26,6%. При этом в
стоимостном выражении торговый оборот со странами АТЭС снизился на
30,9%. Доля стран СНГ в товарообороте РФ за этот период не изменилась и
сохранилась на уровне 12,5%, снизившись в стоимостном выражении на
33,8%.
В 2014 году, отмечает Минэкономразвития, доля стран Азии (основные
партнеры – Китай, Япония, Корея, Турция и Индия) в российском
товарообороте составила 34,3%, страны же Латинской Америки остаются
перспективными для российского несырьевого экспорта, доля которого в
поставках в данный регион составила около 94%. В долгосрочной
перспективе МЭР ожидает, что доля стран АТР (включая Индию) во
внешнеторговом обороте РФ превысит 40%.
Основной причиной снижения товарооборота РФ со странами дальнего
зарубежья и СНГ в министерстве называют снижение цен на основные
товарные позиции российского экспорта (прежде всего нефть), удорожание
импорта и падение спроса в связи со снижением курса рубля к основным
валютам, замедление экономического роста России, политика
импортозамещения, а также санкции западных стран. В будущем году на
торговлю России небольшое влияние окажут спецмеры в отношении Турции, а
также торговые нововведения с Украиной.
Таким образом, учитывая последние тенденции, в будущем году можно
ожидать роста торговли со странами Азии и дальнейшего снижения с
государствами СНГ.
Эмбарго для Украины
В текущем году страны Запада продлили на год санкции в отношении России,
на что получили аналогичный ответ в виде продления продовольственного
эмбарго. Кроме того, к санкционному режиму против РФ подключились в
августе Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн, Украина, Норвегия и
Грузия. В ответ Россия приняла решение о расширении своих ответных мер
на эти государства, кроме Грузии, учтя при этом степень их вовлеченности
в санкционный режим против РФ.
При этом против Украины режим продэмбарго был введен с отсрочкой с 1
января 2016 года, и предполагалось, что начнет действовать лишь в случае
имплементации экономической части соглашения о создании ЗСТ между
Киевом и Брюсселем, которое было подписано в июне 2014 года.
Минэкономразвития тогда отмечало, что доля поставок шести упомянутых
стран, исключая Грузию, составляет около 1,6% от общего объема ввезенной
в РФ продукции АПК. Ритейлеры также заявляли, что продэмбарго не
скажется на полках магазинов. В свою очередь Грузию эмбарго не задело
потому, что у РФ с этой страной нет активных отношений и высокого
товарооборота, а меры, принятые руководством этой страны, являются
незначительными, отмечали в правительстве РФ.
Между тем, 21 декабря стало известно, что России, Украине и Евросоюзу на
трехсторонних переговорах не удалось договориться об имплементации
экономической части соглашения о зоне свободной торговле (ЗСТ), таким
образом, с 1 января в отношении этой страны также заработает режим
продэмбарго, а также режим таможенных пошлин на все остальные товары.
Украина некогда была одним из крупнейших торговых партнеров России –
товарооборот двух стран в 2011 году составлял более 50 миллиардов
долларов, однако затем начал последовательно снижаться. Уже по итогам
2015 года он опустится до 12 миллиардов долларов, по итогам 2016 года –
до 10 миллиардов, считают в МЭР.
Однако режим пошлин, который Россия вводит с 1 января, и
продовольственное эмбарго не отразятся на российской экономике, считают в
МЭР. Как и не отразится на торговом балансе и возможный зеркальный
ответ Украины в отношении России – все можно будет компенсировать за
счет импортозамещения.
Кризис турецких отношений
Отношения России и Турции до конца ноября развивались в продуктивном
ключе. Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
неоднократно встречались в течение года и выражали намерение в будущем
довести товарооборот между странами до 100 миллиардов долларов с
примерно 30 миллиардов в 2014 году.
Но 24 ноября на территории Сирии турецкий истребитель F-16 сбил в Сирии
российский бомбардировщик Су-24. Путин назвал это "ударом в спину со
стороны пособников террористов". Анкара утверждает, что Су-24 вошел в ее
воздушное пространство. Генштаб РФ заявил, что самолет границу не
пересекал, это подтверждают данные сирийской
ПВО.
После инцидента президент РФ подписал указ о мерах по обеспечению
нацбезопасности и специальных экономических мерах в отношении Турции.
В соответствии с указом, вводится запрет на ввоз в РФ отдельных видов
турецких товаров с 2016 года. Под запрет попали овощи и фрукты,
составляющие основу турецкого экспорта. Было приостановлено действие
безвизового режима с Турцией, отменены чартерные рейсы, запрещены новые
строительные проекты и некоторые другие меры.
