ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Внешняя торговля России: идем на Восток

Внешняя торговля России: идем на Восток


30-12-2015, 11:27. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Внешняя торговля России: идем на Восток

Главным экономическим партнером России остается Евросоюз, однако по приоритетам на первое место выходят Китай и страны ШОС, с которыми РФ активно налаживает торговые связи.

ТАШКЕНТ, 29 дек — Sputnik. Уходящий 2015 год вместил в себя необычайно много событий для России, в том числе и неожиданных. На фоне ухудшающейся макроэкономической ситуации, режима санкций со стороны западных стран и ответного эмбарго Россия продолжила свой разворот на Восток, начатый еще в 2014 году.

Несмотря на снижение показателей товарооборота практически со всеми странами, РФ занялась активным налаживанием торговых связей с восточными странами – с Китаем, Индией, Ираном, Египтом и многими другими. До конца года в список таких стран входила и Турция, однако в ноябре произошел переломный момент, после которого отношения с этой страной кардинально изменились.

Хотя фактически главным экономическим партнером страны остается Евросоюз, на первое место по приоритетам выходят Китай и страны ШОС. С последними РФ приступила к разработке возможности организации зоны свободной торговли, которая должна стать ответом другим транснациональным партнерствам.

С Китаем же Россия начала практическую реализацию проекта Экономического пояса Шелкового пути. Стоит заметить, что президент РФ Владимир Путин в течение года неоднократно встречался с главой КНР Си Цзиньпином, множество поездок в эту страны совершили члены российского правительства.

Внешняя торговля в цифрах
Минэкомноразвития в своем прогнозе ожидает, что экспорт РФ в уходящем году снизится на 31% и составит 343,4 миллиарда долларов, а импорт – на 36%, до 197,2 миллиарда. Итоговые данные, как отмечают в министерстве, появятся в середине февраля. Судить же о том, насколько прогноз близок к реальным цифрам, можно по статистике МЭР за 10 и 11 последних месяцев.

За январь-ноябрь экспорт товаров из РФ снизился на 32% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года и составил 312,5 миллиарда долларов, импорт в РФ уменьшился на 37,4% – до 177,6 миллиарда долларов. При этом экспорт товаров в страны дальнего зарубежья снизился на 32,2%, составив 268,6 миллиарда долларов, импорт – на 37,4% – до 156,2 миллиарда.

В географической структуре внешней торговли России особое место, несмотря на взаимные запреты, продолжает занимать Европейский союз (ЕС), доля которого в товарообороте составляла в январе-октябре чуть более 45% против примерно 49% годом ранее. Товарооборот в январе-октябре уменьшился на 38,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, при этом экспорт снизился на 36,9%, импорт – на 42,7%.

Вторым по объему внешнеторгового оборота партнером РФ являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), удельный вес которых за прошедший период вырос до 27,9% с 26,6%. При этом в стоимостном выражении торговый оборот со странами АТЭС снизился на 30,9%. Доля стран СНГ в товарообороте РФ за этот период не изменилась и сохранилась на уровне 12,5%, снизившись в стоимостном выражении на 33,8%.
В 2014 году, отмечает Минэкономразвития, доля стран Азии (основные партнеры – Китай, Япония, Корея, Турция и Индия) в российском товарообороте составила 34,3%, страны же Латинской Америки остаются перспективными для российского несырьевого экспорта, доля которого в поставках в данный регион составила около 94%. В долгосрочной перспективе МЭР ожидает, что доля стран АТР (включая Индию) во внешнеторговом обороте РФ превысит 40%.

Основной причиной снижения товарооборота РФ со странами дальнего зарубежья и СНГ в министерстве называют снижение цен на основные товарные позиции российского экспорта (прежде всего нефть), удорожание импорта и падение спроса в связи со снижением курса рубля к основным валютам, замедление экономического роста России, политика импортозамещения, а также санкции западных стран. В будущем году на торговлю России небольшое влияние окажут спецмеры в отношении Турции, а также торговые нововведения с Украиной.

Таким образом, учитывая последние тенденции, в будущем году можно ожидать роста торговли со странами Азии и дальнейшего снижения с государствами СНГ.

