Денежно-кредитная политика РФ. Тенденции и изменения.
До кризиса денежная кредитная политика ЦБ РФ по сути и содержанию сводилась к простому обменному пункту. Эмиссия производилась под приток валюты (экспортного профита от нефти и газа) и на этой траектории формировались золотовалютные резервы. Например, в период от 2006 по сентябрь 2008 доля иностранных активов ЦБ РФ в общих активах ЦБ была 93-95% — беспрецедентный уровень. При этом доля фондирования российской банковской системы за счет рублевых центробанковских кредитов была нулевой! С 2009 многое изменилось. Случился кризис, цены на нефть перестали расти, платежный баланс деформировался, усилился отток капитала, что напрямую ударило по ЗВР, также образовался дефицит ликвидности в банковской системе и началось фондирование за счет внутренних ресурсов.
Причины дефицита ликвидности в 2008 отличаются от текущих. Тогда были кассовые разрывы и закрытия лимитов на международном межбанковском рынке. С 2011 дефицит ликвидности в российской банковской системе связан с тем, что темпы роста кредитования превышали темпы роста возврата средств в банковскую систему через депозиты. Причиной этому отчасти является то, что население и компании брали кредиты для покупки иностранной продукции (машины, оборудование, комплектующие и прочее). У банков есть несколько каналов фондирования своей деятельности:
- Депозиты государственных и квазигосударственных структур
- Межбанковские кредиты (внешние и внутренние)
- Размещение векселей и облигаций
- Собственные средства (уставной капитал, прибыль)
Так вот. С 2011 года ЦБ начал фондировать банковскую систему за счет эмиссии по линии центробанковского кредитования в рублях. На текущий момент объем задолженности банков перед ЦБ превышает 5.4 трлн руб (!!). Для сравнения, в июне 2011 около полу триллиона. Всего за 3 года обязательства перед ЦБ выросли более, чем на 5 трлн руб. От февраля 2014 рост обязательств на 1.4 трлн руб.
Доля рублевых кредитов для банковской системы РФ в структуре активов ЦБ РФ составляет сейчас 25% (самая значительная доля за всю историю ЦБ), доля иностранных активов снизилась до 60%.
5.4 трлн руб. Насколько это много или мало? Доля центробанковских обязательствах российских банков сейчас 14% и стабильно увеличивается. В обязательствах банков я учел (кредиты от ЦБ, депозиты населений, компаний, государства, межбанк и выпущенные облигации и векселя). Обратите внимание, как сквизануло банки в 2008 )) Структура обязательств сейчас следующая. Кредиты ЦБ – 14%, депозиты населения, компаний и государственных структур – 78.6%, межбанк – 3.8%, облигации и векселя – 3.5%. Сейчас депозитов банкам не хватает, в 2011 доля была под 93%. Учитывая, что Россия находится в состоянии войны со странами G7, то вполне логичное развитие событий заключается в том, чтобы в течение 5 лет свести государственные активы в долларах, евро, фунтах, иенах, франках до нуля, чтобы снизить потенциальные рычаги давления на Россию и исключить риск принудительной экспроприации государственных средств, не смотря на все эти защитные конвенции (которые переписываются за пол часа задним числом). Плюс своеобразная санкционная дубина против враждебных западных стран.
Не снижение активов в валютах враждебных стран может свидетельствовать о предательстве национальных интересов с соответствующими действиями и решениями в отношении лиц, ответственных за такую политику.
Сценарии разные, но наиболее приемлемый может быть такой. Половину ЗВР продавать по рыночным ценам на открытом рынке в течение 3-5 лет, вторую половину при истечении срока обращения бумаг возвращать домой (т.е. не реинвестировать). Деньги от ЗВР направлять по трем векторам –
- Возвращаемые долгосрочные инфраструктурные облигации на крупные инвестиционные проекты, выдаваемые государству и стратегических российским предприятиям.
- Субсидирование системообразующих проектов и инновационного развития, в том числе деньги на покупку технологий и патентов (в частности по линии импортозамещения).
- Частичное консервативное вложение в надежные финансовые активы дружественных стран (Китай, Бразилия, Индия) на правах перекрестного финансирования, когда Россия вкладывается в эти страны, но и Китай, Индия, Бразилия также участвует в инвестиционной активности на территории России, замещая выпадающих инвестиционный спрос западных стран.
Очевидно, что ни один из этих векторов не приведет к инфляции, а снизит риски экспроприации со стороны западных гопников и подонков, также создаст базис под устойчивый экономический рост на фоне усиленной инвестиционной активности.
Абсолютно исключено, чтобы ЗВР тратились на социальное обеспечение (пенсии, пособия, зарплаты), т.к. это не имеет никакого отношения к созданию условий под развитие общества и технологий. В прямом смысле слив денег в унитаз. Ресурсы должны тратиться на развитие человеческого потенциала (всякие образовательные проекты, научные и исследовательские центры), помогать бизнесу в развитии (субсидирование процентных ставок, льготные условия кредитования, отсрочка платежей, помощь в реализации масштабных проектов и так далее.)
Государство должно играть роль парника (теплицы), создавая условия под рост и развитие общества. Поэтому образование, технологии и инвест.проекты, чтобы экономика сама в дальнейшем генерировала богатство.
При этом инвестиционная активность не должна быть хаотичной, а идти только на те проекты, которые бизнес в принципе не способен осилить за собственные ресурсы, как в виду масштабности, так и из-за длительного срока окупаемости. Эти проекты должны повышать технологическую оснащенность, создавать устойчивые рабочие места (т.е. не только в момент реализации проектов, но и в дальнейшем) и генерировать денежный поток (быть окупаемые в перспективе).
Так что доля иностранных активов должна снижаться в активах ЦБ (до 20-30% через 5 лет в идеале), расти доля рублевого фондирования с 25% текущих до 55-65%.
spydell Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|