Согласно опросу "Левада-Центра", около 81% россиян считает ответные меры
России в отношении Турции адекватными, при этом лишь 9% придерживаются
обратной точки зрения. По их мнению, эти меры негативно скажутся на
экономическом положении России и ее граждан, углубят экономический
кризис в стране.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев отмечал, что для отдельных
секторов экономики (туротрасль, авиаперевозчики, аэропортовые хозяйства)
России эти меры чувствительны, однако что касается поставок
продовольствия – РФ сможет сбалансировать ситуацию за счет
диверсификации импорта. Как отмечали в ЦБ, по отдельным товарным
позициям зависимость у России от поставок Турции существенная: 67%
физического объема импорта абрикосов, 55% помидоров, 45% винограда.
ЗСТ к юго-востоку от Москвы
В условиях волатильности на мировых рынках и геополитических проблем
Россия в текущем году продолжила более активно, чем раньше, работать над
созданием зон свободной торговли в формате Евразийского экономического
союза (ЕАЭС). Сам ЕАЭС начал функционировать с 1 января 2015 года, что
фактически завершило формирование крупнейшего общего рынка на
пространстве СНГ в 170 миллионов человек между Россией, Белоруссией и
Казахстаном. В течение года к союзу присоединились Армения и Кыргызстан.
Объединение предполагает свободное перемещение между странами ЕАЭС
товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов.
Знаковым событием для нового торгового объединения, а также России,
явилось подписание соглашения о создании ЗСТ с Вьетнамом – первого для
союза в своем роде. Эту страну власти РФ считают ключевым партнером в
Юго-Восточной Азии. Соглашением, помимо условий либерализации взаимной
торговли товарами, предусмотрены дополнительные обязательства, принятые
российской и вьетнамской сторонами в отношении торговли услугами и
учреждения совместных компаний.
В Минэкономразвития считают, что в связи с подписание соглашения в
ближайшие годы можно ожидать кратного повышения товарооборота между
двумя странами, который в 2014 году достиг 3,7 миллиарда долларов.
Взаимная цель, к которой будут последовательно двигаться – 10 миллиардов
долларов к 2020 году.
Между тем, как неоднократно отмечали российские власти, около 40
государств проявляют интерес к созданию зон свободной торговли с ЕАЭС.
Так, в 2016 году уже могут начаться переговоры о создании ЗСТ ЕАЭС с
Египтом, Израилем, уже работают совместные исследовательские группы с
Ираном и Индией. С последней ЗСТ может начать полноценно работать уже к
2020 году. Свободная торговая зона с Китаем, между тем, возможна за
пределами среднесрочного периода, говорили в ЕЭК.
Кроме того, в текущем году стало известно об интересе к созданию ЗСТ с
ЕАЭС со стороны Индонезии, Камбоджи, Таиланда, Южной Кореи. Возможность
создания ЗСТ обсуждается и со странами Латинской Америки, в частности
Мексикой, и даже Сирией – против этого не возражают власти РФ, но для
начала необходимо урегулирование политических и экономических проблем в
этой стране.
Также в ноябре отмечалось, что РФ готова обсуждать создание зоны
свободной торговли с Японией. Примерно в то же время было объявлено и о
начале консультаций с Сингапуром по этому вопросу.
ТТП: угроза или возможность?
Между тем, Сингапур, Мексика, Япония, Вьетнам, а также ряд стран Южной
Америки являются также участниками созданного во второй половине года
Транстихоокеанского партнерства (ТТП), которое является зоной свободной
торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Участниками соглашения, кроме
уже озвученных, являются также США, Канада, Мексика, Перу, Чили,
Япония, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Австралия и Новая Зеландия.
Комментируя создание ТТП, президент США Барак Обама заявлял, что
партнерство – своего рода ответ на рост экономического влияния Китая –
ТТП будет противодействовать этому.
Путин в свою очередь замечал, что создание ТТП выгодно для АТР, но
конфиденциальный характер переговоров "вряд ли помогает устойчивому
развитию региона". МИД РФ также выражал обеспокоенность тем, что
соглашение о ТТП носит закрытый характер.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин же считает, что соглашение несет
серьезные риски для всего мира. По его словам, "контрольный пакет"
политики в регионе, где сосредоточено до 40% мирового ВВП, перейдет к
США, а всем остальным придется лишь смириться с тем, что правила
глобальной экономики станет писать Вашингтон, отодвинув впоследствии ВТО
на второй план.
Улюкаев между тем отмечал, что ответом на вызов ТТП должно стать
создание преференциальных и непреференциальных торговых объединений,
приводя в пример соглашение ЕАЭС с Вьетнамом, которое должно стать
базовым для заключения аналогичных соглашений со странами региона.