Эмбарго для Украины

В текущем году страны Запада продлили на год санкции в отношении России, на что получили аналогичный ответ в виде продления продовольственного эмбарго. Кроме того, к санкционному режиму против РФ подключились в августе Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн, Украина, Норвегия и Грузия. В ответ Россия приняла решение о расширении своих ответных мер на эти государства, кроме Грузии, учтя при этом степень их вовлеченности в санкционный режим против РФ.

При этом против Украины режим продэмбарго был введен с отсрочкой с 1 января 2016 года, и предполагалось, что начнет действовать лишь в случае имплементации экономической части соглашения о создании ЗСТ между Киевом и Брюсселем, которое было подписано в июне 2014 года.
Минэкономразвития тогда отмечало, что доля поставок шести упомянутых стран, исключая Грузию, составляет около 1,6% от общего объема ввезенной в РФ продукции АПК. Ритейлеры также заявляли, что продэмбарго не скажется на полках магазинов. В свою очередь Грузию эмбарго не задело потому, что у РФ с этой страной нет активных отношений и высокого товарооборота, а меры, принятые руководством этой страны, являются незначительными, отмечали в правительстве РФ.

Между тем, 21 декабря стало известно, что России, Украине и Евросоюзу на трехсторонних переговорах не удалось договориться об имплементации экономической части соглашения о зоне свободной торговле (ЗСТ), таким образом, с 1 января в отношении этой страны также заработает режим продэмбарго, а также режим таможенных пошлин на все остальные товары. Украина некогда была одним из крупнейших торговых партнеров России – товарооборот двух стран в 2011 году составлял более 50 миллиардов долларов, однако затем начал последовательно снижаться. Уже по итогам 2015 года он опустится до 12 миллиардов долларов, по итогам 2016 года – до 10 миллиардов, считают в МЭР.

Однако режим пошлин, который Россия вводит с 1 января, и продовольственное эмбарго не отразятся на российской экономике, считают в МЭР. Как и не отразится на торговом балансе и возможный зеркальный ответ Украины в отношении России – все можно будет компенсировать за счет импортозамещения.
Кризис турецких отношений
Отношения России и Турции до конца ноября развивались в продуктивном ключе. Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно встречались в течение года и выражали намерение в будущем довести товарооборот между странами до 100 миллиардов долларов с примерно 30 миллиардов в 2014 году.

Но 24 ноября на территории Сирии турецкий истребитель F-16 сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24. Путин назвал это "ударом в спину со стороны пособников террористов". Анкара утверждает, что Су-24 вошел в ее воздушное пространство. Генштаб РФ заявил, что самолет границу не пересекал, это подтверждают данные сирийской ПВО. После инцидента президент РФ подписал указ о мерах по обеспечению нацбезопасности и специальных экономических мерах в отношении Турции.

В соответствии с указом, вводится запрет на ввоз в РФ отдельных видов турецких товаров с 2016 года. Под запрет попали овощи и фрукты, составляющие основу турецкого экспорта. Было приостановлено действие безвизового режима с Турцией, отменены чартерные рейсы, запрещены новые строительные проекты и некоторые другие меры.

Согласно опросу "Левада-Центра", около 81% россиян считает ответные меры России в отношении Турции адекватными, при этом лишь 9% придерживаются обратной точки зрения. По их мнению, эти меры негативно скажутся на экономическом положении России и ее граждан, углубят экономический кризис в стране.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев отмечал, что для отдельных секторов экономики (туротрасль, авиаперевозчики, аэропортовые хозяйства) России эти меры чувствительны, однако что касается поставок продовольствия – РФ сможет сбалансировать ситуацию за счет диверсификации импорта. Как отмечали в ЦБ, по отдельным товарным позициям зависимость у России от поставок Турции существенная: 67% физического объема импорта абрикосов, 55% помидоров, 45% винограда.