Позднее в министерстве сообщали, что создание ТТП не несет прямых и
явных угроз ни для экономики РФ, ни для торговли со странами АСЕАН.
Однако один из создателей и "главный акционер" ТТП, США, приоткрыл
ворота для других стран. Госсекретарь Джон Керри в ноябре предложил
России и Китаю присоединиться к партнерству – "если согласны повышать
стандарты и жить в соответствии с высокими стандартами, защищая людей,
сотрудничая открыто, прозрачно и ответственно". О возможности начала
соответствующих переговоров заявили вскоре после этого и в МИД Японии.
В свою очередь премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что России и
ряду других стран намекали, что хотели бы видеть участниками ТТП,
однако никаких приглашений или документов на этот счет правительство не
получало. Также он говорил о том, что существуют риски нестыковки
торговых режимов ВТО и ТТП.
Шелковый ответ от Шанхая до Калининграда
Ответом России на ТТП, о котором говорил Улюкаев, должно также стать
создание общего экономического пространства от Шанхая до Калининграда – с
Китаем и целым рядом стран. Несколько лет назад российское руководство
уже выражало желание создать единое экономическое пространство от
Лиссабона до Владивостока, однако после ухудшения отношений со странами
Европы этот вопрос был забыт.
В мае же текущего года Путин и Си Цзиньпин договорились о состыковке
ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Идею строительства
нового "Шелкового пути", который должен соединить Китай со странами
Европы и укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, глава КНР выдвинул
еще в 2013 году. Речь идет о создании торгового коридора для прямых
поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях. Китай
рассчитывает при реализации этой инициативы создать транспортную сеть от
Тихого океана до Балтийского моря, сократить барьеры для торговли и
инвестиций, расширить системы расчетов в национальных валютах.
Реализация Экономического пояса Шелкового пути предполагает создание до
нескольких сотен инфраструктурных проектов: железные дороги, автотрассы,
проекты в энергетике и индустриальные парки, строительство которых
начнется в ближайшие годы в Казахстане, Киргизии, Таджикистане,
Пакистане и других соседних с Китаем странах. Общая стоимость проекта
оценивается китайскими аналитиками в 240 миллиардов долларов. Желание
участвовать в проекте высказали лидеры стран ЕАЭС и ШОС.
По словам Медведева, проект Шелкового пути принесет существенную
экономическую пользу России и всем партнерам по ЕАЭС, а также Китаю и
другим участникам проекта. В июне было объявлено, что процесс интеграции
ЕАЭС и ЭПШП перешел в практическую плоскость.
Стоит отметить, что еще в конце декабря 2014 года Китай создал Фонд
развития Шелкового пути, аналог инвестиционного подразделения Всемирного
банка, задача которого – финансирование масштабных инфраструктурных
проектов стран экономического пояса Шелкового пути. Объем фонда – 40
миллиардов долларов.
В текущем году уже были начаты совместные проекты и вложены первые
инвестиции. Было подписано соглашение о сотрудничестве между Фондом
Шелкового пути, РФПИ и Внешэкономбанком и в области инвестиций в
приоритетные сектора экономики РФ и Китая. Также стало известно, что
фонд станет одним из инвесторов высокоскоростной магистрали ВСМ
"Москва-Казань".
В декабре был подписан договор о покупке фондом 9,9% акций у НОВАТЭКа в
проекте производства сжиженного природного газа в ЯНАО – "Ямал СПГ", при
этом в рамках сделки фонд выделил 700 миллионов долларов на
финансирование. РФПИ также сообщил, что Фонд развития Шелкового пути до
конца первого квартала 2016 года осуществит первые инвестиции в
инфраструктурные проекты в РФ – это касается платных дорог, портов,
мостов, аэропортов.
К развитию проекта в этом году активно приступили и сами страны ЕАЭС.
Как отмечали в ЕЭК, до конца текущего года планируется представить планы
по дорожной инфраструктуре до 2030 года в странах Евразийского союза в
рамках сопряжения с экономическим поясом Шелкового пути. При этом первый
раунд переговоров между ЕЭК и Китаем по проекту сопряжения намечен на
начало 2016 года. "Дорожную карту" по проекту сопряжения ЕАЭС и ЭПШП при
этом могут подписать в 2016 году.
Расчеты в нацвалютах
Тема расчетов в национальных валют с другими странами стала также
лейтмотивом уходящего года. Уже в январе власти РФ заговорили о
необходимости расширения взаиморасчетов в национальных валютах с Китаем.
Еще в октябре 2014 года ЦБ двух стран подписали соглашение о валютных
свопах на 150 миллиардов юаней.
Однако в течение года российские банки и компании отмечали, что идея
осуществляется слишком медленно. Как отмечал глава ВТБ Андрей Костин, в
российско-китайской торговле доля нацвалют составляет лишь 7%.
Многие эксперты связывали задержку с переходом на взаиморасчеты в
нацвалютах с Китаем с волатильностью валют двух стран: в августе ЦБ КНР
понизил курс юаня, однако МЭР заявил, что эта ситуация не создаст
проблем для расширения взаимных расчетов в рублях и юанях. Однако в
сентябре Минфин России отметил, что волатильность рубля сильно осложнила
действия по переходу на расчеты в нацвалютах с КНР.
Обсуждение перехода на расчет в нацвалютах в этом году велись и
обсуждались также с Египтом – об этом говорил президент РФ. Позже
египетские власти заявили, что россиянам уже предоставлена возможность
расплачиваться рублями в некоторых магазинах страны. Во втором же
квартале переговоры были приостановлены. Однако в августе Путин заявил,
что переход на расчеты в нацвалютах с Египтом может быть осуществлен
после создания ЗСТ с ЕАЭС.
Отечественные власти в течение года обсуждали переход на взаимные
расчеты в национальных валютах с такими странами, как Иран, Вьетнам,
Таиланд, Индонезия, Азербайджан, Аргентина и до упомянутого уже выше
инцидента – с Турцией.
Особое внимание также уделялось взаимодействию в этом вопросе в рамках
БРИКС. В июле на саммите БРИКС в Уфе Путин заявил о необходимости
проработать вопрос об использовании национальных валют в двусторонних
торговых расчетах с Бразилией. В сентябре МЭР объявило о том, что этот
вопрос находится в начальной стадии обсуждения. ЦБ РФ в свою очередь
заявил, что еще изучает такую возможность.
Также Путин отмечал, что расчеты рубли-рупии с Индией и рубли-рэнд с ЮАР
могли бы поднять уровень взаимного товарооборота РФ с этими странами.
Однако пока далее этих слов дело не зашло.
Как говорили в МЭР, на данный момент уровень расчетов РФ со странами
Латинской Америки в нацвалютах составляет 2-3%, то есть несколько сот
миллионов долларов. Для развития направления работы необходима помощь ЦБ
стран, возможно, межпрасоглашение, а также другой уровень предложения
банковских инструментов в нацвалютах для предприятий.
В свою очередь глава правительства РФ Дмитрий Медведев говорил о
необходимости использования нацвалют во взаимных расчетах со странами
БРИКС, что позволит минимизировать риски монетарной политики
государств-эмитентов резервных валют. По его словам, данная мера
позволит странам БРИКС повысить влияние государств "пятерки". Между тем,
к концу года Китаю удалось повысить свое влияние в мире, когда МВФ
включил в корзину резервных валют юань.
Восток — осознанный выбор
Власти РФ не словами, но делом демонстрируют разворот РФ на Восток.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов в середине года говорил, что РФ не
стремится к развороту на Восток, а просто развивает торговлю с этим
направлением, не отказываясь от торговых отношений с западным миром.
Однако в начале декабря Путин в своем послании Федеральному собранию
предложил вместе с коллегами по ЕАЭС начать консультации с членами ШОС и
АСЕАН о формировании возможного совместного экономического партнерства,
задав таким образом вектор работы на следующий год. До 1 июня 2016 года
кабмину поручено подготовить доклад о проведении консультаций с ШОС и
АСЕАН по вопросу экономического партнерства.
Россияне в вопросе выбора Востока или Запада, согласно опросу ВЦИОМ,
выступают за активизацию политики в отношении "разворота РФ на Восток" –
за это выступают около 59% россиян. При этом 70% россиян считают, что
более активное сотрудничество России с азиатскими странами даст стране
больше "плюсов", чем "минусов". Также стоит отметить, что около 90%
россиян воспринимают в данный момент отношения с Китаем как
"дружественные, хорошие и спокойные".
Разворот на Восток является для РФ не временной мерой, а осознанным
выбором, заявлял в текущем году глава международного комитета Совфеда
Константин Косачев
"Меня часто спрашивают, не является ли этот разворот каким-то временным
явлением, вынужденной мерой, реакцией на то, что у нас сейчас есть
осложнения в отношениях на западном направлении. Мой ответ – нет, это не
сиюминутное явление, не конъюнктура, а наш осознанный выбор. Мы
прекрасно понимаем, что Азия сейчас является наиболее динамично
развивающимся регионом земного шара", – говорил он.