ЗСТ к юго-востоку от Москвы

В условиях волатильности на мировых рынках и геополитических проблем Россия в текущем году продолжила более активно, чем раньше, работать над созданием зон свободной торговли в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сам ЕАЭС начал функционировать с 1 января 2015 года, что фактически завершило формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ в 170 миллионов человек между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В течение года к союзу присоединились Армения и Кыргызстан. Объединение предполагает свободное перемещение между странами ЕАЭС товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов.

Знаковым событием для нового торгового объединения, а также России, явилось подписание соглашения о создании ЗСТ с Вьетнамом – первого для союза в своем роде. Эту страну власти РФ считают ключевым партнером в Юго-Восточной Азии. Соглашением, помимо условий либерализации взаимной торговли товарами, предусмотрены дополнительные обязательства, принятые российской и вьетнамской сторонами в отношении торговли услугами и учреждения совместных компаний.

В Минэкономразвития считают, что в связи с подписание соглашения в ближайшие годы можно ожидать кратного повышения товарооборота между двумя странами, который в 2014 году достиг 3,7 миллиарда долларов. Взаимная цель, к которой будут последовательно двигаться – 10 миллиардов долларов к 2020 году.

Между тем, как неоднократно отмечали российские власти, около 40 государств проявляют интерес к созданию зон свободной торговли с ЕАЭС. Так, в 2016 году уже могут начаться переговоры о создании ЗСТ ЕАЭС с Египтом, Израилем, уже работают совместные исследовательские группы с Ираном и Индией. С последней ЗСТ может начать полноценно работать уже к 2020 году. Свободная торговая зона с Китаем, между тем, возможна за пределами среднесрочного периода, говорили в ЕЭК.

Кроме того, в текущем году стало известно об интересе к созданию ЗСТ с ЕАЭС со стороны Индонезии, Камбоджи, Таиланда, Южной Кореи. Возможность создания ЗСТ обсуждается и со странами Латинской Америки, в частности Мексикой, и даже Сирией – против этого не возражают власти РФ, но для начала необходимо урегулирование политических и экономических проблем в этой стране.

Также в ноябре отмечалось, что РФ готова обсуждать создание зоны свободной торговли с Японией. Примерно в то же время было объявлено и о начале консультаций с Сингапуром по этому вопросу.

ТТП: угроза или возможность?

Между тем, Сингапур, Мексика, Япония, Вьетнам, а также ряд стран Южной Америки являются также участниками созданного во второй половине года Транстихоокеанского партнерства (ТТП), которое является зоной свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Участниками соглашения, кроме уже озвученных, являются также США, Канада, Мексика, Перу, Чили, Япония, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Австралия и Новая Зеландия. Комментируя создание ТТП, президент США Барак Обама заявлял, что партнерство – своего рода ответ на рост экономического влияния Китая – ТТП будет противодействовать этому.

Путин в свою очередь замечал, что создание ТТП выгодно для АТР, но конфиденциальный характер переговоров "вряд ли помогает устойчивому развитию региона". МИД РФ также выражал обеспокоенность тем, что соглашение о ТТП носит закрытый характер.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин же считает, что соглашение несет серьезные риски для всего мира. По его словам, "контрольный пакет" политики в регионе, где сосредоточено до 40% мирового ВВП, перейдет к США, а всем остальным придется лишь смириться с тем, что правила глобальной экономики станет писать Вашингтон, отодвинув впоследствии ВТО на второй план.
Улюкаев между тем отмечал, что ответом на вызов ТТП должно стать создание преференциальных и непреференциальных торговых объединений, приводя в пример соглашение ЕАЭС с Вьетнамом, которое должно стать базовым для заключения аналогичных соглашений со странами региона. Позднее в министерстве сообщали, что создание ТТП не несет прямых и явных угроз ни для экономики РФ, ни для торговли со странами АСЕАН.

Однако один из создателей и "главный акционер" ТТП, США, приоткрыл ворота для других стран. Госсекретарь Джон Керри в ноябре предложил России и Китаю присоединиться к партнерству – "если согласны повышать стандарты и жить в соответствии с высокими стандартами, защищая людей, сотрудничая открыто, прозрачно и ответственно". О возможности начала соответствующих переговоров заявили вскоре после этого и в МИД Японии.

В свою очередь премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что России и ряду других стран намекали, что хотели бы видеть участниками ТТП, однако никаких приглашений или документов на этот счет правительство не получало. Также он говорил о том, что существуют риски нестыковки торговых режимов ВТО и ТТП.

Шелковый ответ от Шанхая до Калининграда

Ответом России на ТТП, о котором говорил Улюкаев, должно также стать создание общего экономического пространства от Шанхая до Калининграда – с Китаем и целым рядом стран. Несколько лет назад российское руководство уже выражало желание создать единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока, однако после ухудшения отношений со странами Европы этот вопрос был забыт.

В мае же текущего года Путин и Си Цзиньпин договорились о состыковке ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Идею строительства нового "Шелкового пути", который должен соединить Китай со странами Европы и укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, глава КНР выдвинул еще в 2013 году. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях. Китай рассчитывает при реализации этой инициативы создать транспортную сеть от Тихого океана до Балтийского моря, сократить барьеры для торговли и инвестиций, расширить системы расчетов в национальных валютах.

Реализация Экономического пояса Шелкового пути предполагает создание до нескольких сотен инфраструктурных проектов: железные дороги, автотрассы, проекты в энергетике и индустриальные парки, строительство которых начнется в ближайшие годы в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Пакистане и других соседних с Китаем странах. Общая стоимость проекта оценивается китайскими аналитиками в 240 миллиардов долларов. Желание участвовать в проекте высказали лидеры стран ЕАЭС и ШОС.

По словам Медведева, проект Шелкового пути принесет существенную экономическую пользу России и всем партнерам по ЕАЭС, а также Китаю и другим участникам проекта. В июне было объявлено, что процесс интеграции ЕАЭС и ЭПШП перешел в практическую плоскость.

Стоит отметить, что еще в конце декабря 2014 года Китай создал Фонд развития Шелкового пути, аналог инвестиционного подразделения Всемирного банка, задача которого – финансирование масштабных инфраструктурных проектов стран экономического пояса Шелкового пути. Объем фонда – 40 миллиардов долларов.

В текущем году уже были начаты совместные проекты и вложены первые инвестиции. Было подписано соглашение о сотрудничестве между Фондом Шелкового пути, РФПИ и Внешэкономбанком и в области инвестиций в приоритетные сектора экономики РФ и Китая. Также стало известно, что фонд станет одним из инвесторов высокоскоростной магистрали ВСМ "Москва-Казань".

В декабре был подписан договор о покупке фондом 9,9% акций у НОВАТЭКа в проекте производства сжиженного природного газа в ЯНАО – "Ямал СПГ", при этом в рамках сделки фонд выделил 700 миллионов долларов на финансирование. РФПИ также сообщил, что Фонд развития Шелкового пути до конца первого квартала 2016 года осуществит первые инвестиции в инфраструктурные проекты в РФ – это касается платных дорог, портов, мостов, аэропортов.

К развитию проекта в этом году активно приступили и сами страны ЕАЭС. Как отмечали в ЕЭК, до конца текущего года планируется представить планы по дорожной инфраструктуре до 2030 года в странах Евразийского союза в рамках сопряжения с экономическим поясом Шелкового пути. При этом первый раунд переговоров между ЕЭК и Китаем по проекту сопряжения намечен на начало 2016 года. "Дорожную карту" по проекту сопряжения ЕАЭС и ЭПШП при этом могут подписать в 2016 году.

Расчеты в нацвалютах

Тема расчетов в национальных валют с другими странами стала также лейтмотивом уходящего года. Уже в январе власти РФ заговорили о необходимости расширения взаиморасчетов в национальных валютах с Китаем. Еще в октябре 2014 года ЦБ двух стран подписали соглашение о валютных свопах на 150 миллиардов юаней.

Однако в течение года российские банки и компании отмечали, что идея осуществляется слишком медленно. Как отмечал глава ВТБ Андрей Костин, в российско-китайской торговле доля нацвалют составляет лишь 7%.

Многие эксперты связывали задержку с переходом на взаиморасчеты в нацвалютах с Китаем с волатильностью валют двух стран: в августе ЦБ КНР понизил курс юаня, однако МЭР заявил, что эта ситуация не создаст проблем для расширения взаимных расчетов в рублях и юанях. Однако в сентябре Минфин России отметил, что волатильность рубля сильно осложнила действия по переходу на расчеты в нацвалютах с КНР.

Обсуждение перехода на расчет в нацвалютах в этом году велись и обсуждались также с Египтом – об этом говорил президент РФ. Позже египетские власти заявили, что россиянам уже предоставлена возможность расплачиваться рублями в некоторых магазинах страны. Во втором же квартале переговоры были приостановлены. Однако в августе Путин заявил, что переход на расчеты в нацвалютах с Египтом может быть осуществлен после создания ЗСТ с ЕАЭС.

Отечественные власти в течение года обсуждали переход на взаимные расчеты в национальных валютах с такими странами, как Иран, Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Азербайджан, Аргентина и до упомянутого уже выше инцидента – с Турцией.

Особое внимание также уделялось взаимодействию в этом вопросе в рамках БРИКС. В июле на саммите БРИКС в Уфе Путин заявил о необходимости проработать вопрос об использовании национальных валют в двусторонних торговых расчетах с Бразилией. В сентябре МЭР объявило о том, что этот вопрос находится в начальной стадии обсуждения. ЦБ РФ в свою очередь заявил, что еще изучает такую возможность.

Также Путин отмечал, что расчеты рубли-рупии с Индией и рубли-рэнд с ЮАР могли бы поднять уровень взаимного товарооборота РФ с этими странами. Однако пока далее этих слов дело не зашло.

Как говорили в МЭР, на данный момент уровень расчетов РФ со странами Латинской Америки в нацвалютах составляет 2-3%, то есть несколько сот миллионов долларов. Для развития направления работы необходима помощь ЦБ стран, возможно, межпрасоглашение, а также другой уровень предложения банковских инструментов в нацвалютах для предприятий.

В свою очередь глава правительства РФ Дмитрий Медведев говорил о необходимости использования нацвалют во взаимных расчетах со странами БРИКС, что позволит минимизировать риски монетарной политики государств-эмитентов резервных валют. По его словам, данная мера позволит странам БРИКС повысить влияние государств "пятерки". Между тем, к концу года Китаю удалось повысить свое влияние в мире, когда МВФ включил в корзину резервных валют юань.

Восток — осознанный выбор

Власти РФ не словами, но делом демонстрируют разворот РФ на Восток. Первый вице-премьер Игорь Шувалов в середине года говорил, что РФ не стремится к развороту на Восток, а просто развивает торговлю с этим направлением, не отказываясь от торговых отношений с западным миром.

Однако в начале декабря Путин в своем послании Федеральному собранию предложил вместе с коллегами по ЕАЭС начать консультации с членами ШОС и АСЕАН о формировании возможного совместного экономического партнерства, задав таким образом вектор работы на следующий год. До 1 июня 2016 года кабмину поручено подготовить доклад о проведении консультаций с ШОС и АСЕАН по вопросу экономического партнерства.

Россияне в вопросе выбора Востока или Запада, согласно опросу ВЦИОМ, выступают за активизацию политики в отношении "разворота РФ на Восток" – за это выступают около 59% россиян. При этом 70% россиян считают, что более активное сотрудничество России с азиатскими странами даст стране больше "плюсов", чем "минусов". Также стоит отметить, что около 90% россиян воспринимают в данный момент отношения с Китаем как "дружественные, хорошие и спокойные".

Разворот на Восток является для РФ не временной мерой, а осознанным выбором, заявлял в текущем году глава международного комитета Совфеда Константин Косачев

"Меня часто спрашивают, не является ли этот разворот каким-то временным явлением, вынужденной мерой, реакцией на то, что у нас сейчас есть осложнения в отношениях на западном направлении. Мой ответ – нет, это не сиюминутное явление, не конъюнктура, а наш осознанный выбор. Мы прекрасно понимаем, что Азия сейчас является наиболее динамично развивающимся регионом земного шара", – говорил он.

Вернуться назад